Бессмертие души: от Платона до трансгуманизма
Третий аргумент и парадокс Тесея
Платон считал, что душа тождественна личности. В этой части изучим эту теорию на примере парадокса Тесея и услышим ее опровержение от Локка.
Третий аргумент Платона в пользу бессмертия души — аргумент от самотождественности, в котором душа представлена как эйдос тела, то, что делает человека самим собой, придает ему индивидуальность.
🤝 Этот аргумент показывает тесную связь двух проблем: проблемы бессмертия души и проблемы тождества личности.
👤 Проблема тождества личности — философская проблема, состоящая в том, что человек в разные моменты времени считает себя одной и той же личностью, в то время как его тело и сознание постоянно меняются.
💡 Одно из решений этой проблемы — признать некую нетелесную субстанцию (душу), которая всегда остается неизменной.
Рассмотрим третий аргумент Платона подробнее 👇
1️⃣ Наше тело постоянно меняется.
2️⃣ Но если есть изменение, то должно быть и что-то, что подвергается этим изменениям, оставаясь в основе своей неизменным — эйдос тела.
3️⃣ То неизменное в нас, что делает нас самими собой несмотря на все изменения, есть наша душа.
4️⃣ Значит, душа существует и не подвержена никаким изменениям.
5️⃣ Следовательно, смерть над ней не властна.
В этом аргументе есть два логических изъяна 👇
❓ Что-то действительно должно оставаться неизменным, но почему это должна быть душа? Может быть, в самом теле остается что-то неизменное на структурном уровне, например?
❓ Допустим, именно душа придает телу самотождественность. Но что, если она делает это только в процессе жизни, а затем разрушается вместе с телом? Как настроенная лира: строй придавал лире прекрасное уникальное звучание, но когда лиру разрушили, вместе с ней исчез и ее строй.
Рассмотрим эталонную иллюстрацию к философской проблеме тождества — парадокс Тесея.
🤯 Корабль Тесея или парадокс Тесея — парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остается ли объект тем же объектом?»
🛶 Согласно греческому мифу, пересказанному Плутархом, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до 3 века до нашей эры и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос.
🔨 При починке в нем постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это еще корабль или уже другой, новый?
❓ Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О внутренней связи между понятиями бытия и единства
Платоновские аргументы в разное время оспаривались многими философами. Посмотрим на альтернативную трактовку тождества личности английского философа Джона Локка (1632—1704), которая опровергает третий платоновский аргумент и возможность существования переселения душ.
🗯 Джон Локк не согласен с утверждением Платона о том, что тождество личности придается эйдосом.
🙆🏻♂️ Он утверждает, что тождество личности придает не тело, не субстанция мышления, а самосознание, осуществляемое через память.
💡 В той степени, в которой человек помнит себя как себя, он и является собой.
➡️ Джон Локк делает вывод о том, что метемпсихоза, то есть переселения душ, быть не может, потому что есть самосознание и оно базируется на памяти.
👆 Если человек не помнит в какой-то момент себя как себя, то он не является собой. С учетом такого критерия метемпсихоз логически невозможен.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день