Александр Бородин
Оперы «Млада» и «Богатыри»
Бородин написал комическую оперу, в которой половина музыки была взята из других произведений. В этой части слушаем оперы «Млада» и «Богатыри».
Поговорим о двух оперных проектах Бородина, которые добавляют интересные штрихи к его портрету.
🏛 6 ноября 1867 года в Москве в Большом театре состоялась премьера оперы-фарса «Богатыри». Имя автора музыки было скрыто. Интерес публики подогревали сообщения прессы, что зрители увидят комическую оперу, в которой показаны события известного скандала — «богатырский подвиг нескольких современных героев, приключившийся в каком-то ресторане в окрестностях Москвы». Но в скандал превратилась сама премьера: публика совершенно не поняла смысла происходящего на сцене и шикала, пресса разгромила спектакль, и его тут же сняли с репертуара.
📖 Текст «Богатырей» принадлежал драматургу Виктору Крылову, работавшему в основном в комическом жанре. Он первым перевел на русский язык оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» и «Прекрасная Елена», которые до сих пор ставятся в его переводах. Неудивительно, что Крылов решил создать нечто вроде русской оперетты в духе Оффенбаха и написал пьесу — пародию на русские сказки и былины о богатырях.
🔱 Богатырь Соловей Будимирович обещает Задире (обратите внимание на говорящие имена), сыну князя Густомысла, выкрасть при всем честном народе его сестру Забаву. И похищает ее во время торжественного жертвоприношения Перуну. Богатыри князя Густомысла начинают собираться в поход за похитителем (привет «Руслану и Людмиле»).
Пока Жена Густомысла Милитриса Кирбитьевна ждет новостей, на столицу наступает «несметная рать женская» во главе с богатыршей Амелфой. Трусливый богатырь Фома Беренников выступает на защиту города. Благодаря хитрости и обману Фома выходит победителем, а Густомысл, который прятался во время боя, присваивает себе победу. Появляются сваты и просят у князя благословения на брак Соловья с Забавой. Князь согласен, а 5 акт оперы — свадебный пир, на котором собрались все персонажи оперы.
🐻 Крылов был хорошо знаком с композиторами «Могучей кучки» и обратился за музыкой к оперетте к Бородину — главному по русскому эпосу, хотя «Богатырской симфонии» тогда еще не было даже в проекте. То, что Бородин согласился, говорит о многом: мир русского эпоса был для него многоликим и вовсе не замыкался на «правильной» героике. Бородин готов был вместе с Крыловым смеяться над персонажами и подсказывал драматургу гэги. Его музыка к «Боратырям» — уникальный для русской музыки пример сатиры, который стоит в одном ряду с сатирическим «Райком» Мусоргского.
⏳ Бородин работал медленно, а времени до премьеры было меньше года. Поэтому примерно 45% музыки он написал сам, а остальное позаимствовал из известных опер репертуара Большого театра. Представьте себе хор русских девушек, где намешаны мелодии из «Роберта-дьявола» Мейербера, Шествие князя Густомысла на музыку военного австрийского марша, сцену жертвоприношения под музыку из «Севильского цирюльника» Россини, или марш и хор русских богатырей на музыку комических Куплетов царей из «Прекрасной Елены» Оффенбаха! Так примерно выглядели «Богатыри» Крылова — Бородина.
🙊 Бородин никому не сказал об этой работе, его авторство открылось только после смерти композитора. В начале 1930-х годов уже известный нам Павел Ламм обнаружил партитуру «Богатырей», а в 1936 фарс поставил в своем Камерном театре Таиров с новым остросатирическим и политическим текстом Демьяна Бедного. Как и премьеру 1867 года, спектакль тут же сняли с репертуара.
🤷♀️ К сожалению, послушать из оригинальной музыки «Богатырей» мы сейчас ничего не можем. В 2000-е оперу пару раз исполняли (в том числе в студенческом театре ГИТИСа), но официальных записей нет, и опера, о которой все чаще говорят как о редкой жемчужине русского комического музыкального театра, пока ждет своего часа.
👩🏼🦱 Но представить характер оперы-фарса можно, если послушать Куплеты царей из «Прекрасной Елены» Оффенбаха, которые Крылов и Бородин переделали в Марш и хор Богатырей.
🤩 В начале 1870-х директор Императорских театров Степан Гедеонов задумал представить на сцене диковинку — волшебную оперу-балет «Млада» с роскошным, очень дорогим оформлением, чудесными спецэффектами, полетами, русалками и с музыкой сразу пяти композиторов — кучкистов Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, а также Людвига Минкуса, автора балетов «Дон Кихот» и «Баядерка», который должен был отвечать за балетные сцены.
