Александр Бородин
Опера «Князь Игорь»
Опера «Князь Игорь» — главный проект Бородина, над которым он работал 17 лет и так и не успел закончить. В этой части узнаем о ее особенностях.
Мы подошли к главной работе Бородина — незавершенной опере «Князь Игорь».
📝 Работа над оперой началась в 1869 году, когда Владимир Стасов за одну ночь на 20 апреля составил примерный сценарий по «Слову о полку Игореве». Она сочинялась маленькими порциями — преимущественно на каникулах — с огромными перерывами в течение 17 лет. На момент смерти Бородина она не была завершена. Сам композитор в шутку называл себя автором «неоканчиваемой оперы». Степень готовности «Князя» на момент смерти Бородина — предмет споров.
😜 Александр Порфирьевич был человеком большой иронии. Часто, читая письма, не понимаешь, всерьез он или шутит: «Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего „дельного" делать не могу, голова трещит, глаза слезят, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком, — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы» письмо от 1875 года). Так или иначе, работа шла еле-еле, что вызывало бурю негодования у Римского-Корсакова, напряженно следившего за ее ходом и придумавшего каламбур: «А ему и горя мало, что нам „Игоря” мало».
🤴 В основе сюжета — поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев, возглавляемых ханом Кончаком. Амбициозный князь отправляется на врага один с дружиной (а не с другими князьями), несмотря на дурную примету — солнечное затмение в начале пути. Погубив своих людей, он, раненый, с позором попадает в плен. В это время его шурин, Владимир Галицкий, оставленный охранять свою сестру, жену Игоря Ефросинью Ярославну, бесчинствует в Путивле и стремится захватить власть. Игорь бежит из плена и с триумфом возвращается в Путивль.
🤕 Наверняка вам бросились в глаза слабости этого сюжета (которые при постановке можно, наоборот, превратить в психологически интересные и сильные места). Заглавный герой далек от суперменства: тщеславный эгоист у власти, он губит свою дружину и переживает унижение пленом. Заклятый враг его так же далек от опереточного злодейства: хан Кончак не лишен обаяния и великодушия, он стремится заключить с Игорем союз (на своих условиях); он дипломатичен, хитер и по-своему благороден. Финальный «триумф» достаточно сильно омрачен — по-хорошему, мы понимаем ведь, что Игорь возвращается на щите, а не со щитом.
🤔 Отдельный интерес представляет князь Галицкий. Кто он — безвредный пьянчуга или узурпатор власти? Он действительно опасен для сестры, или его слова о том, что он «сам себе на Путивле господин», — краснобайство? Можем ли мы читать сюжет как историю про то, что страшнее для России — внутренний враг, чем внешний? Ответы на эти вопросы не так просты, как кажутся, и от многого зависят (позже мы коснемся этой темы).
🙇♂️ После похорон Бородина Римский-Корсаков забрал из квартиры покойного все рукописи. Он и молодой Александр Глазунов начали готовить то, что казалось ворохом бессвязных набросков, к изданию. Договоренность о нем уже существовала; более того, Бородин получил 1500 рублей вперед от музыкального издателя и мецената Митрофана Беляева. Римский-Корсаков любил и умел работать быстро: Бородин умер 27 февраля 1887 года, а к началу сезона 1888/89 партитура была издана и представлена к назначению в театр.
На картинках ниже:
1. Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) был музыкальным критиком и журналистом, идейным вождем русского реализма. Именно ему принадлежит выражение «могучая кучка».
2. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — великий русский композитор, автор полутора десятков опер, был самым младшим «кучкистом». В отличие от товарищей по кружку, благодаря фундаментальному многолетнему самообразованию овладел композиторским ремеслом — контрапунктом, музыкальной теорией, оркестровкой — на уровне лучших своих европейских коллег.
3. Александр Константинович Глазунов (1865–1936) — русский композитор рубежа 19–20 веков, представитель «беляевского кружка» — объединения, возникшего после «могучей кучки» и возглавляемого Римским-Корсаковым. Свое название они получили по имени Митрофана Беляева; русского лесопромышленника, страстно увлекавшегося музыкой и щедро тратившего на нее деньги.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Илья Репин. Потрет Владимира Стасова
2. Илья Репин. Потрет Николая Римского-Корсакова
3. Илья Репин. Портрет Александра Глазунова
Поговорим о структуре оперы «Князь Игорь».
