Билл Виола и видеоарт
Работы 1990-х и тема жизни и смерти
Начало 90-х — сложное для художника время, у него долго и тяжело умирает мать и рождается ребенок. Эти эмоции нашли отражение в работе и повлияли на все дальнейшее творчество. Поговорим о переломном моменте в жизни Виолы и его работах в этот период.
🔄 Творчество Виолы меняется. В камере Виола видит единственный способ пережить трагедию — он снимает умирающую мать и рождение ребенка. Смерть матери глубоко трансформировала его сознание и надолго выбило из колеи, заставив переосмыслить и жизнь, и свое искусство.
🌀 Тема смерти и рождения надолго становится главной для Виолы. Первая реакция на трагическое событие и попытка пережить утрату — работа The passing (1991). Тема этой работы — начало и конец, круг жизни и смена поколений, смерть и рождение. Перед нами странные ландшафты с водой и отражениями — некие сновидения, которые могут сопровождать человека в такие трагические моменты жизни.
👉 Продолжением этой работы станет создание культовой работы «Нантский триптих».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о следующей работе Виолы того периода — «Нантский триптих» (Nantes Triptych) 1991 года.
🛣 Работа задумана для капеллы во Франции. Триптих — классическая форма искусства. Здесь Виола размышляет о пути человека от рождения к смерти.
👶👵 Художник использует два документальных видео: слева — процесс рождения ребенка, справа — умирающая мать. Первый взгляд ребенка и последний вздох матери.
🏊🏻 В середине — связующее звено, фигура человека, который парит в водном пространстве. Он как бы подвешен между рождением и смертью. Такое подвешенное состояние очень точно описывает любое человеческое существование — между жизнью и смертью, на границе двух миров.
Билл Виола
1. Кадр из работы «Маленькие смерти», 1993
2–3. Кадры из работы «Спящие», 1993
Теперь обсудим две других работы Виолы на тему жизни и смерти.
🚹 Работа «Маленькие смерти» (Tiny Deaths). Мы видим смутные образы, выходящие из «телевизионного снега». Едва видимые фигуры не воспринимаются в затемненном пространстве до тех пор, пока вспышка света и звука не выхватывают их из темноты.
🛢 Видеоинсталляция «Спящие» (Sleepers) состоит из семи металлических бочек, наполненных водой. В нижней части каждой бочки монитор крупным планом воспроизводит 30-минутную видеозапись спящего лица другого человека.
📺 Свет черно-белых мониторов заполняет выставочное пространство, создавая умиротворяющее, манящее голубое свечение и атмосферу сна, способствующую медитации.
👀 Зрители становятся свидетелями иногда прерывистого, иногда спокойного сна незнакомцев, некоторые из которых входят в свой «последний сон». Мы сталкиваемся со знакомым, но тревожным образом и приглашаемся созерцать собственную хрупкость и конечность.
Теперь поговорим об инсталляции «Пневма» (Pneuma), существующей c 1994 года.
🌫 Это одна из фирменных полнокомнатных инсталляций Виолы. Работа была обновлена в 2009 году. В зернистом изображении возникают образы, а потом растворяются в ТВ-мерцании. Монохромные изображения попеременно появляются и исчезают, трансформируясь из расплывчатых теней и меняющихся форм, парящих на грани узнавания.
👻 Проекции выступают скорее как воспоминания или внутренние ощущения, чем реальные образы мест и событий. Зрители входят в пространство и окружены изображениями, проецируемыми на стены затемненной комнаты, в то время как пространство заполняется постоянно меняющимся звуковым полем.
🌬 «Пневма» — древнегреческое слово, не имеющее эквивалента в современных терминах. Оно обычно переводится как душа или дух, но может относиться и к дыханию или жизненной силе, которая, как говорят, оживляет весь человеческий и природный мир.
Обсудим работу Виолы «Станции» (Stations) 1995 года.