🌓 Запутанный сюжет разворачивается во времена древних славян. В центре фигура благородного князя Яромира, за которого борются светлые и темные силы: темные — это Воислава, которая еще до начала оперы отравила Младу, возлюбленную Яромила, и теперь с помощью злых духов и богов пытается завоевать князя; добрые — тень Млады и добрые боги.
🤝 Работу распределили так: 1-е действие оперы, как наиболее драматичное, было поручено Кюи, считавшемуся в этой области главным профи; 4-е действие — смесь драматического и стихийного — Бородину; 2-е и 3-е действия были распределены между Римским-Корсаковым и Мусоргским.
💥 В четвертый «бородинский» акт входили сцены языческого богослужения в храме, сцены между Яромиром и верховным жрецом, явление теней древних славянских князей, наводнение, затопление храма, а также страстные гневные сцены между Яромиром и Воиславой. Бородин с увлечением изучал книги о жизни и религии древних славян и на удивление быстро работал над музыкой.
👏 Хотя сочинение у всех шло быстро, до премьеры дело не дошло: Гедеонов ушел с поста директора, а новая дирекция была не готова тратить огромные деньги на постановку. Композиторы приспособили сочиненную музыку для других сочинений. Бородин большую часть написанного использовал в «Князе Игоре». А в 1891 году Римский-Корсаков представил в дирекцию Императорских театров собственную полную версию «Млады», которая и была поставлена.
✍️ Из музыки Бородина к «Младе» в другие его сочинения не вошел финал: заклинание волшебницы Морены, наводнение, разрушение храма, явление призрака Млады и апофеоз. Летом 1890 года, уже работая над своей «Младой», Римский-Корсаков оркестровал финал Бородина, заменил звучание певческих голосов партиями инструментов — получилась 5-минутная симфоническая пьеса, известная сегодня как Финал «Млады» Бородина.
👀 Обратите внимание на лирическую тему в конце — это появление призрака Млады, в которой мы сразу узнаем родную сестру Ярославны из «Князя Игоря».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Повторим все, что мы узнали об Александре Порфирьевиче Бородине.
🌟 Александр Бородин — крупнейшая фигура в русской музыке 19 века, один из композиторов «Могучей кучки», объединения, где формировался облик русского композитора, отличительные черты русской композиторской школы и русского искусства вообще.
🌍 Музыка Бородина — это и воплощение идей русского «кучкизма», и связь с европейской традицией: его музыка при жизни звучала по всей Европе и в Штатах, именно он сумел выстроить полноценный и достойный диалог с прежде всего немецкой музыкой.
👪 Бородин — незаконнорожденный сын грузинского князя Луки Гедеванишвили и его экономки Авдотьи Смирновой. Александр имел прекрасное домашнее образование, окончил Медико-хирургическую академию, был крупным русским химиком, его ценил Менделеев. Бородин обладал уникальным гением, был очень успешен и в науке, и в музыке.
📜 Бородин прожил всего 53 года, число его сочинений невелико, но значение — огромно. Он единственным из «кучкистов» создал блестящие опусы в «европейских» жанрах —симфонии, квартеты, струнный секстет, которые пользуются любовью публики с момента своего появления. Опера «Князь Игорь», не будучи завершенной, стала одним из ключевых событий русской музыки 19 века.
Где работал
👨🏼🏫 Музыка не была основной специальностью Бородина. В 1858 году он защитил диссертацию с темой на стыке химии и медицины — «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях». С 1857 по 1862 гг. проводил много времени в Европе как ученый, но продолжал заниматься музыкой. С 1862 был профессором Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, с 1864 возглавлял там кафедру химии. В начале 1870-х был одним из организаторов Высших женских врачебных курсов, на которых также преподавал химию. Один из членов-учредителей Русского химического общества и один из редакторов журнала «Знание».
🤝 С 1862 года — участник «Могучей кучки» наряду с Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым.
Что создал
🤴 Опера «Князь Игорь» на основе «Слова о полку Игореве». Не окончена, была завершена Римским-Корсаковым. Опера-фарс «Богатыри», 4 акт коллективной оперы «Млада».
🎵 Три симфонии, третья — не окончена.
🎼 Камерные сочинения: два струнных квартета, струнное и фортепианное трио, струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет.
💕 16 романсов и песен.
🎹 Пьесы для фортепиано в 2, 3 и 4 руки.
🙇♂️ Сам Бородин говорил о себе: «Я по натуре лирик и симфонист». Симфонические и камерные жанры, наряду с «Князем Игорем», занимают главное место в его творчестве.
Основные черты стиля Бородина
🌞 Лирика и эпос, покой и возвышенность. Бородин очень цельная и жизнерадостная натура, его музыке не свойственны трагедия и надлом.
😄 Светлый юмор, остроумие, каламбуры.
🕌 Восточный колорит, продолжение ориентальной линии в русской музыке.
🇩🇪 Европейские традиции, в первую очередь, ранних романтиков — Шумана и Мендельсона.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день