Билл Виола и видеоарт
Работы 2000-х: человек и его эмоции
В 2000-х Виола все чаще обращается к традиционным сюжетам живописи эпохи Возрождения, продолжая исследовать тему эмоций. Посмотрим, как человек и его эмоции становятся главной темой работ Виолы.
1–3. Билл Виола. Кадры из работы «Оплакивание», 2002
4. Мазолино да Паникале. Оплакивание, 1424
5. Две работы рядом
Поговорим о работах художника начала 2000-х годов.
🎨 В Возрождении его привлекают не только художественные приемы, но и особое переживание религиозного чувства.
🗣 «Как мы можем заставить видеокамеру увидеть то, что видит наш разум, но не видит наш глаз. Когда мы снимаем ночью, то видеокамера снимает не то же самое, что видят нашли глаза. Традиционно художники старались писать то, что видит глаз. Но смотреть на произведения Джотто — это духовный опыт. Джотто умел видеть не только глазами, он видел своим сердцем. Такие художники как Джотто, Учелло поняли, что вместо изображения окружавших их физических объектов они могли писать непостижимую природу света. Поэтому содержание их живописи связано скорее не с физическим началом, а с ментальным или духовным диалогом между душой и ее источником, божественным светом».
💧 Работа «Оплакивание» (The Emergency) 2002 года появилась под влиянием фрески Мазолино «Оплакивание» (1424). Но процесс развернут в противоположную сторону. Тело было положено в гроб, и мы видим, как две женщины встречают тело, которое появляется из гроба, из воды.
🛁 У Виолы могила превращается в купель с водой. С одной стороны, напоминает христианскую традицию, с другой — непонятно что происходит, живой человек или нет. Оплакивание это или крещение.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Билл Виола. Кадр из работы «Потоп», 2002
2. Паоло Учелло. Всемирный потоп, 1446–1448
Поговорим о работе Виолы «Потоп» (The Deluge) 2002 года, которая была представлена в одном пространстве с фреской Паоло Учелло «Всемирный потоп» на выставке во Флоренции 2017 года.
🌀 Оба художника говорят об одном. Они обращаются к сложности человеческого существования и исследуют циклы рождения, смерти и возрождения.
5️⃣ Состоит из пяти частей. Это пять закольцованных проекций со звуковым сопровождением, и в каждой воплощается своя фаза. В одной показано сообщество, ожидающее, а затем спасающееся от потопа. Другая панель предсказывает обнадеживающее будущее — рассвет освещает опустошенный ландшафт.
📽 Каждое видео проецируется непосредственно на стену выставочного пространства, точно так же, как краска фрески прилипает к поверхности штукатурной стены.
🚶🏻 Виола признает влияние фрескового цикла Джотто в капелле Скровеньи в Падуе, ренессансной работы, которая, как и инсталляция Виолы, занимает архитектурное пространство, через которое зритель может физически пройти.
О работе «Квинтет изумленных» (The Quintet of the Astonished) 2000 года и роли эмоций в работах Билла Виолы
1. Иероним Босх. Несение креста, 1510–1535
2. Билл Виола. Квинтет изумленных, 2000. Фото Киры Перов, Студия Билла Виолы
Билл Виола. Кадры из работы «Церемония». 2002
Продолжим обсуждать серию работ «Страсти», которая объединила несколько инсталляций художника.
🎞 Работа «Церемония» (The Observance) 2002 года — цветное видео высокой четкости на плазменном дисплее, установленном на стене.
🚶♂️ Очередь. Через кадр движется непрерывный поток людей, лица которых переполнены эмоциями, когда их взгляд фиксируется на объекте вдалеке. Они будто выстраиваются в очередь. Это может быть очередь из прошлого в настоящее или из настоящего в будущее. Может быть, эти люди прощаются с тем, кто ушел.
🎭 Эмоции актеров. Каждый реагирует с необузданной печалью на что-то невидимое зрителю. Такие экстремальные мимические жесты в ярком цвете и высоком разрешении, вполне уместные в религиозных картинах итальянского Ренессанса, оказавших непосредственное влияние на художника, изначально сбивают с толку и не часто встречаются в современном искусстве.
😭 Эмоции зрителей. Когда «Церемонию» впервые показали в галерее Энтони д'Оффея в Лондоне, Виола удивился, увидев, что зрители заливаются слезами. «Я свихнулся, — сказал он. — Сделал картину, от которой кто-то плакал. Будь я помоложе, даже думать о таком казалось бы кощунством»
Теперь поговорим о работе «Покорность» (The Surrender) 2001 года.
