Бессмертие души: от Платона до трансгуманизма
Второй аргумент и теория эйдосов
Второй аргумент тесно связан с главным учением Платона — теорией идей. В этой части узнаем в чем она заключается и что такое припоминание.
Второй аргумент Платона в пользу бессмертия души основан на утверждении о существовании врожденных знаний, такие знания получили название априорных.
🗂 В этом аргументе душа рассматривается как вместилище врожденных идей.
Рассмотрим его подробно 👇
1️⃣ Знание существует.
2️⃣ Если бы не было врожденных идей, было бы невозможно никакое знание вообще.
3️⃣ Следовательно, врожденные идеи существуют.
4️⃣ Это значит, что наша душа существовала до рождения.
5️⃣ Следовательно, скорее всего, она продолжит свое существование и после смерти.
Разберем повнимательнее этот аргумент. В нем есть три логических изъяна 👇
❓ Утверждается, что без врожденных идей знание вообще невозможно. Но так ли это? Сторонники эмпиризма, согласно которому человек получает все знания из опыта, например, с этим тезисом не согласны.
❓ Если даже есть врожденные знания, где гарантия, что они до рождения существовали именно в душе? А не «подгрузились» из какого-то хранилища в момент рождения?
❓ Если даже душа существовала до рождения, где гарантия, что она останется живой после смерти тела? Ткач, соткавший плащ, необязательно переживет его.
Поговорим о платоновской теории эйдосов 👇
💡 «Эйдос» и его производное «идея» — центральные понятия в концепции Платона. Можно сказать, что именно он ввел их в широкий философский обиход.
❇️ Эйдос — буквально видимый образ, форма.
🙌🏼 Вы когда-нибудь стакивались с тем, что человек смотрит, но не видит? Греки сказали бы, что от такого человека ускользает эйдос вещи, ее суть.
❇️ В понятии эйдос заложена метафора «умственного зрения».
👀 Греки считали, что есть два вида зрения — физическое (глаза тела) и умственное (глаза души). Второе гораздо важнее, чем первое.
💡 Вы знали, что слова «театр» и «теория» — однокоренные?
😍 Физическое зрение, например, позволяет нам наслаждаться красотой актеров — древнегреческое слово «театр» означает зрелище.
🤔 Умственное зрение позволяет нам видеть глубже — понимать смысл разыгрываемой трагедии, «читать между строк» — отсюда древнегреческое слово «теория» — буквально «умозрение», зрелище для глаз ума.
➡️ Если мы посмотрим на вещь глазами ума, считает Платон, то увидим ее эйдос — внутреннюю суть и исток. Например, в каждом треугольнике заложена «треугольность», в каждом справедливом поступке — «справедливость».
🗣 Когда Платон рассуждал об эйдосах, Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу», на что получил ответ: «Оно и понятно: чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, и они у тебя есть. Чтобы видеть стольность и чашность, нужен ум, а его у тебя нет».
❇️ Согласно Платону, все вещи состоят из материи и формы — эйдоса 👇
❌ Материя ничтожна, ей свойственно движение и изменение, из-за чего все вещи подвержены распаду и уничтожению.
♾ Эйдосы же вечны, неделимы, неуничтожимы. Можно разбить чашу, но нельзя ничего сделать с чашностью.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Согласно Платону, вещи соотносятся со своими эйдосами как тени со своим первоисточниками, их связывают четыре отношения — «четыре П».
1️⃣ Подобие — все столы, несмотря на различия между ними, имеют между собой нечто общее — то, в чем они подобны, и есть их эйдос.
2️⃣ Присутствие — эйдосы присутствуют в вещах, воплощаются в них, без чего было бы невозможно познание.
3️⃣ Причастность — вещи причастны своим эйдосам, без них они не могли бы полноценно существовать, ведь материя без эйдоса есть ничто.
4️⃣ Предел становления — все вещи стремятся к своим эйдосам в процессе становления, но никогда не могут с ними полностью совпасть; как в математике последовательность чисел стремится к какому-то пределу, но никогда не достигает его.
О том, как Иммануил Кант оспорил второй аргумент Платона в пользу бессмертия души
Рассмотрим подробнее платоновское учение о припоминании.
🧠 Анамнезис или учение о припоминании — учение Платона в области теории познания, согласно которому основной целью познания является припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.
☝️ Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души.
😯 Согласно Платону предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.
В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с мальчиком-рабом. 👇
🔺 Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования, Сократ задал ему такие вопросы, что юноша смог самостоятельно решить непростую геометрическую задачу с использованием иррациональных чисел, то есть фактически использовал теорему Пифагора.
➡️ Из этого Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.
🗣 «Мышление — это безмолвная беседа души с самой собой».
🤱 Для обозначения врожденных знаний позднее в философии стали использовать более точное понятие — априорность.
👉 Априорными называются понятия и суждения, предшествующие всякому опыту и не зависящие от него. Есть простой критерий априорного знания: если суждение априорно, вы не сможете помыслить его противоположность.
❓ «Стол есть стол». Можете помыслить предмет, который не был бы тем, чем он является?
❓ «Все зеленое является протяженным». Можете помыслить предмет с цветом, но без размеров и формы?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день