Александр Бородин
Струнные квартеты
Квартеты Бородина известны даже больше, чем квартеты Чайковского. В этой части узнаем, как он изменил этот жанр, и послушаем главные хиты.
🏡 Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»: «Уже несколько лет подряд Бородины уезжали на дачу в среднюю Россию, кажется, преимущественно в Тульскую губернию*. Жили они на даче странно. Нанимали ее обыкновенно заочно. Большей частью дача состояла из просторной крестьянской избы. Beщей с собой они брали мало. Плиты не было, готовили в русской печке. По-видимому, житье их бывало пренеудобное, в тесноте, со всевозможными лишениями. Вечно хворавшая Екатерина Сергеевна почему-то ходила на даче все лето босиком. Но главным неудобством такого житья-бытья было отсутствие фортепиано. Свободное летнее время протекало для Бородина если не совсем бесплодно, то, во всяком случае, мало плодотворно. Вечно занятый службой и всякими посторонними делами, в течение зимы он мало мог работать для музыки; наступало лето, а с ним и свободное время, но работать все-таки было нельзя из-за неудобств жизни. Так-то странно складывалась жизнь для Бородина, а между тем чего бы, кажется, лучше для работы, как не его положение вдвоем с женой, и с женой, которая любила его, понимала и ценила его громадный талант».
*Николай Андреевич чуть путает — в Тульскую губернию Бородины уезжали лишь в одно лето, 1881 года. Но несколько раз снимали похожую по описанию дачу в Давыдове, Владимирская губерния.
1. Владимирская область, село Давыдово. Дом-музей Александра Бородина, экспозиция
2, 3. Владимирская область, село Давыдово, дом-музей Александра Бородина
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о русской квартетной музыке и месте Бородина в ней.
🏵 Бородина можно смело назвать главным русским квартетным автором 19 века. Три чудесных струнных квартета есть у Чайковского — композитора одного с ним поколения (он был младше на 7 лет), но, за исключением Первого, они не так хорошо знакомы широкой публике и несколько меркнут на фоне прочих гениальных камерных работ Петра Ильича. Квартеты Бородина — ля-мажорный Первый и ре-мажорный Второй — представляют собой редкое для русской квартетной музыки 19 века сочетание музыки серьезного масштаба с демократизмом, обаянием и доступностью.
🌹 Редкое — потому что квартетная музыка в России еще не чувствовала себя уверенно. Она оставалась или аристократическим развлечением, или областью, где композитор «набивал руку» (для квартета удобно писать с такой «учебно-технической» целью: это совершенный и универсальный состав, чтобы учиться голосоведению, развитию формы и т.д.). К тому же казалось, что у русской музыки другие задачи; квартет ассоциировался с чем-то элитистским, интеллектуальным, европейским (читай — немецким), и идти в эту сторону означало либо подвергнуть суровейшему испытанию свое владение композиторской техникой (в квартете все как на ладони), либо заниматься эпигонством. Как сказать свое слово в квартете после Бетховена, было не очень понятно.
✨ По-настоящему этот вопрос для русской музыки будет решен только в квартетах Шостаковича в середине 20 века. Однако квартеты Бородина — чудесный пример того, как изящная «музыка для гостиной» может быть вместе с тем настоящим художественным откровением, а «западничество» — не иметь никаких следов эпигонства. Неслучайно имя Бородина носит главный квартет в истории русского исполнительства: Квартет им. Бородина, образовавшийся в Московской консерватории в 1944 году и существующий поныне (конечно, в многократно обновившемся составе).
✍️ Первый квартет был начат летом 1874 года, когда 40-летний Бородин работал над «Князем Игорем». Его фрагменты, показанные Стасову и Мусоргскому, вызвали их порицание: музыка, а главное — форма квартета показалась чересчур европейской, слишком «культурной» и «академичной». Мы помним, что времени на работу у Бородина было мало: квартет сочинялся урывками в течение всей второй половины 1870-х и был завершен на даче в Давыдово в 1879 году. Второй сочинялся три года спустя: летом 1881 года в Гейдельберге и затем — в Житове, Тульской области.
Послушаем Первый квартет.
