Александр Бородин
Три симфонии Бородина
Бородин создавал масштабные классические симфонии, сочетая их со сказочностью и эпосом. В этой части слушаем его симфоническую музыку.
После разговора о камерной музыке и «Князе Игоре» нас ждет третий кит музыки Бородина — его симфонии.
🏆 Симфонические заслуги Бородина колоссальны. Если Чайковский — столп русского лирико-драматического симфонизма, то Бородин — создатель величавой, возвышенной эпической линии.
🌍 Почему это важно? После Бетховена симфония превратилась в принципиальный для европейской музыки жанр. Любая национальная школа стояла перед задачей создать «свою» симфонию. Вместе с тем, по мнению «почвенников» Балакирева и Стасова, симфония в ее каноническом виде была чем-то слишком ортодоксальным и западным. Классическая архитектура четырехчастного цикла, абстрактная драматургия бетховенского типа, — от всего этого веяло стариной.
📚 В Европе уже лет тридцать увлекались одночастными, фантазийными по форме симфоническими работами с обязательным внешним сюжетом — например, взятым из литературы. Такой симфонизм называют программным, а эти работы — симфоническими поэмами или программными увертюрами. Симфоническая музыка кучкистов двигалась именно в эту сторону: программность дарила яркие краски и сочные образы (помните «Ночь на лысой горе» Мусоргского?) и облегчала работу с формой.
🙇♂️ Чайковский и Бородин — единственные русские авторы своего поколения, которых тянуло к масштабной симфонии классического типа и которые смогли создать в этом жанре настоящие сокровища. Гений Чайковского направил его в сторону острых, мощных коллизий. Его главная тема — драма души человека, мечтающее и гибнущее человеческое «я». Умиротворенный талант Бородина повел его в сторону более объективного, повествовательного симфонизма. Его мир — эпос, пейзаж, сказочная архаика, а также лирика — но другая, чем у Петра Ильича, более безмятежного свойства.
🌞 Черты симфонизма Бородина — теплый, озаренный колорит, отсутствие конфронтации между главной и побочной и вообще каких-либо разрушительных инцидентов в драматургии цикла. Развиваясь, темы не перерождаются, не преподносят нам внезапных сюрпризов (как бывает у Чайковского), но как бы мужают и воцаряются в первоначальных своих обличьях. Все, связанное с «опасностью» для цикла, его дестабилизацией — сведено к минимуму или отсутствует. Бородин любит спокойную повествовательность; рассказ для него естественнее, чем полемика.
🌄 Все помнят о важности восточной ноты для Бородина. В его симфониях любовь и гениальное умение передавать атмосферу степной романтики переплетается с образами сказочных славянских витязей.
🐻 Всадники-богатыри, сказители с гуслями, пляшущие скоморохи — все эти мотивы у Бородина предвосхищают неорусский стиль, расцветший вскоре после его смерти (вспомните братьев Васнецовых, Врубеля, Шехтеля). Вместе с тем, Бородину еще чужда подчеркнутая условность и декоративность, орнаментальность, чувственная заостренность черт. Вся эта эстетика придет в русское искусство несколько десятилетий спустя, и в музыке отразится, например, в работах позднего Римского-Корсакова и Анатолия Лядова.
1. Аполлинарий Васнецов. Прошлое Великого Новгорода, 1901
Обратите внимание на даты — этот и следующие образцы уже зрелого неорусского стиля в живописи, архитектуре, моде относятся ко времени спустя 10–15 лет после смерти Бородина. «Русская» эстетика Бородина имеет ту же природу, но гораздо менее декоративна.
2. Федор Шехтель. Здание Ярославского вокзала. Конец 1890-х
3, 4. Гостьи «Русского бала» у Романовых в 1903 году
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
У Бородина три симфонии. Вторая — самая известная «Богатырская», Третья — неоконченная.
🙇♂️ Первую симфонию (ми-бемоль мажор) Бородин завершил в 1867, ему было уже 34 года. Он работал над сочинением несколько лет. В симфонии соединилось все то, что он впитал в себя за время музыкального самообразования: игра в ансамбле, посещение концертов и театров в Германии, общение с товарищами по «Могучей кучке» и петербургские симфонические концерты.
