Бессмертие души: от Платона до трансгуманизма
Первый аргумент Платона
Платон был первым философом, писавшим о бессмертии души. В этой части начнем изучать его учение с аргумента о взаимном переходе противоположностей.
Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, живший в Афинах приблизительно с 427 год до н.э. по 347 год до н.э.
📖 Он первый философ, чьи сочинения дошли до нас полностью, а не в кратких отрывках, цитируемых другими.
👥 Сократ является неизменным участником практически всех его сочинений, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
😨 Казнь Сократа в 399 потрясла Платона. Он на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, вероятно, также и по Египту.
🏛 Когда Платон вернулся в Афины, он собрал вокруг себя кружок учеников, с которыми вел диалоги о философии близ Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа, так появилась Платоновская Академия.
💡 В центре философии Платона — учение об идеях. Во многих сочинениях философа утверждается мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие свое бытие безотносительно пространства и времени — такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.
🌟 О бессмертии души Платон размышлял с самой юности, под впечатлением от казни Сократа. Он разработал учение о душе и изложил четыре аргумента в пользу бессмертия души.
Вот что понимается под «душой» в аргументах Платона:
🌿 Душа — то, что делает нас живыми (аргументы 1 и 4).
🧠 Душа — то, благодаря чему мы познаем (аргумент 2).
💁🏼♀️ Душа — то, что делает нас самим собой, придает нам индивидуальность (аргумент 3).
Рассмотрим первый аргумент Платона в пользу бессмертия души — аргумент от взаимного перехода противоположностей, в котором душа представлена как носитель жизни.
1️⃣ Есть живое, есть мертвое и есть переход из живого в мертвое — смерть.
2️⃣ Если бы переход был только в одну сторону, то все рано или поздно стало бы мертвым, а это не так.
3️⃣ Значит, есть переход и в обратную сторону: из мертвого в живое.
4️⃣ Следовательно, смерть является не полным уничтожением: есть что-то, что не умирает — душа.
Разберем этот аргумент внимательнее. В нем есть три логических изъяна 👇
❓ Может быть, переход на самом деле работает только в одну сторону? Все действительно когда-нибудь станет мертвым, просто мы еще не достигли этого момента?
❓ Подразумевается, что мертвое не может само по себе стать живым, если только в нем не заложено заранее что-то живое. Но разве это не противоречит современным научным представлениям о возникновении жизни путем самозарождения (теория Опарина-Холдейна)?
❓ Допустим, внутри мертвого должно оставаться что-то живое, что не умирает до конца. Откуда мы знаем, что это именно душа?
👉 Этот аргумент называют гераклитовским, потому что Гераклит был первым в Древней Греции, кто создал учение о единстве и борьбе противоположностей. Гераклит утверждал, что если есть влажное, должно быть сухое, если есть теплое, должно быть холодное. Платон наследует Гераклиту и показывает: именно потому, что есть смерть, должно быть и что-то бессмертное.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Миф о крылатых душах из диалога Платона «Федр»
С проблемой бессмертия души связана платоновская концепция метемпсихоза — переселения душ.
В Древней Греции учения о метемпсихозе начали получать распространение еще в 6 в. до н.э. благодаря пифагореизму.Чтобы понять суть платоновской концепции метемпсихоза, сравним его с буддийской концепцией перерождения 👇
✅ Практическим следствием метемпсихоза стало вегетарианство и воздержание от кровопролития, а в культовой сфере — отказ от кровавых жертвоприношений. Также в буддизме убийство животного недопустимо. Согласно идее о переселении душ, убивая животное, можно убить человека и даже своего предка.
✅ Буддисты считают, что прошлые жизни возможно вспомнить. У древних греков эта идея находит отражение в учении о забвении и припоминании. Отсутствие воспоминаний из прошлых жизней греки объясняют тем, что все воспоминания стираются, когда человек пересекает реку Лету, отделяющую наш мир от загробного.
✅ К подтверждениям существования переселения душ и греки, и буддисты относят обрывочные слабые воспоминания и дежавю.
✅ И греки, и буддисты убеждены, что цикл перерождений не вечен и из него можно выйти.
⚡️ В буддизме есть развернутое учение о ступенях, по которым блуждает сознание в процессе перерождений.
🔹 Колесо рождений и смертей (Сансара) охватывает шесть уровней бытия: адских существ, голодных духов, животных, людей, асуров и богов. Душа может перевоплотиться в любое из этих существ. Все шесть уровней подчинены закону причин и последствий (Карме). Процесс перевоплощения продолжается до тех пор, пока живое существо либо не «распадется» в момент смерти, либо не достигнет шуньяты, «великой пустоты» — совершенство, доступное лишь немногим.
🔹 Поскольку тезис о существовании индивидуальной души (Я) в буддизме принципиально неопределен (одни считают, что она есть, другие — что ее нет, третьи — что это не важно), понятие перерождения тоже используется чаще всего условным образом.
🔹 При этом, даже если перерождения нет, это не подрывает веру в Карму — ведь она действует не только в следующей жизни, но и в текущей.
⚡️ Некоторые популярные версии буддизма ставят задачу осознать свои перерождения и узнать себя в них. Они считают, что если человек достиг достаточно высокого духовного уровня, он может вспомнить свои прошлые жизни. У древних греков нет развернутого учения о том, как вспоминать свои прошлые жизни и нет такой задачи.
📝 Вам письмо!
Платон, Государство, книга десятая.
Миф о загробных воздаяниях.
— Я передам тебе не Алкиноево повествование, а рассказ одного отважного человека, Эра, сына Армения, родом из Памфилии. Как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел.
Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то божественному месту, где в земле были две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти по дороге направо, вверх по небу, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым — идти по дороге налево, вниз, причем и эти имели — позади — обозначение всех своих проступков. Когда дошла очередь до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать.
Он видел там, как души после суда над ними уходили по двум расселинам — неба и земли, а по двум другим приходили: по одной подымались с земли души, полные грязи и пыли, а по другой спускались с неба чистые души. И все, кто бы ни приходил, казалось, вернулись из долгого странствия: они с радостью располагались на лугу, как это бывает при всенародных празднествах. Они приветствовали друг друга, если кто с кем был знаком, и расспрашивали пришедших с земли, как там дела, а спустившихся с неба — о том, что там у них. Они, вспоминая, рассказывали друг другу — одни, со скорбью и слезами, сколько они чего натерпелись и насмотрелись в своем странствии под землей (а странствие это тысячелетнее), а другие, те, что с неба, о блаженстве и о поразительном по своей красоте зрелище.
Но рассказывать все подробно потребовало бы, Главкон, много времени. Главное же, по словам Эра, состояло вот в чем: за всякую нанесенную кому-либо обиду и за любого обиженного все обидчики подвергаются наказанию в десятикратном размере (рассчитанному на сто лет, потому что такова продолжительность человеческой жизни), чтобы пеня была в десять раз больше преступления. Например, если кто стал виновником смерти многих людей, предав государство и войско, и многие из-за него попали в рабство или же если он был соучастником в каком-нибудь другом злодеянии, за все это, то есть за каждое преступление, он должен терпеть десятикратно большие муки. С другой стороны, кто оказывал благодеяния, был справедлив и благочестив, тот вознаграждался согласно заслугам.
Подумайте, почему так часто в самых разных культурах концепция переселения душ связывается с понятием справедливости?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день