🧐 У Владимира Стасова, рьяного апологета национального искусства и подлинной русскости, были основания, чтобы заподозрить Первый квартет в западничестве. Его можно изучать как образец сонатной формы, в нем очень много контрапункта — старинного искусства сопряжения одновременно развивающихся линий — а главная тема навеяна темой из финала 13-го бетховенского квартета. Бородин написал в партитуре по-немецки: Angeregt durch ein Thema von Beethoven («под влиянием темы Бетховена»).
Сравните две эти темы:
→ Бетховен, квартет № 13 ор.130, 1826.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
→ Бородин, квартет №1, 1879.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
👭 Хорошо слышно, что эти темы — родные сестры. Но разница между ними могла бы красноречиво иллюстрировать разницу между немецким и русским мелодическим мышлением: послушайте, как расширена бетховенская тема новыми, придающими ей смягченность и ласковость изгибами, как ушли из нее упорядоченность и симметрия, а появились — зыбкость, нега и какая-то «неправильная» прелесть.
🌊 Теперь вернемся к началу части: она открывается обширным полифоническим вступлением. После премьеры квартета развернулась напряженная дискуссия о мастерстве Бородина-полифониста: можно ли, не владея искусством контрапункта «как немцы», браться за квартетную музыку? «Полифонический» — значит «многоголосный»: послушайте внимательно, как одна за одной подключаются мелодические линии, соединяясь в полноводную звуковую реку, где каждый поток — независим, но является частью целого.
🗣 Это гениальное вступление задействует элементы европейской полифонии — со свободным и равноправным движением голосов (последите, как начальная трехнотная фигура проплывает то в одном, то в другом голосе среди медленно катящейся вязи). Но вместе с тем — русской хоровой полифонии, т.н. подголосочной. В ней основная линия — у одного голоса-запевалы, а его свободно, прихотливо, неточно имитируют многочисленные подголоски: представьте беседку, увитую ползучей розой. Именно это мы слышим во вступлении; именно поэтому ощущение четырехголосия смазывается: кажется, что голосов в этом хоре… пять? Семь? Десять?
🌗 В 02.10 начинается уже знакомая нам главная, в 03.42 — абсолютно не конфликтующая с ней побочная. Это тоже свойство мышления Бородина: вроде бы темы в сонатной форме должны принадлежать разным мирам, чтобы меж ними была дискуссия. Бородин же умудряется построить сонатную форму, где дискуссия ведется между хорошим и прекрасным, без следа монотонности. Обратите внимание на качание на «медленных качелях», о которых мы говорили вчера: в побочной оно прекрасно слышно.
Завершаем обсуждение Первого квартета Бородина
🌾 Вторая часть квартета — медленное Andante. Бородин обращается здесь к традиции русской протяжной песни. Обратите внимание на щемящую заунывность, вместе с тем странным образом навевающую покой; на лишенное симметрии, иррегулярное течение темы (вспомните, как заполняется «лишними» междометными вставками материя русской песни — что-то вроде «Я на те-эээ, да ах на те цвяты взира-ай, э-эх да на сердце замирай»), на блуждающий подголосок, иногда неточно повторяющий очертания темы (он вызывает в памяти как бы «охающие» добавления из хора, будто соглашающиеся с основным голосом).
🦅 Биограф Бородина Сергей Дианин выдвигает предположение, что в квартете использована подлинная народная песня (спрятанная в сопроводительной линии к главной теме), содержание которой соответствует его меланхолическому настроению: ворон, схваченный орлом, рассказывает ему о том, что видел тело воина, покоящееся на бескрайнем поле, над которым печально вьются три птицы: его мать, сестра и жена.
〰️ Не пропустите фугато (маленькую вписанную в материю квартета фугу), начинающуюся в 03.25. Тут хорошо слышно, что такое полифония: слышите, как тревожная «ползучая» тема передается от одного инструмента другому, при этом все линии развиваются одновременно и независимо?
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
🤹♂️ Третья часть — скерцо; восхитительное и легкое, с веселой беготней и волшебством. Не пропустите смешной раздел (00.34), где у виолончели, как бы всякий раз последней приходящей к финишу, постоянно остается комическая «лишняя» нота.
