Александр Бородин
Биография и музыкальный язык
Александр Бородин был выдающимся ученым-химиком, а музыкой занимался в свободное время. В этой части узнаем, как он жил и какую музыку писал.
Почему так важно и интересно знать музыку Александра Бородина?
🤓 Русская профессиональная музыка получила поздний старт. Спросите себя — с кого ведет начало наша национальная музыкальная история? Вероятнее всего, вы вспомните Михаила Глинку. Действительно: русский симфонизм, наша оперная литература начинаются именно с него. Если в строгом музыкально-историческом смысле с этим еще можно поспорить, то психологически, для большой публики, с точки зрения репертуара театров и филармоний — это безусловно так. Похожим образом литературная традиция, которую мы опознаем как «свою», «родную», начинается с Пушкина: вряд ли для души кто-то из нас откроет томик Тредиаковского.
🙇♂️ Глинка еще младше Пушкина. Он родился в 1804 году, когда Шуберту было 7 лет. Главное, что он сделает в музыке, придется на 30-е и 40-е годы 19 века. Глинка был гениальным самородком, большую часть жизни он прожил за границей. В первой трети 19 века такого феномена, как самобытная профессиональная музыкальная среда, в России по-настоящему не существовало. Так композиторы поколением младше Глинки оказались теми, кому выпала фантастически сложная и интересная задача: стать первой в истории России школой, определить, куда двигаться дальше и как обозначить себя относительно громады европейской традиции: такой ослепительной, старой, влиятельной.
🔍 Конечно, 19 век стал временем поиска в музыке национального. Что значит быть русским композитором? Как адаптировать на нашей почве завоевания европейских классиков? А может, они вообще вредны для нас, и их надо игнорировать? А что делать с фольклором? Может ли музыка размышлять о том, что такое Россия, ее история, правители, сказочная старина, смута, религиозный раскол? Именно этим занимались пять композиторов разного масштаба и абсолютно разного характера дарования, которых принято называть объединением «Могучая кучка».
🤝 Все они родились в 30-40-е годы 19 века. Предводителем и ментором объединения был Милий Балакирев, критическим рупором — Цезарь Кюи, а главным сокровищем — остальные трое: Александр Бородин, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков. Кучкистам был близок также журналист Владимир Стасов, случайно придумавший название кружка. Бородин был старшим из пятерых: одногодок Брамса, он родился в 1833 году.
🌍 Музыка Бородина, с одной стороны — воплощение русского «кучкизма» с его тенденциозностью и почвенностью. Достаточно сказать, что делом всей его жизни стала попытка перенести на оперную сцену ключевой исторический документ и памятник литературы России — «Слово о полку Игореве» 12 века. С другой стороны — Бородин был далеко не локальным явлением: его музыка при жизни звучала по всей Европе и в Штатах, с ним был знаком и им восхищался Лист. Из кучкистов именно он — главный «европеец», композитор, сумевший выстроить полноценный и достойный диалог с, прежде всего, немецкой музыкой.
👏 Проживший недолгую жизнь, в течение которой буквально все отвлекало его от музыки (почему — читайте скоро), создавший не так уже много количественно, Бородин невероятно много успел. Единственным из «кучкистов» он создал блестящие опусы в «европейских» жанрах: симфонии, квартеты, струнный секстет — которые пользуются любовью публики с момента своего появления. Опера «Князь Игорь», не будучи завершенной, стала одним из ключевых событий русской музыки 19 века. Не подозревая об этом, Бородин оказал гигантское влияние на французскую музыку рубежа 19-20 вв. Невероятное тепло, гармоничность и какое-то исключительное душевное здоровье его музыки — пример большого искусства без надлома и червоточины.
Незаконнорожденный сын князя, любимчик матери, талантливый ученый-химик и композитор, — поговорим о биографии Бородина.
👨🎓 Академик Павлов относил Бородина к людям-феноменам, сочетающим научное и художественное мышление, подобно Леонардо, Ломоносову, Гёте и Менделееву. Действительно: Бородину было бы сложно однозначно назвать свою профессию, но скорее всего он сказал бы, что он — ученый. Музыка занимала его в свободное от работы время: вообще-то Александр Бородин был крупным русским химиком.