🖍 Симфония посвящена Милию Балакиреву, который на правах более маститого музыканта внес кое-какие поправки и «учености». Это получилось органично: хотя Первая Бородина в полной мере воплощает концепцию эпической симфонии, сам композитор говорил, что она ближе всего западному духу и ориентирована на принципы классицизма, в первую очередь — Бетховена. Даже тональность выбрана не случайно — в ми-бемоль мажоре написана «Героическая» Бетховена. Хоть «Богатырской» названа Вторая симфония, в Первой уже во весь рост встает главный герой его симфонической музыки.
🐻 По форме симфония абсолютно классическая: 1 часть — сонатное аллегро с медленным вступлением, 2 часть — скерцо, 3 часть — медленная, 4 часть — финал. Но по материалу — совершенно русская, национальная. В ней можно услышать мотивы, предвосхищающие «Князя Игоря».
🗣 Послушайте первую часть симфонии. Обратите внимание на эпический характер медленного вступления, на жизнеутверждающий, бесконфликтный характер главной темы. Около 3.00 звучит «хор», напоминающий будущую «Славу» из «Игоря».
🏇 Образность — одна из главных особенностей музыки Бородина. Так, скерцо Первой симфонии легко ассоциируется со скачкой (но не мрачной, как это часто бывало в западной музыке, а привольной, разудалой), третья часть — изумительной красоты ноктюрн. Если есть минутка, обратите внимание на крошечные вторжения фантастики в скерцо, этот эпизод ведет напрямую к сцене Затмения в «Князе Игоре», но проносится очень быстро, как конь, летящий по полю.
🎺 Симфонии Бородина легко опознать на слух, в них огромная роль принадлежит духовым инструментам — и деревянным (народные, песенные, лирические и скоморошьи мотивы), и медным (эпос и героика). Лишь в медленных частях на первый план выходит мягкое звучание струнных.
😔 Третью симфонию (ля минор) Бородин не успел закончить, хотя написал практически весь материал, как было с «Князем Игорем». Скерцо (вторая часть) было написано в 1882 году, первая часть — в 1886 (обе в версии для струнного квартета). Третью часть Бородин сочинил в год смерти, но не записал, финал импровизировал на фортепиано за несколько дней до внезапной кончины.
🌞 Третья симфония, как и «Неоконченная» Шуберта, существует в виде двух частей. Их партитуру оркестровал и отредактировал Глазунов. Для Трио в Скерцо он использовал музыку, которую Бородин написал для первого акта «Князя Игоря», но не включил на последний вариант. Форма симфонии довольно путаная, но сама музыка поражает удивительной гармоничностью, светом, богатейшей фантазией композитора и разнообразием мелодий.
🌹 Если решите глубже погрузиться в мир Бородина — послушайте совершенно феноменальную по красоте и отделке деталей запись Госоркестра под управлением Евгения Светланова.
Поговорим подробнее о Второй симфонии Бородина — «Богатырской».
🕰 Бородин начал работу над Второй симфонией в 1869 году, сразу после успешной премьеры Первой, и сочинял почти семь лет, до 1876. Его многое отвлекало: организация Женских медицинских курсов, работа над «Князем Игорем», а потом еще над «Младой». Зато симфония получилась очень картинной, театральной, в ней много перекличек с операми.
💂♂️ Обобщенную программу симфонии со слов Бородина передавал Стасов: «В адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Именно Стасов придумал название — «Богатырская».
😳 Осенью 1876 года Русское музыкальное общество решило исполнить новую симфонию Бородина, но какой был конфуз, когда Бородин обнаружил, что потерял уже завершенную партитуру! Средние части в итоге нашлись, а первую и четвертую Бородину пришлось записать заново.
👏 Премьера «Богатырской» симфонии состоялась 10 марта 1877 года под управлением Эдуарда Направника. Она сразу стала популярной, хотя Бородина упрекали в том, что он слишком злоупотребляет медными духовыми инструментами.
