angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Александр Бородин

Опера «Князь Игорь»

Опера «Князь Игорь» — главный проект Бородина, над которым он работал 17 лет и так и не успел закончить. В этой части узнаем о ее особенностях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Мы подошли к главной работе Бородина — незавершенной опере «Князь Игорь».

📝 Работа над оперой началась в 1869 году, когда Владимир Стасов за одну ночь на 20 апреля составил примерный сценарий по «Слову о полку Игореве». Она сочинялась маленькими порциями — преимущественно на каникулах — с огромными перерывами в течение 17 лет. На момент смерти Бородина она не была завершена. Сам композитор в шутку называл себя автором «неоканчиваемой оперы». Степень готовности «Князя» на момент смерти Бородина — предмет споров.

😜 Александр Порфирьевич был человеком большой иронии. Часто, читая письма, не понимаешь, всерьез он или шутит: «Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего „дельного" делать не могу, голова трещит, глаза слезят, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком, — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы» письмо от 1875 года). Так или иначе, работа шла еле-еле, что вызывало бурю негодования у Римского-Корсакова, напряженно следившего за ее ходом и придумавшего каламбур: «А ему и горя мало, что нам „Игоря” мало».

🤴 В основе сюжета — поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев, возглавляемых ханом Кончаком. Амбициозный князь отправляется на врага один с дружиной (а не с другими князьями), несмотря на дурную примету — солнечное затмение в начале пути. Погубив своих людей, он, раненый, с позором попадает в плен. В это время его шурин, Владимир Галицкий, оставленный охранять свою сестру, жену Игоря Ефросинью Ярославну, бесчинствует в Путивле и стремится захватить власть. Игорь бежит из плена и с триумфом возвращается в Путивль.

🤕 Наверняка вам бросились в глаза слабости этого сюжета (которые при постановке можно, наоборот, превратить в психологически интересные и сильные места). Заглавный герой далек от суперменства: тщеславный эгоист у власти, он губит свою дружину и переживает унижение пленом. Заклятый враг его так же далек от опереточного злодейства: хан Кончак не лишен обаяния и великодушия, он стремится заключить с Игорем союз (на своих условиях); он дипломатичен, хитер и по-своему благороден. Финальный «триумф» достаточно сильно омрачен — по-хорошему, мы понимаем ведь, что Игорь возвращается на щите, а не со щитом.

🤔 Отдельный интерес представляет князь Галицкий. Кто он — безвредный пьянчуга или узурпатор власти? Он действительно опасен для сестры, или его слова о том, что он «сам себе на Путивле господин», — краснобайство? Можем ли мы читать сюжет как историю про то, что страшнее для России — внутренний враг, чем внешний? Ответы на эти вопросы не так просты, как кажутся, и от многого зависят (позже мы коснемся этой темы).

🙇‍♂️ После похорон Бородина Римский-Корсаков забрал из квартиры покойного все рукописи. Он и молодой Александр Глазунов начали готовить то, что казалось ворохом бессвязных набросков, к изданию. Договоренность о нем уже существовала; более того, Бородин получил 1500 рублей вперед от музыкального издателя и мецената Митрофана Беляева. Римский-Корсаков любил и умел работать быстро: Бородин умер 27 февраля 1887 года, а к началу сезона 1888/89 партитура была издана и представлена к назначению в театр.

На картинках ниже:

1. Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) был музыкальным критиком и журналистом, идейным вождем русского реализма. Именно ему принадлежит выражение «могучая кучка».

2. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — великий русский композитор, автор полутора десятков опер, был самым младшим «кучкистом». В отличие от товарищей по кружку, благодаря фундаментальному многолетнему самообразованию овладел композиторским ремеслом — контрапунктом, музыкальной теорией, оркестровкой — на уровне лучших своих европейских коллег.

3. Александр Константинович Глазунов (1865–1936) — русский композитор рубежа 19–20 веков, представитель «беляевского кружка» — объединения, возникшего после «могучей кучки» и возглавляемого Римским-Корсаковым. Свое название они получили по имени Митрофана Беляева; русского лесопромышленника, страстно увлекавшегося музыкой и щедро тратившего на нее деньги.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Илья Репин. Потрет Владимира Стасова

2. Илья Репин. Потрет Николая Римского-Корсакова

3. Илья Репин. Портрет Александра Глазунова

Поговорим о структуре оперы «Князь Игорь».

