angle-down facebook instagram vkontakte warning

Билл Виола и видеоарт

Работы 1980-х и новые темы

1980-е годы для Виолы — это время поиска. Он много работает с пространством, обращается к мистике и к старым мастерам, пробует себя в ТВ-проекте, размышляет о жизни и смерти. Поговорим о творчестве Виолы в этот период.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Билл Виола. Кадр из работы «Театр памяти», 1985

📽 Для Виолы очень важно не только само изображение, но и пространство, где оно демонстрируется. Если раньше художники демонстрировали видео на мониторах или экранах, то Билл Виола начинает проецировать свое видео в крупном формате прямо на стены музеев.

🕯 Именно такой способ демонстрации чаще всего используется сегодня. Остальной зал погружается в темноту. В помещении могут присутствовать дополнительные предметы, все пространство зала и сами зрители становятся частью большой инсталляции.

🌳 Работа «Театр памяти» (The Theater of Memory) 1985 года. Перед нами дерево с ветвями и лампочками. Это нейронная сеть с проблесками мысли, работающая модель человеческого мозга.

🗣 «Я помню, как читал что-то о мозге и центральной нерной системе, пытаясь понять, что вызывает в памяти ощущение из прошлого и воспоминания. Я наткнулся на информацию о том, что нейроны мозга физически не связаны друг с другом. Каждый из них существует в крошечном пустом пространстве. Эти пространства соединяет между собой мерцающий узор, образованный проблесками мысли. Именно он и есть форма и содержание наших идей».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Билл Виола. Кадр из работы «Комната Святого Иоанна Крестителя», 1983

Поговорим о работе Виолы 1983 года «Комната для Святого Иоанна Крестителя» (Room for St John of the Cross) — одной из первых видеоинсталляций в истории жанра.

✝️ Работа посвящена испанскому монаху Хуану Кросс, который несколько месяцев провел в заключении, где подвергался пыткам испанской инквизиции. В инсталляции мы видим куб с маленькой комнаткой — стол, стакан с водой, монитор с такой же картинкой, как на большом экране.

🔒 Эта работа — размышление на тему того, как человек живет в замкнутом пространстве и из этого замкнутого пространства мечтает о внешнем мире. Глядя на большой экран и на этот маленький монитор мы можем, с одной стороны, представить себе, каково это — находиться в заточении и мечтать о горах, а с другой, можем осознать, каково видеть их в натуральную величину.

🗣 «Мне казалось необходимым создавать образы или видения, рассказывающие о том, что с вами происходит, когда вы излечились. Если мир рушится, то давайте представим мир, отстроенный заново. Если личность распадается, то давайте представим личность, которая обрела целостность».

Билл Виола. Кадры из работы «Я не знаю, кто я», 1986

Давайте поговорим об очередной работе Виолы, коснемся мистики и религии, обсудим особое место цифры пять.

🎞 Работа «Я не знаю, кто я» (I do not know what it is I am like) 1986 года — очень медленное размышление о поиске трансцендентности и самопознания, метафизическое путешествие. Виола описывает работу как «личное исследование внутренних состояний и связей с животным сознанием, которое мы все носим в себе».

🌀 Название взято из «Ригведы», санскритского духовного текста, который определят процессы развития: рождение, сознание, существование, интуиция, знания, рациональное мышление и вера. Все это необходимо, чтобы достигнуть состояния реальности за пределами законов физики.

😴 Фильм разбит на пять частей: «Темное тело», «Язык птиц», «Ночь чувств», «Оглушенная барабаном», «Живое пламя», и выглядит как запись сновидений, попытка зафиксировать мир. Мы наблюдаем, как птенец медленно вылупляется из яйца, смотрим на индийские ритуалы, когда люди ходят по горящим углям.

5️⃣ Число пять имеет большое значение в мистике и религии, а также для самого Виолы. Пять в христианстве — символ человека после грехопадения. Пять точек образуют крест. У Иисуса было пять ран после распятия. Длина и ширина божественного алтаря — пять локтей. 5000 человек насытились пятью рыбами. В буддизме это символ универсальности, у китайцев — пять состояний, в индуизме — пять элементов глубокого состояния.

1984 год Виола считает переломным. Поговорим об этом периоде подробнее.

🗣 Художник прилетел в Мадрид и сразу же пошел в Музей Прадо. «Думаю, что тогда в Прадо мне явилась идея содержания. Я действительно усвоил, что работы старых мастеров исключительно про содержание, форма и техника ему подчинены. Их работы посвящены истории людей, глубине людского, в конечном счете они говорят о сознании. Зрителя и картины связывает совместное ощущение Бытия».

📹 Позднее Виола осознал, что видео — идеальный медиум, позволяющий, как он отмечал, собрать и упорядочить все переживаемые открытия. «К 1989 году искусство больше не было для меня упражнением в технике».

🔄 В этот год Виола впервые сталкивает рождение и смерть в черно-белой работе «Восхождение». В первой части он показал новорожденного, которого долго и красиво обвивает белая ткань, затем лицо взрослого мужчины, а заканчивается все каким-то сумрачным пейзажем. Завораживающие кадры смотрятся с напряжением. Позже тема рождения и смерти, вечная для искусства, продолжится и в дальнейшем его творчестве.

1–3. Билл Виола. Кадры из работы «Сон разума», 1988
4. Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ, 1797

Поговорим о следующей работе Виолы.

🎞 Видео «Сон разума» (The Sleep of Reason) 1988 года — пример работы художника с пространством. На мониторе можно увидеть изображение спящего человека, данного крупным планом. Воссоздана часть интерьера (комод, букет цветов). Временами комната спокойна, а потом свет вдруг гаснет и на стенах появляются тревожные образы ночных кошмаров.

😴 Главная мысль, которая занимает Виолу: как передать телесные и душевные состояние человека, часто пограничные. Например, сон. Само название вдохновлено знаменитой гравюрой Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Герой засыпает и ему снятся кошмарные образы.

О работе «Обратное телевидение» (Reverse television) 1983 года

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;