🤝 В том же году Бородин ездил в Германию, чтобы определить своих учеников-химиков в Йенский университет, и посетил Листа. Тот был поклонником музыки Бородина и пропагандировал ее; Лист организовал европейские премьеры обеих его симфоний. Когда Бородин, прислушивавшийся к критике своих российских коллег, сказал, что хотел пересмотреть партитуру «Богатырской», Лист ответил ему: «Боже упаси! Не прикасайтесь к ней и ничего не переделывайте. У вас подлинный инстинкт художника, и вам не нужно бояться быть оригинальным. Не слушайте тех, кто мешает вам идти своим путем... И хотя нет ничего нового под солнцем, ваша Вторая симфония совершенно нова. Никто не делал ничего подобного».
🔔 Тем не менее, Бородин пересмотрел оркестровку Второй симфонии. Премьера второй редакции состоялась в 1879 году под управлением Римского-Корсакова.
Вторая симфония «Богатырская» (си минор) стала идеальным воплощением русской эпической симфонии и отражением мироустройства, каким его видел Бородин.
1 часть — мир как героика
2 часть — мир как игра
3 часть — мир как лирика и драма
4 часть — мир как общая национальная идея
😮 1 часть — Сонатное Allegro. У Бородина написано именно Allegro, но в советской традиции обычно часть исполняли медленнее. Причин две: эстетическая — героические образы требовали степенности, размеренности; и практическая — Бородин нарушил закон соответствия массы и скорости, он так увлекся медными духовыми, что сделал первую часть в указанном темпе практически неисполнимой.
Послушайте три начала симфонии:
Госоркестр СССР под управлением Евгения Светланова (1966).
Лондонский филармонический оркестр, за пультом Жан Мартинон (1959).
Ближе к золотой середине вариант с Карлосом Кляйбером и Симфоническим оркестром Штутгартского радио (1972).
🌗 Знаменитое начало симфонии — суровая мелодия, которую низкие струнные играют в унисон, была написана изначально как одна из тем половцев для «Князя Игоря». Контраст мужского и женского начал традиционно выражен у Бородина в главной и побочной партиях. Побочная — светлая лирическая тема, напоминающая побочную из увертюры к «Князю Игорю». В двух темах симфонии отражен здоровый дуализм восприятия мира, на который всегда опирался Бородин. В них нет контраста, вместе они образуют единое целое.
✨ Контрастность в разработке Бородин дает не за счет драмы, а за счет фантастики:
🎺 Вторая часть (Скерцо) во многом необычна. Тональность фа мажор — самая далекая по отношению к главной, си минору; звуки си и фа отстоят друг от друга на интервал тритон, что всегда читалось разными краями музыкальной вселенной. Между двумя основными темами части огромный ритмический и образный ритмический контраст. Первая тема — в быстром жестком ритме (Бородин опять нарушает закон массы и скорости, духовики в этот момент должны его ненавидеть), вторая — гибкая, свободная, с восточными интонациями.
🌾 Третью медленную часть Бородин описал как песнь Бояна на фоне аккомпанемента гуслей. Первым после Глинки («Руслан и Людмила») он смог так выразительно и обаятельно создать в музыке традиционный образ русских былин. Начинается часть с запева — кларнет поет протяжную мелодию на фоне арфы. Затем он передает слово валторне, постепенно в рассказ включается все больше инструментов оркестра, рисующих медленные, иногда безмятежные, иногда чуть тревожные картины.
🍷 Финал — богатырский пир. Здесь слышны наигрыши гудошников и звон бубна, мелькает веселый калейдоскоп плясовых и лирических мелодий. Время от времени этот пестрый хоровод останавливается, чтобы дать «слово» очередному «гостю» или обратить внимание на одного из «богатырей». Русские симфонии, в том числе Чайковского, часто завершаются праздничными народными финалами. Кардинальное отличие симфоний Бородина в том, что здесь праздник и народ не являются способом убежать от действительности, а составляют естественную часть гармоничного мира героя.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день