🐿 В 01.45 начинается срединный раздел скерцо: трио. Это место — гениальный кунштюк, тембровое чудо. Бородин придумал фонический эффект (неприятный и сложный в игре для квартета), при котором две скрипки, альт и виолончель звучат как челеста, стеклянная гармоника и колокольчики одновременно. Этот заоблачный звон напоминает тембровые фокусы «Трех чудес» Римского-Корсакова из «Сказки о царе Салтане», которая будет написана через 20 лет после этого квартета; тут тоже происходит какая-то сказочная небывальщина, белочка, золотые орехи и изумруды.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
🪁 Финал написан в сонатной форме с медленным вступлением, где главная (02.04) — редкий для Бородина случай тревожно-мятущейся образности. Ее антипод — как бы нежно «ахающая» побочная (02.53, снова хорошо слышен фирменный бородинский эффект «качелей»). Бородин здесь впечатляюще проворачивает даже фирменный «немецкий» фокус с проведением двух тем в одновременности: это происходит в кульминации разработки (07.09: нервная главная у виолончели, одновременно звучит побочная у первой скрипки).
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут.
Бегло обсудим известнейший камерный опус Бородина — хитовый Квартет №2.
📻 Второй квартет не нуждается в представлении: это сочинение чаще других работ Бородина можно увидеть в программах по всему миру, а «Ноктюрн» — его медленную часть — регулярно крутят на радиостанциях в качестве «минутки расслабляющей классики».
💑 Он сочинялся в 1881 году в Гейдельберге, где Бородин за 20 лет до этого встретил свою будущую жену, а также в деревне в Тульской области, где они проводили лето. Квартет посвящен Екатерине Сергеевне; его нежный, исключительно лирический тон заставляет вспомнить слова Римского-Корсакова о гармонии и понимании в семье Бородиных (об чем писали и другие мемуаристы). Многое в этой семье казалось чужому человеку странным: диковатый режим дня, беспорядок в доме, страсть Екатерины Сергеевны к кошкам, наводнявшим дом. Тем не менее, все, знавшие Бородиных, говорили о них как о счастливой паре.
🍃 Послушайте 1-ю часть — возможно, самую пленительную в русской камерной музыке. Обратите внимание на нежно колеблющуюся интонацию главной партии — мы не раз уже отмечали привычку к такому строению тем у Бородина.
→ Мы продолжаем слушать квартет им. Бородина; еще одна эталонная версия (с той же пластинки, что 1-й квартет). Это состав с Ростиславом Дубинским.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
📺 А вот видео-версия бородинцев в позднем составе (2000), это концерт к 55-летию коллектива. Первую скрипку тут играет недавно пришедший в квартет Рубен Агаронян (играющий в нем по сей день); на альте — Игорь Найдин (также действующий участник квартета). Обратите внимание на виолончелиста: это Валентин Александрович Берлинский (1925–2008), на этой записи ему 75. Берлинский — душа и легенда квартета, невероятный музыкант, «бородинец» с 1945 года.
→ Пусть вас не смущает плохое качество картинки, уделите этой записи внимание. Хоть и на поздней стадии существования коллектива, это — возможность увидеть воочию, как работает один из самых удивительных музыкальных организмов — струнный квартет в своем эталонном проявлении.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 8 минут.
💫 2-я часть — скерцо; вновь чрезвычайно светлое, струящееся, с трогательно восклицающей второй темой. Поймайте момент в конце части, где материя постепенно рассеивается и иссякает, как игрушка, у которой кончился завод.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 5 минут.
🌄 3-ю часть — ноктюрн — вы наверняка знаете, даже если не отдаете себе в этом отчета. Прислушайтесь к мягкой «качке» у второй скрипки и альта, на которой дремлет эта сказочная, ориентальная, сновиденческая тема.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
🏇 Финал квартета — место встречи двух мотивов музыки Бородина. Эпической «русскости» с плясунами и витязями — и романтической «европейскости». Тут есть и тяжелое притоптывание, и конская скачка, и даже имитация гармошки.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 7 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день