🤦🏻♂️ Устройство «Князя Игоря» — один из больных и запутанных вопросов. Первоначально автор хотел написать трехактную оперу, где каждый акт членился бы на две картины; то есть всего их было бы 6, где 1-я — пролог.
🎭 Римский-Корсаков, деятельно вмешивавшийся в процесс создания оперы, еще при жизни автора предложил другую структуру: пролог, а за ним четыре акта — два в Путивле и два у половцев. Так появилась пятиактная (пролог + 4 акта) структура, приблизившая «Князя» к традиции развернутых, роскошных оперных полотен на исторические сюжеты: французской grand opéra. Обязательная часть гранд опера — вставной балет; его роль выполнили «половецкие пляски».
💂♂️ По плану Бородина, после начальной сцены затмения и выхода дружин в поход мы должны были оказаться у половцев — и там видеть мучающегося, плененного князя, а также следить за дополнительной линией сюжета: это роман, который завязывается между сыном Игоря, молодым Владимиром, и половчанкой, дочкой хана Кончаковной; этот акт завершался «половецкими плясками». Затем мы попадали в Путивль, где видели попойку у Галицкого: в отсутствие Игоря он крадет честных девушек, замышляет захват власти и дерзит сестре.
🩰 Обязательный в grand opéra балет, однако, располагался не в начале, а в середине спектакля: балетоманы съезжались в театр ко второму акту. Римский-Корсаков, следуя этой логике, в своей редакции поменял местами первый половецкий акт (с печальным Игорем в плену, влюбленными «детьми» и плясками) с путивльским (с бунтом Галицкого). Теперь после пролога мы оставались в Путивле и следили за историей с Галицким, а только потом отправлялись в половецкий плен.
✏️ Римский внес и другие изменения. Прежде всего они касались инструментовки: по словам советского музыковеда Павла Ламма, в 1947 году подготовившего издание, «очищенное» от редакторских правок Римского, многое в опере оказалось «пересочинено». Фактически Бородин не успел создать только увертюру и музыку второго половецкого акта (где, собственно, происходит побег князя из плена). Но Римский-Корсаков счел нужным внести коррективы и в музыку, завершенную Бородиным: по-новому зазвучал оркестр, многие сцены оказались сокращены, акценты расставились иначе.
🦹🏻♂️ Римского-Корсакова не нужно представлять злодеем и честолюбцем, стремившимся «присвоить» оперу покойного друга. Он был человеком исключительной порядочности и относился к Бородину с нежностью. Во-первых, им двигала искренняя (и не беспочвенная) убежденность в том, что он знает, «как правильнее» сделать с точки зрения ремесла. Действительно, если сравнить его оркестровки, например, с оригиналами оркестровых решений у Мусоргского (чьи оперы он тоже редактировал) ухо мгновенно слышит разницу: оркестр Римского — более правильный, нарядный, «цивилизованный».
🧚♂️ Во-вторых, им двигали требования времени: эстетика 1880-х, когда редактировался «Князь», была существенно другой, чем в 70-е, когда он писался. Внесенные Римским сладкая «знойность», декоративное эстетство, некоторая драматургическая упрощенность, шаг в сказку от сурового натурализма оригинала Бородина, — все это признаки нарождавшегося стиля модерн.
Начнем смотреть «Князя Игоря».
Это постановка 1995 года в Мариинском театре — «переработанная реконструкция» спектакля 1954 года режиссера Евгения Соковнина. Это значит, что классическая советская постановка была бережно реконструирована и дополнена фрагментами из оперы Бородина, которые убрал Римский-Корсаков — в советский спектакль их традиционно не включали.
🎞 Возможно, она покажется вам тяжеловесной и несовременной — неудивительно, спектаклю было 45 лет на момент съемки (в 1998 году). Отнеситесь к нему как к старому кино, золотой классике, точке отсчета. Не имея представления о нем, не видев всю эту костюмную роскошь, будет сложно понять вызовы, которые стоят перед постановщиком «Игоря» сегодня, и оценить результаты его работы.