👪 Бородин родился в 1833 году. Он был незаконнорожденным: отец композитора — 62-летний грузинский князь Лука Гедеванишвили, мать — 25-летняя Авдотья Смирнова, его экономка, солдатская дочь. С женой князь давно не жил, но развестись не мог, и мальчика записали сыном крепостного камердинера Порфирия Бородина. Мать не могла надышаться на Сашу, а князь позаботился о том, чтобы они жили в достатке. Позже Авдотья вышла замуж и родила еще одного сына.
🦸♀️ Мать Бородина образования не имела и о музыке ничего не знала. Тем не менее, она сделала все, чтобы ее «сторублевый котик» (как она называла Сашу) учился всем предметам гимназического курса, а также музыке, лепке и рисованию; о казенном заведении не могло быть и речи, учителя приходили к ним домой. Больше всего Сашу увлекала химия: сохранились смешные воспоминания о взрывах и фейерверках, которые он устраивал дома. Бородин играл на трех инструментах, в 13 начал сочинять, а в 16 поступил в Медико-хирургическую академию.
👨🏼🏫 Наставником Бородина стал Николай Зинин: большой русский ученый, вокруг которого сформировался «русский химический клуб». Впоследствии Зинин ревновал Бородина к музыке, первоклассным химиком называл Бородина Менделеев; единогласно считалось, что если бы не музыкальные «отвлечения» и не характер Александра Порфирьевича — мягкость, деликатность и исключительная доброта, которую многие принимали за слабохарактерность, он вошел бы не только в российскую, но в мировую историю химии.
🇩🇪 В 1859 году 26-летний Бородин, защитивший диссертацию, на 3 года командирован Академией в Гейдельберг. Там сложился русский ученый круг, куда входили Сеченов, Менделеев, приезжали Бутлеров, Боткин и другие. Бородин становится членом французского и немецкого химических обществ, печатается; вместе с тем — изучает немецкоязычные учебники музыкальной теории и участвует в нескончаемых домашних концертах. На одном из них он знакомится с блестящей пианисткой Екатериной Протопоповой, которая станет его женой.
👋 Вернувшись в Россию, на домашнем вечере у Боткина Бородин знакомится с Балакиревым. Он уже знал Мусоргского — еще 23-летним Бородин служил дежурным врачом в военном госпитале, где совсем юный Модест Петрович был дежурным офицером. Позже всех к кружку примкнул еще один военный — 21-летний моряк Римский-Корсаков. Бородин увлекается музыкой еще сильнее, пишет симфонию и в 1869, 36-летним, слышит ее исполненной, понимая в этот момент, что он — композитор.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Илья Репин. Портрет композитора и ученого-химика А. П. Бородина, 1888
2. Николай Зинин, одно из ключевых имен русской органической химии, академик Петербургской академии наук и наставник Бородина
3. Основатели Русского химического общества, 1868 год. Менделеев — стоит, второй справа. Бородин в том же ряду в центре
Поговорим о судьбе Бородина-композитора, которая складывалась параллельно с карьерой ученого, педагога и общественного деятеля.
🙇♂️ 1860-е — время приезда в Россию Вагнера и Берлиоза. Бородин продолжает изучать музыкальную теорию, пишет лучшие свои романсы (что любопытно — на собственные тексты), наконец, начинает работать над «Князем Игорем» — проектом всей своей жизни, который растянется на 17 лет и не будет доведен до конца.
🏃♂️ Помимо научной деятельности, Бородин занимался педагогической, общественной и был отличным администратором. В своих воспоминаниях Римский-Корсаков, годами переживавший за еле двигавшегося «Князя Игоря», приводит список рабочих обязательств Бородина: Высшие женские врачебные курсы (главным двигателем которых Бородин был со дня основания), Русское химическое общество, Общество русских врачей, Общество охранения народного здравия, журнал «Знание» и еще с десяток пунктов.
