Билл Виола и видеоарт
Детство и юность художника, мировоззрение и источники вдохновения
Билл Виола сделал видеоарт мейнстримом, заставил признать этот формат базовым в современном искусстве. Посмотрим на биографию художника и узнаем, какие темы нашли отражения в его работах.
Для начала давайте разберемся, почему вообще важно говорить об искусстве Билла Виолы.
1️⃣ Это первый из живущих художников, кто удостоился выставки в Британской национальной галереи.
2️⃣ Первый у кого Метрополитен купил видеоработы. Они стали первыми видеоработами в музее.
3️⃣ Первыми видео-алтарными образами в истории стали его работы в технике видеоарт, сделанные по заказу от Лондонского католического храма Св. Павла (напротив галереи Тейт).
👨🏻🎨 За работу со светом Била Виолу называют «Рембрандт видеоарта», за экспрессию образов — «Караваджо в стиле хай-тек».
📵 Виолу обязательно нужно смотреть вживую, так как все его видео невероятного качества и строго лицензированы. Качество разрешения работ, которые можно найти в открытом доступе, низкое, а многие работы в принципе не доступны к просмотру.
1. Билл Виола
Работы Билла Виолы
2. Чаша слез, 2005
3. Мэдисон, 2013
4. Четыре работы из серии «Мученики», 2014 (Мученик земли, Мученик воздуха, Мученик огня и Мученик воды)
Фото: Кира Перов, Студия Билла Виолы
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь поговорим об источниках вдохновения художника и его взгляде на мир.
🔥 Источниками вдохновения художника стали культура Средних веков и Возрождения, мистицизм и религия. Видео и кино Виола считает принципиально разными видами искусства.
🗺 Он много путешествует: Индонезия, Япония, Австралия, Соломоновы острова. Предметом его интереса становится восточный мистицизм. Он изучает дзен-буддизм, суфизм, христианскую мистику.
👳♂️ Какое-то время художник прожил в индуистских общинах на Фиджи, изучая культуру коренных жителей. В 1987 году пять месяцев путешествовал по всему американскому Юго-Западу, снимал наскальные рисунки и ночные пейзажи. В 2005-м надолго уехал в Индию.
🤔 Виола изучал и осмыслял религии, духовные практики и ритуалы разных стран. Все эти путешествия и поиски нашли отражение в его работах.
🛐 Виола изучает эмоциональные состояния человека на границе бытия и небытия, пространства и времени, искусства и реальности, интересуется темой жизни и смерти.
💧 В центре его внимания — пространство и время. А главная тема большинства произведений — вода.
Поговорим о детстве художника и его студенческом периоде.
👶 Уже в детстве у Виолы возникла любовь к технологиям. Художник родился в 1951 году в Квинсе, Нью-Йорк. В школе он был лидером «ТВ-команды» (TV Squad) и разносил телевизоры по классам. Первую камеру он увидел в руках одноклассника и был очарован этим техническим средством.
🗣 «Это была совершенно новая технология — еще очень неуклюжая и примитивная, все ограничивалось красной кнопкой, которую нужно было нажать, чтобы включить запись. Но когда я нажал ее впервые и увидел синее свечение на экране перед появлением изображения, то понял, что буду заниматься этим всю свою жизнь».
🎨 Виола получил художественное образование. В 1969 году он поступил в Колледж изобразительных и драматических искусств при Сиракузском университете. Его преподавателем стал Ларри Блейк, который знакомил студентов с живописью современных художников. В 1973 году Виола получил степень бакалавра.
🖼 Там же в университете состоялась его первая персональная выставка — учитель вывесил его картины, нарисованные пальцами.
📼 Одна из первых работ Виолы — Tape I (1972). «I» в названии переводится как «Я». На видео зрители наблюдают, как Виола входит в комнату и направляется к ним, но как только он появляется перед экраном, становится очевидно, что все это время перед зрителем было зеркальное отражение. В финале художник смотрит в камеру и уничтожает запись, стерев и своего двойника из зазеркалья.
🗣 «Это было время интенсивных экспериментов — в том числе с точки зрения меняющегося взгляда на себя самого. Всегда есть два измерения: то, что вы видите, и то, что вы чувствуете. Это было огромное поле для исследования».
👨💻 Во время учебы художник работал в первом альтернативном медиацентре в Нью-Йорке Synapse Video Centre. Его наставником был Джек Нельсон, профессор, учивший мыслить «за рамками». Здесь он изучал компьютерную графику, играл на синтезаторе.
🇮🇹 С первыми представителями видеоарта Виола знакомится во время путешествия в Италию. Это были Джун Пайк, Брюс Науман и Вито Аккончи.
👨🏻🎨 Там же Виола открыл для себя работы старых мастеров. Он анализировал, исследовал, старался понять, как в статичных изображениях художники передают движение и время. Виола понял, что у них форма подчинена содержанию, повествованию. Фрески он считал своего рода фильмами.
Поговорим о музыке в жизни и творчестве Виолы.
🎵 Художник всерьез увлекается музыкой. В период с 1973 по 1980 год он учился у композитора Дэвида Тюдора и играл в его экспериментальной группе Rainforest (впоследствии Composers Inside Electronics Group — «Композиторы внутри электроники»).
▪️ Дэвид Тюдор — композитор и пианист, ближайший соратник Джона Кейджа и первый исполнитель знаменитой беззвучной пьесы «4'33''».
▪️ Сверхценной идеей Тюдора было создание тотальной электроакустической среды. Он был не только композитором, но и изобретателем, арсенал которого составляли сложносочиненные самодельные инструменты, спрятанные в пластиковые контейнеры.
🗣 Общение с Тюдором произвело на Виолу глубокое впечатление. «Был период, когда я работал исключительно со звуком, и моим главным интересом была акустика. Меня, например, очень интересовало, каким образом слепой человек узнает, насколько велика комната, просто хлопнув в ладоши или постучав тростью по полу… Я отчетливо помню, как мне хотелось почувствовать пустоту пространства, стать этим пространством и заполнить его собой, как это делает звук».
👂 Природе звука посвящено несколько аудиальных произведений Виолы. Самые известные из них основаны на взаимодействии инструментов с физическим пространством и могут считаться прологом к дальнейшей деятельности художника, потому что впоследствии тот же самый трехмерный звук перекочевал и в его видеоработы.
О видеоарте как виде искусства
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день