Ингмар Бергман
Шестидесятые: что делал Бергман
В шестидесятых Бергман стал известен на международном уровне. Именно в этот период появились главные фильмы режиссера и укрепился его индивидуальный стиль.
Поговорим о том, что делает Бергман в 1960-е годы.
🏆 В это время он снимает фильм «Девичий источник», за который получает свой первый Оскар, выходит за пределы Европы и обретает международное признание.
🔴 Сюжет фильма основан на шведской народной балладе «Дочери Тёре из Вэнге». Но важен даже не источник, а стиль. Сам он называл это «убогое подражание Акире Куросаве» — известному японскому режиссеру.
Что в этом фильме от Куросавы 👇
🎞 Кадры выстраиваются так же, как в фильмах «Семь самураев» или в «Расёмоне»: например, съемки с нижней точки, благодаря чему герой возвышается над линией горизонта.
🌄 Эпический размах повествования.
🎎 Японское Средневековье Куросавы здесь превращается в некое шведское Средневековье. Главный герой выглядит величественным борцом с каменным выражением лица и уверенностью в собственных силах. И визуально, и по духу здесь чувствуется Куросава.
⚔️ Бергман говорил в те годы, что он готов надеть на себя самурайский костюм, взять в руки меч и пойти по улицам Швеции.
🎥 С фильма «Девичий источник» начинается постоянное сотрудничество Бергмана с Нюквистом Свеном — одним из крупнейших операторов в истории кино. Он стал таковым во многом благодаря работе с Бергманом, хотя работал и с Полански, и с Тарковским.
🤯 В 1961-м году выходит очередной оскароносный фильм Бергмана «Сквозь тусклое стекло», исследующий безумие.
📚 Это фильм из трилогии Бергмана о молчании Бога, куда также входит фильм «Причастие» о потерявшем веру священнике и «Молчание» — о молчании Бога.
⛪️ В этих фильмах прямо затрагивается христианская проблематика, а эпиграфом к трилогии могла бы стать фраза Бергмана «Бог не говорит с нами, потому что он не существует».
🥶 Все эти фильмы камерные, холодные и мрачные.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры со съемок фильмов:
1. «Сквозь черное стекло»
2. «Персона»
3–5. «Молчание»
Фильм «Через тусклое стекло» снят на острове Форё, в который Бергман влюбился. Теперь этот остров ассоциируется с ним — поклонники совершают туда паломничества.
🏝 На Форё Бергман много жил, работал, снимал и даже его смерть наступила там.
Вот немного о его отношениях с уже легендарным островом из книги «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены» 👇🏼
🍃 На этом скудном и суровом острове к северу от Готланда нашлось все, чего он желал, сам о том не зная. Даларна, с рекой, холмами, лесами и пустошами, с детства жила у него в крови. Но Форё вмиг стал для него вожделенным, и, в точности как бывало с женщинами, он завладел предметом своей пылкой страсти.
Летом 1965 года, вернувшись на остров снимать «Персону», Бергман лишь укрепился в своем первом впечатлении. Здесь он нашел свой ландшафт: формы, пропорции, краски, горизонт, звуки, тишину, свет. Здесь мог дать выход ярости, мог кричать.
🕊 «Чайка свободно взмывает ввысь. В театре это станет катастрофой», — пишет он в «Волшебном фонаре».
На Форё он мог уединиться, наслаждаясь добровольным одиночеством, когда заблагорассудится. Мог читать, размышлять, очищать душу.
Бергман на острове Форё
Скандал вокруг Бергмана из-за фильма «Молчание»
1, 2. Кадры со съемок фильма «Час волка»
3, 4. Кадры из фильма «Час волка»
1. Кадр со съемок фильма «Стыд»
2, 3. Кадры из фильма «Стыд»
О фильмах «Час волка» и «Стыд»
👤 «Персона» — главный фильм Бергмана 1960-х годов.
Это наиболее сложная картина режиссера, в ней много слоев и много тем. Он говорит и о Боге, и о душе, и о травме, и о природе кино. Дает выход своим многолетним фобиям и маниям, задаваясь вопросом, в чем индивидуальность человека.
🎬 Изначально фильм даже назывался «Кинематограф». Он начинается с запуска проекционного аппарата и заканчивается его выключением.
👯♀️ Бергман написал сценарий, когда увидел вместе на улице Биби Андерссон и Лив Ульман. Он хотел проникнуть в дружбу актрис и создал кино о том, как две абсолютно разные женщины сливаются в одну, становясь альтер-эго режиссера.
🗣 Сам Бергман выделяет два своих фильма — «Персона» и «Шепоты и крики» и говорит, что «зашел так далеко, как только мог, я коснулся бессловесных секретов, которые кино может только открыть».
👩🏻🦳 В этом фильме он применил свой знаменитый прием с наложением лиц, который потом был много раз повторен им самим и другими режиссерами.
🙈 Еще один знаменитый фокус режиссера — фаллос, на секунду появляющийся в «Персоне». Фанат Бергмана Дэвид Финчер позаимствовал этот кадр в «Бойцовском клубе».
🏞 Оцените природу в фильмах Бергмана: какая она? Отражает ли состояние героев?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день