Бессмертие души: от Платона до трансгуманизма
Рене Декарт против Дэвида Юма
Декарт считал, что душа бессмертна, исходя из своего аргумента «я мыслю, следовательно, существую». В этой части разберемся в теориях эпохи Просвещения.
Посмотрим на проблему бессмертия души с другой стороны: разберем декартовский аргумент «сogito ergo sum» и посмотрим на аргументы против бессмертия души, предложенные Дэвидом Юмом.
💁🏻♂️ Рене Декарт (1596 —1650) — французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма, согласно которому основой познания и действия людей является разум.
🎓 Он родился во французском городе Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт) и получил образование в иезуитской школе Ла-Флеш. После он переехал в Париж, путешествовал по Европе, а в 1629 году переселился в Нидерланды, где прожил до конца жизни, погруженный в уединенные научные занятия.
📌 Декарт — один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции.
👆 Он требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума. Это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру.
🤨 Обычаю и примеру — традиционным формам передачи знания — Декарт противопоставлял достоверное знание и был убежден, что на истину «натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ» — это классическая формулировка принципа субъективной достоверности, с которой начинается новая философия и новая наука.
🙇♂️ В основание философии Декартом был положен субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего.
Если большинство людей убеждены, что материальные вещи точно есть, а существование души надо доказать, для Рене Декарта все наоборот: существование души (правда, только своей) — самоочевидная истина, которую легко доказать, а вот существует ли окружающий материальный мир — это большой вопрос.
💡 В «Размышлениях о первой философии» Декарт приводит свой знаменитый аргумент cogito ergo sum — «я мыслю, следовательно, существую».
1️⃣ Начну с сомнения: что если моего «Я» (души) на самом деле нет?
2️⃣ Тем самым осуществляется акт сомнения.
3️⃣ Если акт осуществляется, то должен и быть и тот, кто его осуществляет — мое «Я».
4️⃣ Следовательно, мое «Я» существует.
❓ Но вытекает ли отсюда, что человеческое «Я» (душа) существует вечно?
🧠 Для Декарта душа — «мыслящая субстанция», она существует только пока мыслит.
🗣 «Я есмь, я существую — это очевидно. Но сколь долго я существую? Столько, сколько я мыслю. Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие.»
Обратите внимание: мыслить душе или нет — зависит только от нее самой. Другими словами, никакая внешняя сила не способна заставить ее перестать мыслить, исчезнуть. А что если умрет тело? Душа все равно может продолжать существовать. Она отделена от тела, не имеет формы и размера, находится вне пространства.
➡️ Таким образом, душа по Декарту в строгом смысле слова не бессмертна — «Я» может перестать быть, но и не смертна в бытовом смысле — ведь физическая смерть тела над ней не властна.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться📝 Вам письмо!
Декарт. Размышления о первой философии. Второе размышление.
Итак, я допускаю, что все видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания (figura), протяженность, движения и место — химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного. Однако откуда мне известно, будто, помимо перечисленных, не существует других вещей, относительно которых не может быть ни малейшего сомнения? Ведь, возможно, есть некий Бог — или как бы мы это ни именовали, — внушивший мне эти самые мысли? И прав ли я в данном случае – ведь я и сам могу быть их виновником? Так не являюсь ли, по крайней мере, и я чем-то сущим? Но ведь только что я отверг в себе всякие чувства и всякое тело. Тем не менее я колеблюсь; что же из этого следует? Так ли я тесно сопряжен с телом и чувствами, что без них немыслимо мое бытие? Но ведь я убедил себя в том, что на свете ничего нет — ни неба, ни земли, ни мыслей, ни тел; итак, меня самого также не существует? Однако, коль скоро я себя в чем-то убедил, значит, я все же существовал? Но существует также некий неведомый мне обманщик, чрезвычайно могущественный и хитрый, который всегда намеренно вводит меня в заблуждение. А раз он меня обманывает, значит, я существую; ну и пусть обманывает меня, сколько сумеет, он все равно никогда не отнимет у меня бытие, пока я буду считать, что я — нечто. Таким образом, после более чем тщательного взвешивания всех «за» и «против» я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным.
Одним из философов опровергавших бессмертие души является шотландский философ, публицист и историк Дэвид Юм (1711—1776).
🏆 Дэвид Юм — один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения, представитель эмпиризма и скептицизма, один из инициаторов европейского позитивизма и феноменологии.🧐 Юм разрабатывал критику рационализма в области естественной теологии и общей теории познания, демонстрируя несостоятельность разума в обосновании идей пространства и времени, общей идеи существования и других идей.
Аргументы Дэвида Юма против бессмертия души представлены в его философском эссе «О бессмертии души» 👇
1️⃣ Мысль и чувство не обязательно предполагают бессмертие. Животные тоже чувствуют и в некотором роде мыслят, но это вовсе не значит, что и они бессмертны.
2️⃣ Даже если предположить, что душа человека нематериальна, то из этого вовсе не следует, что она с необходимостью бессмертна. По аналогии с материальной субстанцией, она может иметь свой жизненный ресурс, но после того, как он будет израсходован, душа может трансформироваться в нечто принципиально иное.
3️⃣ Даже если бессмертие существует, то это не означает, что оно для нас вожделенно. «То, что не подвергается разрушению, не подвергается и порождению. Следовательно, душа, если она бессмертна, существовала и до нашего рождения. И, если ее прежняя жизнь никак нас не касается, то также безразлична будет и последующая».
4️⃣ Вера в Бога и высшую справедливость не предполагает с необходимостью бессмертия души, поскольку неразумно «утверждать, что [Бог] всегда должен делать то, что нам кажется наилучшим. Как часто подобные рассуждения подводят нас, когда дело касается нашего мира».
5️⃣ Человеческие понятия о справедливости находятся в явном противоречии с Божественным предначертанием. «Согласно нашим представлениям, наказание в некотором роде должно соответствовать преступлению. За что же тогда вечная кара за временные проступки для такого немощного творения, как человек?»
6️⃣ Если люди бессмертны, то почему наше нынешнее познание ограничено миром восприятия? «Должно ли этот варварский обман приписывать благожелательному и мудрому существу?»
7️⃣ Если люди бессмертны, то почему они так слабы в этой жизни, что умирают в юном возрасте?
8️⃣ Если люди бессмертны, то почему мы боимся смерти? «Так как природа ничего не делает напрасно, она не стала бы внушать нам ужас в отношении события, которое невозможно».
9️⃣ Тело и ум человека тесно взаимосвязаны. По мере старения человека его тело ослабевает, умирает и разлагается. По аналогии, его ум и душа тоже должны быть подвергнуты разложению.
🔟 В природе ни одно живое существо не выживет, если будут кардинально изменены изначальные условия его существования. Рыба задохнется на берегу, а человек захлебнется в воде. Почему же мы воображаем, что душа может пережить смерть тела, без органов чувств и мысли которого она, по всей видимости, не может существовать?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день