🤦🏻‍♂️ Устройство «Князя Игоря» — один из больных и запутанных вопросов. Первоначально автор хотел написать трехактную оперу, где каждый акт членился бы на две картины; то есть всего их было бы 6, где 1-я — пролог.

🎭 Римский-Корсаков, деятельно вмешивавшийся в процесс создания оперы, еще при жизни автора предложил другую структуру: пролог, а за ним четыре акта — два в Путивле и два у половцев. Так появилась пятиактная (пролог + 4 акта) структура, приблизившая «Князя» к традиции развернутых, роскошных оперных полотен на исторические сюжеты: французской grand opéra. Обязательная часть гранд опера — вставной балет; его роль выполнили «половецкие пляски».

💂‍♂️ По плану Бородина, после начальной сцены затмения и выхода дружин в поход мы должны были оказаться у половцев — и там видеть мучающегося, плененного князя, а также следить за дополнительной линией сюжета: это роман, который завязывается между сыном Игоря, молодым Владимиром, и половчанкой, дочкой хана Кончаковной; этот акт завершался «половецкими плясками». Затем мы попадали в Путивль, где видели попойку у Галицкого: в отсутствие Игоря он крадет честных девушек, замышляет захват власти и дерзит сестре.

🩰 Обязательный в grand opéra балет, однако, располагался не в начале, а в середине спектакля: балетоманы съезжались в театр ко второму акту. Римский-Корсаков, следуя этой логике, в своей редакции поменял местами первый половецкий акт (с печальным Игорем в плену, влюбленными «детьми» и плясками) с путивльским (с бунтом Галицкого). Теперь после пролога мы оставались в Путивле и следили за историей с Галицким, а только потом отправлялись в половецкий плен.

✏️ Римский внес и другие изменения. Прежде всего они касались инструментовки: по словам советского музыковеда Павла Ламма, в 1947 году подготовившего издание, «очищенное» от редакторских правок Римского, многое в опере оказалось «пересочинено». Фактически Бородин не успел создать только увертюру и музыку второго половецкого акта (где, собственно, происходит побег князя из плена). Но Римский-Корсаков счел нужным внести коррективы и в музыку, завершенную Бородиным: по-новому зазвучал оркестр, многие сцены оказались сокращены, акценты расставились иначе.

🦹🏻‍♂️ Римского-Корсакова не нужно представлять злодеем и честолюбцем, стремившимся «присвоить» оперу покойного друга. Он был человеком исключительной порядочности и относился к Бородину с нежностью. Во-первых, им двигала искренняя (и не беспочвенная) убежденность в том, что он знает, «как правильнее» сделать с точки зрения ремесла. Действительно, если сравнить его оркестровки, например, с оригиналами оркестровых решений у Мусоргского (чьи оперы он тоже редактировал) ухо мгновенно слышит разницу: оркестр Римского — более правильный, нарядный, «цивилизованный».

🧚‍♂️ Во-вторых, им двигали требования времени: эстетика 1880-х, когда редактировался «Князь», была существенно другой, чем в 70-е, когда он писался. Внесенные Римским сладкая «знойность», декоративное эстетство, некоторая драматургическая упрощенность, шаг в сказку от сурового натурализма оригинала Бородина, — все это признаки нарождавшегося стиля модерн.

Начнем смотреть «Князя Игоря».

Это постановка 1995 года в Мариинском театре — «переработанная реконструкция» спектакля 1954 года режиссера Евгения Соковнина. Это значит, что классическая советская постановка была бережно реконструирована и дополнена фрагментами из оперы Бородина, которые убрал Римский-Корсаков — в советский спектакль их традиционно не включали.

🎞 Возможно, она покажется вам тяжеловесной и несовременной — неудивительно, спектаклю было 45 лет на момент съемки (в 1998 году). Отнеситесь к нему как к старому кино, золотой классике, точке отсчета. Не имея представления о нем, не видев всю эту костюмную роскошь, будет сложно понять вызовы, которые стоят перед постановщиком «Игоря» сегодня, и оценить результаты его работы.

