Александр Бородин
Романсы и песни
Бородин создал меньше 20 романсов, но все они стали общепризнанными шедеврами. В этой части познакомимся с его вокальными сочинениями.
Послушаем вокальные сочинения Бородина.
🗣 Для голоса Бородин написал немного — меньше 20 романсов и песен. Это мало, учитывая, что его соратники по «Могучей кучке» писали романсы десятками. Зато у Бородина каждый романс, каждая песня — шедевр.
🌟 Лучшие вокальные сочинения были написаны в 1867–1868, в очень насыщенное творческое время. Еще два всплеска происходят в начале 1870-х и 1880-х.
📝 Романсы Бородина можно разделить на три группы:
— Эпос и сказка
— Лирические и психологические
— Бытовые и юмористические
🗂 Но внутри этих групп жанровое разнообразие огромно:
— «Для берегов отчизны дальней» на стихи Пушкина — трагедийная элегия.
— «Отравой полны мои песни» и «Из слез моих» (миниатюры на слова Гейне) — в традициях шумановской лирики.
— «Арабская мелодия» — ориентальный, восточный романс.
— «У людей-то в дому» на слова Некрасова — русская песня.
— «Спесь» на слова А. Толстого — реалистичная бытовая сценка.
— «Море» на свои слова — драма.
🧙♀️ На собственные слова Бородин писал эпические и сказочные песни-баллады: «Песня темного леса», «Спящая княжна», «Морская царевна».
🧞♀️ Ранние сочинения — «Красавица рыбачка», «Разлюбила красна девица», «Слушайте подруженьки» — написаны в характере русской народной песни и бытового романса.
📚 Круг поэзии, как видите, небольшой. Больше всего вокальных сочинения написаны на собственные слова (Бородин обладал прекрасным литературным слогом) и переводы из Гейне (вспомните особое отношение Бородина к Германии), есть народные слова, по одному романсу на слова великих русских — Пушкина, Некрасова, А. Толстова.
Начнем с романсов Бородина на собственные тексты.
👸 Удивительное создание Бородина — «Спящая княжна». Этим ранним романсом композитор фактически открыл новый жанр — эпической баллады. Сам он называл «Княжну» сказкой. Сюжет действительно сказочный. В лесу «мертвым», «глубоким» сном спит княжна. Мерный зачарованный аккомпанемент напоминает колыбельную, и покачивание ее волшебной колыбели — это повторяющийся рефрен.
🧟♀️ Спокойное течение музыки нарушают два контрастных эпизода: мимо княжны проносится «ведьм и леших чудных рой», а затем проходит слух, что «богатырь придет могучий» и княжну освободит. Но идут годы, богатырь не приходит, и княжна по-прежнему спит. «И никто не знает, скоро ль час настанет пробужденья», — этими словами заканчивается романс.
🧝♀️ Романс появился в конце 1860-х, в момент большого гражданского подъема, усиления антимонархических настроений, и маленькая прекрасная музыкальная сказка Бородина пришлась очень к месту (хотя вряд ли композитор мог иметь это в виду): спящая княжна ассоциировалась с образом России, которую никак не разбудит богатырь.
→ Поет Сергей Лейферкус
🌲 Уже явно мотивы восстания звучат в «Песне темного леса». Ее суровое унисонное начало напоминает запевы таких песен, как «Эй, ухнем», которые в революционные годы станут воплощением духа времени.
В этой песне поется о «воле-волюшке», «силе-силушке», которая «на расправу шла города брала». Все это созвучно молодецким песням и очень-очень близко образам «Бориса Годунова», которого Мусоргский заканчивал как раз в то время, когда Бородин писал свою «Песню темного леса». В кружке за работой над оперой пристально следили, и ее влияние несомненно. У этой песни любопытная судьба. Цензор не пропустил ее, посчитав крамольной. Тогда Римский-Корсаков вложил песню Бородина между своими романсами, и таким образом песня была подписана к печати.
🌊 «Море» — еще одна превосходная баллада Бородина. Ее сюжет перекликается с сюжетом «Садко», только баллада Бородина написана на 20 лет раньше оперы Римского-Корсакова. По бурному морю плывет отважный молодец и везет богатый товар — парчу, жемчуга, золото. Он спешит к своей молодой жене, но ветер все сильнее, он относит лодку от берега, и ее поглощает волна.
🎹 Хотя текст насыщен типично русскими словами и понятиями, музыка перекликается с европейскими балладами: в фортепианном аккомпанементе ни на миг не смолкает бушующее море подобно тому, как в «Лесном царе» Шуберта ни на секунду не прекращается ритм скачки. На этом фоне ведется тревожный и выразительный рассказ. Бородин средствами одного фортепиано очень выразительно изобразил морскую стихию, но позже Римский-Корсаков сделал оркестровку этого романса.
🧜🏻♀️ Совсем другая морская стихия царит в романсе «Морская царевна». Изумительная музыка которого предвещает волшебный образ Царевны-лебедь из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова.
→ Поет Ольга Бородина
🎶 Не пропустите и лирический микро-романс «Фальшивая нота». Как мало нот и слов, а сколько чувства!
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь давайте послушаем романсы на слова разных поэтов.
🖤 Один из самых известных — трагическая элегия «Для берегов отчизны дальней» на текст Пушкина. Она написана в 1881 году под впечатлением от смерти Мусоргского. В ней звучат редкие для Бородина трагизм, конфликт жизни и смерти.
💔 Настроение глубокой печали создает ровная поступь тяжелых аккордов, проходящих через все произведение, и скупые фразы вокальной мелодии. Вначале она долго стоит на месте, затем медленно, с усилием поднимается вверх, кульминация романса приходится на слова «печальной», «разлуки». Боль переживания с особой силой раскрывается в фортепианной партии, полной диссонирующих аккордов, на фоне которых в басу звучит своя выразительная мелодия с патетическими возгласами.
💕 Здесь композитор продолжает линию лирико-психологических и философских романсов Глинки. В частности элегии «Сомнение». В то же время возникает аналогия с чрезвычайно любимым Бородиным Шуманом, с его романсом «Я не сержусь».
→ Поет Дмитрий Хворостовский.
😢 С Шуманом Бородин напрямую соприкасается через текст Гейне «Из слез моих выросло много душистых и нежных цветов». Это стихотворение входит в шумановский цикл «Любовь поэта»:
→ Поет Фриц Вундерлих.
🙇♂️ Бородин не боится сравнений и создает свой, совершенно иной вариант романса на этот текст.
→ Поет Борис Христов.
🤢 Музыкальной драмой в романтическом духе стала песня на слова Гейне «Отравой полны мои песни».
→ Поет Борис Христов.
🏠 На стихи Некрасова Бородин создает комическую (с легким оттенком горечи) зарисовку «У людей-то в дому» в духе Мусоргского. Характер романса передают стилизованные народные наигрыши и плясовых мотивы.
→ Поет Борис Христов.
📖 В одном ряду с лучшими музыкальными сатирами 19 века находится и романс «Спесь» на стихи Алексея Толстого. Он стоит где-то между романсом Даргомыжского «Титулярный советник», где социальный статус становится больше человека, и «Носом» Гоголя, где уже нос отделяется от тела и гуляет сам по себе. В романсе Бородина «Ходит Спесь, надуваючись, с боку на бок переваливаясь. Ростом-то Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень».
→ Поет Борис Христов.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день