angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ингмар Бергман

Ранний Бергман: шведская школа кино

У Бергмана не было большого бюджета, но это не мешало ему успешно работать. Даже ранние фильмы быстро становились шедеврами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

1. Кадр из фильма «Лето с Моникой»
2. Кадр из фильма «Вечер шутов»
3. Кадр из фильма «Улыбки летней ночи»
4. Кадр из фильма «Седьмая печать»

Прежде чем подробнее говорить о фильме «Земляничная поляна», давайте посмотрим на другие ранние фильмы мастера. Мы выделили в них то важное, что характеризует Бергмана 👇🏼

👄 «Лето с Моникой», 1952 год

В этом фильме есть кадры, дышащие эротикой. Бергман всегда славился своей эротоманией: это не только любовь к обнаженному телу, но и сексуальная энергия фильма. Она будет и в «Шепотах и криках», и в «Молчании». С этого фильма Бергман начинает работать с одной из величайших шведских актрис — Харриет Андерссон, которую он будет снимать вплоть до ухода из кино.

🤡 «Вечер шутов», 1953 год

Фильм получил плохие отзывы за то, что был мрачным и аморальным. В этом фильме проявился настоящий Бергман, такие качества его и прославят.

🏆 «Улыбки летней ночи», 1955 год

Одна из самых удачных комедий Бергмана, которая получила приз Каннского фестиваля и повысила престиж режиссера.

💶 «Седьмая печать», 1957 год

Один из самых известных фильмов Бергмана, вдохновленный фреской «Смерть, играющая в шахматы» Альбертуса Пиктора. У этого фильма, как и у многих фильмов Бергмана, маленький бюджет. В конце 1950-х — начале 1960-х Бергман снимает дешево, камерно и быстро. «Седьмая печать» снята за 35 дней во дворе киностудии. Бергман пишет в воспоминаниях, что даже в сцене, где сжигают ведьму, можно увидеть сквозь деревья проезжую часть с машинами, хотя речь о Средневековье — настолько малобюджетным был фильм.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Любопытная деталь:

💋 У Бергмана есть свой вариант «улыбки Кабирии» Феллини. Кадр с улыбкой Кабирии из фильма «Ночи Кабирии» вошел в историю кино: на глазах героини слезы, но она улыбается.

👩🏼 Режиссер Жан-Люк Годар восхищался фильмом Бергмана «Лето с Моникой» и сравнивал финальный кадр с Моникой с улыбкой Кабирии. Он говорил, что у Бергмана крупный план получился гораздо более сильным, чем у Феллини.

Своя «Улыбка Кабирии» есть и у Вуди Аллена — он тоже пародирует знаменитый кадр Феллини в фильме «Пурпурная роза Каира». Обманутая героиня комедии Аллена Сесилия остается у разбитого корыта, она в очередной раз поверила не тому, но она идет в кино и улыбается. Да, кино — мир иллюзий, но у нее остаются хотя бы они.

Так сюжеты и визуальные образы кочуют из фильма в фильм 👇

Улыбка Кабирии

Крупный план Моники

Ингмар Бергман и Виктор Шёстрём

Когда мы говорим о шведском кино, в голову сразу приходит Бергман. Справедливости ради расскажем о том, что в 1910–1920 годах шведская школа кино была одной из ведущих в мире. Она сильно повлияла на немецкий кинематограф и отчасти — на голливудский.

💪🏼 Эту школу можно отнести к эпохе романтизма: ей свойственны страсти и эмоциональность, сильные личности, главные персонажи — настоящие герои, борцы.

🏞 Почти все фильмы снимаются на натуре. До этого кино снимали в основном в небольших павильонах. Шведские пейзажи играют важную роль.

Важные фильмы шведской школы кино 👇

🔸 «Ингеборг Хольм» Виктора Шёстрёма, 1913 год.

🔺 «Терье Виген» Виктора Шёстрёма, 1917 год.