🖍 Можете послушать сочиненную Глазуновым увертюру. Бытовал миф о том, что он записал ее по памяти, так как многократно слышал в авторском исполнении. Сам Глазунов писал: «Увертюра сочинена приблизительно по плану Бородина», — подчеркнув слово «приблизительно».

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 10 минут.

🌕 Посмотрим фрагмент пролога: Игорь объявляет о намерении идти на половцев, затем следует сцена затмения. Обратите внимание на ее музыку с тревожными восходящими гаммами — мы вернемся к ней. Досмотрите до двух пьянчужек — Скулы и Ерошки — комических персонажей, не желающих отправляться с князем на войну.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 8 минут.

👏 Досмотрим пролог; под всеобщее славление князь отправляется в поход.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 2 минуты.

👩 Начинается 1-й половецкий акт. Здесь он помещен после пролога в соответствии с авторской логикой. Сольная партия в этом красивейшем номере отведена введенному в оперу после смерти Бородина абстрактному, декоративному персонажу — обобщенной половчанке.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.

🗣 Потом мы слышим каватину (вид арии) Кончаковны, затем — влюбленного княжича (Владимира, сына Игоря от первого брака; они вместе попали в плен); потом — любовный дуэт Владимира и Кончаковны. А вот затем следует программная ария Игоря («Ни сна, ни отдыха измученной душе…»). Возможно, вместо нее тут должен был быть другой монолог Игоря, вычеркнутый Римским — мы еще вернемся к нему.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

🏇 Крещеный половец-перебежчик Овлур предлагает князю бежать. Игорь с отвращением отвергает это предложение как стыдное для себя. Досмотрим акт: появляется хан Кончак, в одном из знаменитейших и самых обаятельных номеров оперы говоря о своем расположении к князю. Чтобы потешить его, Кончак устраивает показательное шоу с танцами, хорошо знакомое вам.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 10 минут.

Продолжаем слушать «Князя Игоря».

🥴 Второй акт: мы возвращаемся в Путивль и попадаем на попойку у Галицкого. Эта сцена очень сильно сокращена Римским: она была гораздо «вульгарнее», грубее, с форменной вакханалией и натурализмом.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.

😡 Во 2-й картине того же акта к тоскующей Ярославне приходят жаловаться девушки/ Владимир дерзко выкрал одну из их подруг. Потом появляется и сам Владимир: посмотрите сцену ссоры между братом и сестрой.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 10 минут.

😱 Приходят бояре с плохими вестями — на Путивль идут половцы, Игорь в плену. Послушайте их хор — популярнейший, очень обаятельный в своей грозной неповоротливости. Если хотите, досмотрите акт до конца: подходящие половцы жгут окрестные деревни, следует жутковатая и красивая хоровая сцена.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 4 минуты.

🗡 А вот это надо послушать обязательно: прославленный «Половецкий марш» в авторской оркестровке, видимо, звучавший довольно страшно и по-варварски. Первоначально он должен был изображать резню при Каяле, где погибли все люди Игоря, и располагался в начале оперы.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 3 минуты.

🐎 Авторской музыки в 3-м акте мало, позволим себе пропустить его. Половцы ждут подкрепление — хана Гзака (еще один персонаж, введенный после смерти автора) и собираются на Путивль. Обязательная сцена — монолог Игоря («зачем не пал я…»). Судя по его угнетенному настроению, он предназначался автором для начала оперы, а тут, перед побегом, должна была быть более решительная 1-я ария («Ни сна, ни отдыха»). Послушайте этот горький монолог внимательно. Здесь, вновь и вновь прокручивая в голове свой военный провал, князь повторяет музыку затмения. В конце этой сцены к нему подходит Овлур, вновь предлагая бежать, и в этот раз Игорь соглашается.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 6 минут.

😢 4 акт: тем временем среди пепелищ плачет Ярославна — еще одна классическая сцена оперы.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.

👏 Досмотрим оперу. Гудошники Скула и Ерошка, подвизавшиеся в отсутствие Игоря у Галицкого, быстро меняют курс, видя, что князь неожиданно вернулся; всеобщий восторг и слава, которую мы слышали уже в конце Пролога.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 8 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;