👫 Мужская и женская фигуры, склоняют головы все ниже и ниже, их тела будто деформируются. И в какой-то момент мы понимаем, что это отражения в воде. С каждым циклом мужчина и женщина меняются, и движение начинается заново.
🖥 Работа напоминает одно из первых произведений Виолы «Отражающий Бассейн», но в то время художник еще не разделял изображение на два экрана — новые технологии дали новые возможности.
😭 Это работа о горе и потере. Две фигуры неудержимо рыдают, опуская голоы, пока их лица не коснутся воды и не исказятся.
🤳 Возможно, работа намекает на миф Овидия о Нарциссе, который не смог отделить себя от очарования собственного отражения.
🔄 По словам Виолы, это не односторонний разговор. Происходит двойная передача интенсивных чувств и эмоций, которые больше, чем сами герои. Возможно, они потеряли кого-то или потеряли что-то друг в друге.
🚿 Через воду происходит очищение. Герои достигают трансцендентности или, возможно, искупления.
1–5. Билл Виола. Фрагменты видеоинсталляции «Комната Св. Екатерины», 2001
6. Андреа ди Бартоло. Святая Екатерина сиенская, 1393
7. Работы рядом
Теперь поговорим о другой работе Виолы из серии «Страсти» — «Комната Св. Екатерины» (Catherine's Room) 2001 года.
⛪️ Инсталляция основана на работе 14 века «Святая Екатерина сиенская» Андреа ди Бартоло — это пять изображений Св. Екатерины, которые находились в приделе церкви. Приделы всегда привлекали Виолу. Живопись выглядит в них как раскадровка с точки зрения современного художника.
🚺 Виолу привлекает скорее образ одинокой женщины в комнате, чем самой Екатерины. «Я смотрю на художников 15 века, но создаю другую действительность».
🌀 Виола связывает цикл жизни женщины с циклом жизни природы. Пять экранов внутри комнаты показывают разное время дня. За «окном» мы видим дерево. Именно по дереву мы определяем, какое время года и какое время дня.
🤔 В каждой комнате мы видим женщину, выполняющую разные повседневные задачи — от утренней йоги до сна. Но может быть, это и не сон.
🎥 Комнату выстраивали в ангаре специально для съемок. Виола использует техники 1970-х: многоэкранные инсталляции.
Билл Виола. Кадры из работы «Плот», 2004
Теперь поговорим о работе «Плот» (The Raft) 2004 года.
👥 19 человек разного возраста, расы и пола постепенно скапливаются в тесной физической близости, словно ждут автобуса или втискиваются в вагон метро. Анонимные друг для друга они выглядят скучающими, погруженными в свои мысли, иногда раздраженными.
🌊 Затем хлещущий поток воды без предупреждения сбивает их с ног, опрокидывает на землю, смешивая отдельных людей в одну бьющуюся массу.
🤝 Это интуитивная метафора коллективного опыта стихийных бедствий и военных действий. В конце концов, когда вода уходит, растерянные выжившие оглядываются вокруг и протягивают руки, чтобы помочь друг другу, некоторые обнимаются.
🗣 «Мир прекрасен, и все нормально, а потом, бац, и вы каким-то образом просто сбиты с толку гневными высшими силами».
О работах «Трансфигурация» (The Transfiguration), «Невинные» (The Innocent), «Возвращение» (The Return) и «Три женщины» (Three women)
Билл Виола
1. Кадр из работы «Трансфигурация»
2. Кадр из работы «Невинные»
3. Кадр из работы «Возвращение»
4–6. Кадры из работы «Три женщины»
Билл Виола
1, 2. Фрагменты инсталляции «Мечтатели», 2013
3. Мэдисон, фото Киры Перов, Студия Билла Виолы.
Посмотрим на удивительные по своей красоте водные портреты — работу «Мечтатели» (The Dreamers) 2013 года.
🧟 Это больше 40 портретов,включая портрет самого Билла Виолы. На портретах человеческое тело зависает в воде, лица людей завораживают. Кажется, что они спят. Мы видим пузыри и понимаем, что люди дышат, но фантастическая четкость изображения и немного странные оттенки делают их словно потусторонними и гиперреальными.
🌊 Вода здесь снова выступает как грань бытия и небытия. Тема перекликается с работой 1992 года «Нантский триптих», символизируя трансформацию через воду, переход от одного состояния к другому, от жизни к смерти.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день