🟥 «Горный Эйвинд и его жена» Виктора Шёстрёма, 1917 год.

❤️ «Сага о Йосте Берлинге» Морица Стиллера 1924 год.

Виктор Шёстрём

В «Земляничной поляне» главную роль играет именно Виктор Шёстрём. Он классик шведского кино, величайший режиссер немой эпохи и основатель классической шведской школы кинематографа

Связь Греты Гарбо со шведским кино

Грета Гарбо

Переходим к «Земляничной поляне». Мы уже немного говорили о кино потока сознания, давайте закрепим.

🤯 Поток сознания — это художественный прием и тип повествования в литературе 20 века. Это воспроизведение душевной жизни персонажа, его переживаний, ассоциаций, воспоминаний, которые передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи. Поток сознания — это крайняя степень внутреннего монолога.

📚 В литературе это приводит к нарушению синтаксиса: исчезают запятые и точки, как в романе Джеймса Джойса «Улисс».

💭 Благодаря Ингмару Бергману в кино тоже появляется поток сознания. Хотя «Земляничная поляна» ближе в приему «внутреннего диалога»: мысли носят более упорядоченный характер и контролируются разумом.

🛏 Перед началом сна герой говорит «я уснул», то есть он оставляет зрителю маркеры, по которым можно ориентироваться, реальность перед нами или нет.

✔️ Феллини первым использовал в фильме «Восемь с половиной» канонический поток сознания, но вдохновлялся он именно Бергманом. За Феллини и за Бергманом в изображении потока сознания движется и Тарковский в фильме «Зеркало». На него, как мы уже говорили, Бергман оказал колоссальное влияние.

Главная тема «Земляничной поляны» — переосмысление жизни человеком, который находится на пороге смерти

🔝 Исак Борг — живой труп. Человек, который вытравил любой намек на чувства из своей жизни. Перед смертью он получает возможность через воспоминания и сны приблизиться к свету.

💤 Картина построена вокруг фрагментов воспоминаний: приятные примиряют героя с жизнью, а болезненные — дают возможность переосмыслить их и принять. В конце картины мы видим, что герой засыпает совершенно счастливым.

🍓 Словосочетание «Земляничная поляна» — устойчивое. Дословно переводится как «земляничное место», а идиома означает любимое затаенное место, где тебе хорошо, место, которое связано с приятными воспоминаниями.

Объясняем термины из видео ☝️

🧐 Экспозиция — это сочетание величины диафрагмы и выдержки.

🔘 Диафрагма определяет, насколько открыто отверстие, пропускающее свет сквозь объектив кинокамеры.

🕜 Выдержка определяет, насколько долго открыто это отверстие.

Если отверстие диафрагмы узко, то света сквозь объектив проходит мало. Если сузить отверстие до предела, то кадр будет темным. Если, наоборот, раскрыть его на полную, то пленка засветится — все будет белым.

⚪️ В сцене сна героя «Земляничной поляны» применена большая экспозиция — то есть отверстие диафрагмы раскрыто широко, что позволяет свету буквально обливать пленку, воздействуя на светлые места как отбеливатель.

Диафрагма

Заметили, какими приемами пользуется режиссер, чтобы отделить реальность от сна или воспоминания?

Давайте рассмотрим еще некоторые детали фильма 👇🏼

💎 Имя уставшего от жизни профессора Исака Борга отражает его образ: «Is» — лед, «Borg» — крепость.

🕝 Знаменитый кадр «Земляничной поляны» — часы без стрелок. Они символизируют смерть, остановившееся время.

🕋 В начале фильма мы видим сцену, которая часто снилась самому режиссеру: он в пустом городе под часами без стрелок видит похоронную карету с гробом, а в гробу — его двойник.

❤️ «Земляничная поляна» — один из самых добрых фильмов Бергмана. Главный герой обретает возможность любить и прощать. К следующим своим героям Бергман будет уже не так милосерден.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;