📖 Римский-Корсаков о Бородине в своих мемуарах: «...зная его доброту и податливость, медицинские студенты и всякая учащаяся молодежь прекрасного пола осаждали его всевозможными ходатайствами и просьбами, которые он самоотверженно старался удовлетворить. Его неудобная, похожая на проходной коридор квартира не позволяла ему запереться, сказаться не дома и не принимать. Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать. Его задерживали бестолковым изложением дела, болтовней по целым часам, а он казался вечно спешащим и недоделавшим то того, то другого. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, исполненную самоотречения по инерции».
💑 Вдобавок, Екатерина Сергеевна сильно болела. Пожалуй, главной обязанностью Бородина была забота о ней, подразумевавшая отъезды из сырого Петербурга, неестественный режим дня (она мучилась бессонницами, часто Бородины обедали около 11 часов вечера) и врачебную помощь.
🖤 15 февраля 1887 на масленичной вечеринке у себя дома, «среди начатого разговора», как вспоминали очевидцы, он вдруг схватился рукой за грудь и упал мертвым, не испустив ни крика, ни стона. Бородину было 53 года. На кладбище его сопровождала тысячная толпа, несли десятки венков — от музыкального и от научного сообщества. Римский-Корсаков забрал все рукописи покойного: «Князь Игорь» был дописан и переработан именно им.
Наметим важные слагаемые стиля Бородина и послушаем первые музыкальные работы.
🌿 Молодого Бородина называли «мендельсонистом». Действительно, три европейских года, влияние Екатерины Сергеевны, открывшей Бородину Шумана, блестящее знание немецкого, позволявшее легко читать музыкально-теоретические труды, — все это послужило сильной европейской, и главным образом — немецкой прививке. «Немецкий» романтизм Бородина — абсолютно не демонический, не листовский, а именно мендельсоновский. Романтического в нем — красочность и атмосфера волшебства, а первооснова все-таки классическая: грация, оптимизм, точеная форма.
Послушайте яркий образец этого «мендельсонизма» — восхитительный струнный секстет, написанный в 1860 в Германии.
⚡ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
🌝 В музыкальном мире Бородина нет гротеска, надтреснутости, страдания. В этом он абсолютный антипод Мусоргского. Его стихия — лирика и эпос, покой и возвышенность. В «Князе Игоре» нет ни одного по-настоящему отрицательного персонажа; тревожные и страшные картины — вроде сцены солнечного затмения — производят скорее величественное, чем пугающее впечатление.
Мы помним, что жанр скерцо у романтиков часто окрашен мрачным волшебством — можно вспомнить Шуберта или Брамса. Теперь послушайте скерцо из 1-й симфонии Бородина.
⚡ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
😆 Бородин был чрезвычайно остроумным человеком. его юмор — добродушного, тактичного свойства, был связан преимущественно с каламбурами или созданием смешных ситуаций (в том числе в музыке).
Послушайте прелестный образец бородинского юмора — романс «Фальшивая нота» на собственные слова. Слышите музыкальную шутку? Подробно мы будем говорить о романсах в субботу, это — лишь в качестве маленького спойлера.
⚡ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута.
🕌 Наконец, самое заметное для слуха свойство музыки Бородина — фантастически красивый восточный колорит. Ориентальная линия в русской музыке началась еще с «Руслана и Людмилы» и нашла продолжение в музыке всех кучкистов (исключением не стал даже Мусоргский, вообще-то чуждый декоративности). Красивейшие колористические решения, атмосфера зноя и экзотики, «восточное» ощущение времени как чего-то органического, а не механического, — все это Бородин. Очень часто в его музыке есть характерная неспешно колышущаяся фактура: эти «синусоиды» видно даже при беглом взгляде в партитуру. Отсюда ощущение как бы звуковой кисеи, медленных качелей, неги.
Закончим «Половецкими плясками» из «Князя Игоря». Играет госоркестр СССР, дирижирует Евгений Светланов. Аудио-версия для тех, кто не хочет отвлекаться на шаровары и шапки с хвостами.
⚡ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут.
Видео-версия для тех, кто хочет полюбоваться на восточную экзотику. Постановка Юрия Любимова в Большом, 2013 год.
⚡ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 8 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день