🖍 Можете послушать сочиненную Глазуновым увертюру. Бытовал миф о том, что он записал ее по памяти, так как многократно слышал в авторском исполнении. Сам Глазунов писал: «Увертюра сочинена приблизительно по плану Бородина», — подчеркнув слово «приблизительно».
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 10 минут.
🌕 Посмотрим фрагмент пролога: Игорь объявляет о намерении идти на половцев, затем следует сцена затмения. Обратите внимание на ее музыку с тревожными восходящими гаммами — мы вернемся к ней. Досмотрите до двух пьянчужек — Скулы и Ерошки — комических персонажей, не желающих отправляться с князем на войну.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 8 минут.
👏 Досмотрим пролог; под всеобщее славление князь отправляется в поход.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 2 минуты.
👩 Начинается 1-й половецкий акт. Здесь он помещен после пролога в соответствии с авторской логикой. Сольная партия в этом красивейшем номере отведена введенному в оперу после смерти Бородина абстрактному, декоративному персонажу — обобщенной половчанке.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.
🗣 Потом мы слышим каватину (вид арии) Кончаковны, затем — влюбленного княжича (Владимира, сына Игоря от первого брака; они вместе попали в плен); потом — любовный дуэт Владимира и Кончаковны. А вот затем следует программная ария Игоря («Ни сна, ни отдыха измученной душе…»). Возможно, вместо нее тут должен был быть другой монолог Игоря, вычеркнутый Римским — мы еще вернемся к нему.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
🏇 Крещеный половец-перебежчик Овлур предлагает князю бежать. Игорь с отвращением отвергает это предложение как стыдное для себя. Досмотрим акт: появляется хан Кончак, в одном из знаменитейших и самых обаятельных номеров оперы говоря о своем расположении к князю. Чтобы потешить его, Кончак устраивает показательное шоу с танцами, хорошо знакомое вам.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 10 минут.
Продолжаем слушать «Князя Игоря».
🥴 Второй акт: мы возвращаемся в Путивль и попадаем на попойку у Галицкого. Эта сцена очень сильно сокращена Римским: она была гораздо «вульгарнее», грубее, с форменной вакханалией и натурализмом.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.
😡 Во 2-й картине того же акта к тоскующей Ярославне приходят жаловаться девушки/ Владимир дерзко выкрал одну из их подруг. Потом появляется и сам Владимир: посмотрите сцену ссоры между братом и сестрой.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 10 минут.
😱 Приходят бояре с плохими вестями — на Путивль идут половцы, Игорь в плену. Послушайте их хор — популярнейший, очень обаятельный в своей грозной неповоротливости. Если хотите, досмотрите акт до конца: подходящие половцы жгут окрестные деревни, следует жутковатая и красивая хоровая сцена.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 4 минуты.
🗡 А вот это надо послушать обязательно: прославленный «Половецкий марш» в авторской оркестровке, видимо, звучавший довольно страшно и по-варварски. Первоначально он должен был изображать резню при Каяле, где погибли все люди Игоря, и располагался в начале оперы.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 3 минуты.
🐎 Авторской музыки в 3-м акте мало, позволим себе пропустить его. Половцы ждут подкрепление — хана Гзака (еще один персонаж, введенный после смерти автора) и собираются на Путивль. Обязательная сцена — монолог Игоря («зачем не пал я…»). Судя по его угнетенному настроению, он предназначался автором для начала оперы, а тут, перед побегом, должна была быть более решительная 1-я ария («Ни сна, ни отдыха»). Послушайте этот горький монолог внимательно. Здесь, вновь и вновь прокручивая в голове свой военный провал, князь повторяет музыку затмения. В конце этой сцены к нему подходит Овлур, вновь предлагая бежать, и в этот раз Игорь соглашается.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 6 минут.
😢 4 акт: тем временем среди пепелищ плачет Ярославна — еще одна классическая сцена оперы.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.
👏 Досмотрим оперу. Гудошники Скула и Ерошка, подвизавшиеся в отсутствие Игоря у Галицкого, быстро меняют курс, видя, что князь неожиданно вернулся; всеобщий восторг и слава, которую мы слышали уже в конце Пролога.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 8 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день