angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ингмар Бергман

Шестидесятые: что делал Бергман

В шестидесятых Бергман стал известен на международном уровне. Именно в этот период появились главные фильмы режиссера и укрепился его индивидуальный стиль.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Поговорим о том, что делает Бергман в 1960-е годы.

🏆 В это время он снимает фильм «Девичий источник», за который получает свой первый Оскар, выходит за пределы Европы и обретает международное признание.

🔴 Сюжет фильма основан на шведской народной балладе «Дочери Тёре из Вэнге». Но важен даже не источник, а стиль. Сам он называл это «убогое подражание Акире Куросаве» — известному японскому режиссеру.

Что в этом фильме от Куросавы 👇

🎞 Кадры выстраиваются так же, как в фильмах «Семь самураев» или в «Расёмоне»: например, съемки с нижней точки, благодаря чему герой возвышается над линией горизонта.

🌄 Эпический размах повествования.

🎎 Японское Средневековье Куросавы здесь превращается в некое шведское Средневековье. Главный герой выглядит величественным борцом с каменным выражением лица и уверенностью в собственных силах. И визуально, и по духу здесь чувствуется Куросава.

⚔️ Бергман говорил в те годы, что он готов надеть на себя самурайский костюм, взять в руки меч и пойти по улицам Швеции.

🎥 С фильма «Девичий источник» начинается постоянное сотрудничество Бергмана с Нюквистом Свеном — одним из крупнейших операторов в истории кино. Он стал таковым во многом благодаря работе с Бергманом, хотя работал и с Полански, и с Тарковским.

🤯 В 1961-м году выходит очередной оскароносный фильм Бергмана «Сквозь тусклое стекло», исследующий безумие.

📚 Это фильм из трилогии Бергмана о молчании Бога, куда также входит фильм «Причастие» о потерявшем веру священнике и «Молчание» — о молчании Бога.

⛪️ В этих фильмах прямо затрагивается христианская проблематика, а эпиграфом к трилогии могла бы стать фраза Бергмана «Бог не говорит с нами, потому что он не существует».

🥶 Все эти фильмы камерные, холодные и мрачные.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры со съемок фильмов:
1. «Сквозь черное стекло»
2. «Персона»
3–5. «Молчание»

Фильм «Через тусклое стекло» снят на острове Форё, в который Бергман влюбился. Теперь этот остров ассоциируется с ним — поклонники совершают туда паломничества.

🏝 На Форё Бергман много жил, работал, снимал и даже его смерть наступила там.

Вот немного о его отношениях с уже легендарным островом из книги «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены» 👇🏼

🍃 На этом скудном и суровом острове к северу от Готланда нашлось все, чего он желал, сам о том не зная. Даларна, с рекой, холмами, лесами и пустошами, с детства жила у него в крови. Но Форё вмиг стал для него вожделенным, и, в точности как бывало с женщинами, он завладел предметом своей пылкой страсти.

Летом 1965 года, вернувшись на остров снимать «Персону», Бергман лишь укрепился в своем первом впечатлении. Здесь он нашел свой ландшафт: формы, пропорции, краски, горизонт, звуки, тишину, свет. Здесь мог дать выход ярости, мог кричать.

🕊 «Чайка свободно взмывает ввысь. В театре это станет катастрофой», — пишет он в «Волшебном фонаре».

На Форё он мог уединиться, наслаждаясь добровольным одиночеством, когда заблагорассудится. Мог читать, размышлять, очищать душу.

Бергман на острове Форё

1, 2. Кадры со съемок фильма «Час волка»
3, 4. Кадры из фильма «Час волка»

1. Кадр со съемок фильма «Стыд»
2, 3. Кадры из фильма «Стыд»

👤 «Персона» — главный фильм Бергмана 1960-х годов.

Это наиболее сложная картина режиссера, в ней много слоев и много тем. Он говорит и о Боге, и о душе, и о травме, и о природе кино. Дает выход своим многолетним фобиям и маниям, задаваясь вопросом, в чем индивидуальность человека.

🎬 Изначально фильм даже назывался «Кинематограф». Он начинается с запуска проекционного аппарата и заканчивается его выключением.

👯‍♀️ Бергман написал сценарий, когда увидел вместе на улице Биби Андерссон и Лив Ульман. Он хотел проникнуть в дружбу актрис и создал кино о том, как две абсолютно разные женщины сливаются в одну, становясь альтер-эго режиссера.

🗣 Сам Бергман выделяет два своих фильма — «Персона» и «Шепоты и крики» и говорит, что «зашел так далеко, как только мог, я коснулся бессловесных секретов, которые кино может только открыть».

👩🏻‍🦳 В этом фильме он применил свой знаменитый прием с наложением лиц, который потом был много раз повторен им самим и другими режиссерами.

🙈 Еще один знаменитый фокус режиссера — фаллос, на секунду появляющийся в «Персоне». Фанат Бергмана Дэвид Финчер позаимствовал этот кадр в «Бойцовском клубе».

🏞 Оцените природу в фильмах Бергмана: какая она? Отражает ли состояние героев?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;