angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ингмар Бергман

Женские образы в фильмах

Еще один символ бергмановского кино — чувственные героини в противовес жестким героям. Узнаем о его отношении к женщинам и проследим, как оно менялось от фильма к фильму.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Давайте обсудим женскую тему в творчестве Бергмана.

👩🏼 Мы говорили, что женскую тему раскрывал Педро Альмодовар, громко звучит она и у Вуди Аллена. Бергман — еще один режиссер, тонко и глубоко рисующий женские образы.

💃🏻 В центре картины «Лето с Моникой» молодая героиня Харриет Андерссон бунтует против общества.

🤯 Через ее же образ в фильме «Через тусклое стекло» Бергман раскрывает важную для себя тему психологической болезни.

👭 Женская тема основная в «Молчание», где главные героини — сестры, которые постоянно ссорятся.

🤫 Апогея женская тема достигает в «Шепотах и криках». Три главные роли в этом фильме — женские, к тому же отданы любимым актрисам Бергмана. Мужчины остаются на заднем плане.

💔 У Бергмана всегда прослеживается такая конструкция: мужчина холоден, погружен в себя и не доступен для чувств, а женщина пытается своей любовью его спасти, согреть и растормошить, но у нее это редко получается.

Биби Андерссон, Ингмар Бергман и Лив Ульман, 1966

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Вот что говорил о женщинах сам Бергман в книге «Трюффо о Трюффо» 👇

🗣 «Все женщины производят на меня сильное впечатление: старые, молодые, высокие, маленькие, толстые, худые, уродливые, красивые, прелестные, очаровательные, дурнушки, живые или мертвые.

Еще я люблю коров, мартышек, свиноматок, сучек, кобыл, курочек, гусынь, индюшек, гиппопотамих и мышек. Но больше всего я ценю женщин двух типов — диких зверей и опасных рептилий. Есть женщины, которых я терпеть не могу. Я предпочел бы убить одну или двух из них или быть убитым ими.

Мир женщин — это мой универсум. Мне в нем приходится несладко, но ведь ни один мужчина не может похвастаться тем, что во всем здесь разобрался».

1. Ингрид Тулин в фильме «Земляничная поляна»
2. Ингрид Тулин в фильме «Лицо»
3. Ингрид Тулин в фильме «Причастие»
4. Ингрид Тулин в фильме «Молчание»
5. Ингрид Тулин в фильме «Шепоты и крики»

Ингрид Бергман в фильме «Осенняя соната»

🙎‍♀️ Одну из лучших ролей у Ингмара Бергмана сыграла Ингрид Бергман. Нет, они не брат и сестра и не муж с женой, просто Бергман — распространенная шведская фамилия, почти как у нас — Иванов.

⭐️ Ингрид Бергман — великая шведская актриса, которая еще в 1940-е годы уехала в Голливуд и стала там звездой. Когда она вернулась в Швецию, Бергман предложил ей роль в фильме «Осенняя соната». Фильм вышел на экраны, когда ей было 63 года, и это был первый за долгие годы шведский фильм с ее участием.

Ингрид Бергман в молодости

В 1977 году на экраны выходит фильм «Змеиное яйцо», непохожий на все остальные фильмы Бергмана.

🌎 Это первый фильм, снятый Бергманом за границей и на английском языке в сотрудничестве с крупным продюсером Дино Де Лаурентисом, который, например, продюсировал «Дорогу» Феллини.

💰 Сразу видно, что в дело вмешался продюсер: фильм относительно дорогой и солидный. Мы привыкли, что Бергман снимает камерное и малобюджетное кино, а здесь — костюмная драма с декорациями и массовкой.

🐍 Бергман пытался воспроизвести Берлин своих сновидений, но снимали не в Берлине, а в Мюнхене. Режиссер стремился найти «змеиное яйцо» — истоки нацизма, коричневой чумы, которая поразила Европу.

🤭 Помните, мы рассказывали, что Бергман был поклонником нацизма в молодости? Разочарование и рефлексия по этому поводу воспроизводятся в фильме.

Кадр из фильма «Змеиное яйцо»

Ингмар Бергман считается одним из крупнейших театральных режиссеров, выдающимся мастером на фоне театра Европы XX века.

🎭 Он ставил Шекспира, Ибсена, Чехова, Стриндберга: всего в его копилке 170 спектаклей. О его «Мизантропе» по Мольеру один из критиков сказал, что «это главное событие всего шведского театра 1950-х годов».

Как театр повлиял на кино?

🏛 Фильм «Седьмая печать» рождается из пьесы Ингмара Бергмана «Роспись по дереву». Бергман управлял театром в Мальмё, и у него при театре был класс актерского мастерства.

📝 Ему нужна была пьеса, в которой он сможет задействовать всю свою труппу, но ничего подходящего он не нашел и написал пьесу сам. Из нее родилась «Седьмая печать» — один из лучших фильмов Ингмара Бергмана.

🤹‍♂️ Частые герои Бергмана — артисты, циркачи, художники — это тоже влияние театра.

😴 В числе самых важных влияний на свое творчество Бергман называл пьесу Августа Стриндберга «Игра снов», имитирующую логику сновидения. Сны были очень важны для режиссера, они давали сюжеты для фильмов и манеру повествования.

👥 Фильмы Бергмана полны театральных приемов: долгие монологи, камерность, малофигурные мизансцены.

Ингмар Бергман и Лоренс Оливье

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;