angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ингмар Бергман

Тема семьи в кино

Детство Бергмана было таким сложным, что он осмыслял его всю жизнь. Проследим семейную тему в творчестве режиссера.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Разберемся, как отношения с семьей повлияли на творчество режиссера. Спойлер: сильно.

💔 К матери он испытывал болезненную любовь.

🗣 «Но наши отношения были вовсе не так просты — моя преданность досаждала ей, вызывала раздражение, а проявления нежности с моей стороны и бурные вспышки беспокоили ее. Она нередко отсылала меня прочь холодным ироничным тоном. Я рыдал от бешенства и разочарования».

📖 После смерти матери Бергман нашел ее дневники, где прочитал, что был нежеланным ребенком, «созревшим в холодном чреве». Отсылка к этому есть в «Земляничной поляне». Мать главного героя жалуется, что она мерзнет и мерзнет ее живот.

🤯 Отсюда интерес Бергмана к женщине, к ее психологии. Как хирург он препарирует чувства своих героинь, пытаясь ответить на собственные болезненные вопросы.

👨‍👩‍👦‍👦 В 1991 году выходит фильм Билле Аугуста, по сценарию Бергмана «Благие намерения». Персонажи фильма очень похожи на родителей Бергмана, и раскрывают суть их взаимоотношений. Советуем посмотреть тем, кто хочет углубиться в тему.

Молодой Ингмар Бергман

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

С отцом все было еще сложнее.

🧐 Он был строгим пастором, которому были не чужды телесные наказания. Автобиография режиссера полна мрачных деталей из детства.

😰 Например, он вспоминает, как его запирали в кладовке, где, по словам родителей, жило чудовище, отгрызающее пальцы ног. Если ребенок не успевал добежать до туалета, на него надевали юбочку. Эту деталь Бергман потом использует в кино.

🥶 Из детства эта мрачность и холодность интонации Бергмана. Образы пасторов и священников тоже оттуда: он изображает священнослужителей потерявшими веру, сломленными, как в «Причастии», или холодными и чопорными, как в «Фанни и Александре».

Вот что говорил Бергман о своей семье 👇

🗣 «В основе нашего воспитания лежали такие понятия как грех, признание, наказание, прощение и милосердие, конкретные факторы отношений детей и родителей между собой и с Богом. В этом была своя логика, которую мы принимали и, как мы полагали, понимали. Вполне возможно, именно это привело нас к робкому приятию нацизма. Мы никогда ничего не слышали о свободе и вовсе не представляли себе, что это такое. В иерархической системе все двери закрыты».

😱 Бергман обожал придумывать про себя всякие истории. Кинопоиск собрал быль и небыль.

Каким историям верите, посмотрев его фильмы, а каким — нет?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;