5️⃣ «Станции» включают в себя пять видеопроекций (это число, как мы уже говорили, имеет для Виолы особое значение). Каждая проекция показывает обнаженную фигуру, подвешенную в воде, в сопровождении убаюкивающего саундтрека из подводного бульканья и плеска.
🌠 Персонажи снимаются через воду и кажутся падшими ангелами — этот сюжет станет постоянным сюжетом Виолы. Плавая головами вниз, фигуры медленно выплывают из рамок. Отражения в полированных гранитных плитах, расположенных у подножия каждого экрана, создают впечатление фигур, плавающих в лужах черной жидкости.
🌀 В «Станциях» нет ни конца, ни начала: каждое мгновение — это медитация на непрерывные циклы жизни, смерти и возрождения. Подобную мысль транслировал любимый автор художника, персидский поэт 13 века Джахаль ад-Дин Руми: «С каждым мгновением мир рождается и умирает. И знайте, что для вас с каждым мгновением приходит смерть и обновление».
1. Билл Виола. Кадр из работы «Приветствие», 1995
2. Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы, 1528–1529
Билл Виола. Кадры из работы «Посланник», 1996
В конце 90-х Виола все чаще обращается к религиозным сюжетам.
✉️ Работа «Посланник» (The Messenger) 1996 года — видео- и звуковая инсталляция, продолжительностью 28 минут и 28 секунд, во время которых на экран проецируется большое изображение.
📺 Темный экран создает ощущение, что мы смотрим на толщу воды, в которой появляется свет, а затем из этой толщи начинает всплывать абстрактная форма. Постепенно становится очевидным, что это человеческая фигура, поднимающаяся к нам из глубины водоема.
👤 Точная работа с изображением. Человек всплывает на поверхность, вдруг открывает глаза, делает глубокий вдох, смотрит на нас и вновь погружается в воду, уходя в темноту, чтобы снова стать мерцающей синей точкой света. Затем цикл начинается снова. Когда он погружается в воду, зритель почти не видит его черт, а когда всплывает — видит его лицо.
❓ Вопросы намеренно остаются без ответа. Зрителю предлагается решить самому, что происходит — фигура погружается в состояние просветления или тонет? Посланник поднимается из темного подземного мира в ясность и свет? Если да, то почему он снова опускается в глубины? Что это: крещение или смерть?
👼🏻 Название работы может быть истолковано в христианском контексте как относящийся к ангелу или пророку. Впервые работа демонстрировалась в католическом Даремском соборе.
Билл Виола. Кадры из работы «Пересечение», 1996
Теперь поговорим о диптихе «Пересечение» (The Crossing) 1996 года — еще одной истории про воду, снятой с актерами.
🖥 Видеоинсталляция размером с комнату состояла из двух массивных боковых экранов, на которых одновременно демонстрировались изображения. Каждое видео начиналось одинаково — к камере медленно приближалась мужская фигура, выходя из темноты.
🌊🔥 Художник использовал сочетание воды и огня. Фигуры оказываются во власти стихий, и действие развивается до тех пор, пока каждая из стихий не поглотит человека. Затем фигуры исчезают.
2️⃣ Тема дуальности очень актуальна для Виолы (рождение и смерть, реальность и вымысел, вода и огонь). Вода у художника всегда как метафора. Это субстанция, отражающая внешний мир, одновременно выступая в качестве барьера. Огонь — непрерывный цикл разрушения и созидания.
🎥 Работа снята с использованием высокоскоростного оборудования и устройств, способных записывать до 300 кадров в секунду. Это позволило Виоле достичь такого большого уровня детализации. Многие из эффектов были доработаны во время постпродакшна — художники уменьшили скорость воспроизведения до замедленной, и это еще больше повысило уровень драматизма.
🖼 Виола работает с видео как с картиной. Такие работы являются противоположностью ТВ-трансляции — это своеобразная «Антитрансляция». Трансляция может быть на любом экране. У Виолы — только в конкретном месте, только здесь. Это противоположность всему медиаискусству. Видеоарт не передается трансляцией, его нужно видеть вживую.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день