angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сандро Боттичелли

Работы для Сикстинской капеллы и возвращение во Флоренцию

К 1481 году Боттичелли так прославился, что папа Сикст IV поручает ему руководство над росписью Сикстинской капеллы. Посмотрим на эти фрески и обсудим его работы по возвращении во Флоренцию.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1. Сикстинская капелла
2. Росписи Сикстинской капеллы
3. Сандро Боттичелли. Искушение Христа
4. Сандро Боттичелли. Юность Моисея

В 1481 году папа Сикст IV приглашает его поучаствовать в росписи свежей капеллы при папском дворце в Ватикане.

⛪️ Новую капеллу построили на руинах Палатинской капеллы 13 века. Размеры нового храма повторяют размеры храма Соломона из Ветхого Завета. Сикстинская капелла задумана как зал для торжественных служений и заседаний конклава.

▪️ Францисканец Сикст IV хотел прославить основателей Ветхого и Нового Завета и утвердить авторитет папской власти. «Истории» Моисея и Христа соотнесены попарно по принципу символического параллелизма: слева от входа — ветхозаветный цикл, справа — евангельский. Причем, эпизоды из жизни Моисея изображены не в хронологическом порядке, а в соответствии с жизнью Христа.

3️⃣ Боттичелли написал три фрески на темы Ветхого и Нового Завета. Художник выбрал для них самые сложные и не разработанные к тому моменту темы.

➖ Фрески Боттичелли уступают в мастерстве его коллегам в плане цельности композиции и убедительности изображения. При общем взгляде вдоль стен его фрески из-за чрезмерной декоративности кажутся шпалерами.

Работа «Искушение Христа»

🔎 Главная тема изображена в мелких эпизодах на заднем плане. Искушения и Иисус «спрятаны» от зрителя. Христос на крыше храма на заднем плане, и еще по одному искушению справа и слева. Слева дьявол показывает на камни — отсылка к Писанию: «Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Справа дьявол просит Христа показать чудо: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз».

🔍 На переднем плане — второстепенный сюжет Нового Завета «Очистительная жертва прокаженного». При первом взгляде на картину мы не видим, где здесь Христос. Мир занят своими делами и до Христа никому нет дела.

👨🏻‍🎨 Боттичелли окружает действующих лиц портретами современников — это подражание Гирландайло, одному из ведущих флорентийских художников, который любил изображать в библейских сюжетах знатных горожан.

Главный недостаток работы — теснота пространства. По отдельности все персонажи прекрасны, но в целом ощущается чрезмерная пестрота пейзажа.

Работа «Юность Моисея»

7️⃣ Работа изображает сразу 7 сцен из жизни Моисея: от убийства Египтянина до выхода еврейского народа из Египта. Это редкий сюжет из книги «Исход», второй книги Моисея. Чтобы зритель легко узнавал семь изображений Моисея, Боттичелли одевает его в желтую тунику и коричнево-зеленый плащ.

🐑 Главное место уделено не самому драматическому или исторически важному эпизоду, а близкому Боттичелли по духу — дочери жреца Иофора привели овец на водопой, а пастухи не пускают их к колодцу. Тогда Моисей отгоняет пастухов и поит овец.

На примере этих работ можно выделить главную особенность работ Боттичелли: он мастерски справляется с аллегориями, символическими намеками или эмоциональным выражением, но при изображении прямого действия появляются недочеты — пестрота, мелкость и неубедительность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сандро Боттичелли

1. Второй эпизод по Боккаччо
2. Третий эпизод по Боккаччо

Получив от Папы «порядочную сумму денег, которую он сразу же, пока был в Риме, промотал и растратил, ибо по своему обыкновению вел жизнь беспечную», Боттичелли приехал обратно во Флоренцию и больше ее не покидал. Поговорим о работах этого периода.

🔝 На тот момент у Боттичелли не оказалось соперников такого же высокого уровня во Флоренции: Леонардо отбыл в Милан, братья Поллайоло — в Рим, а Верроккьо — в Венецию. У Боттичелли больше не было таких крупных заказов, но заработок все равно оставался высоким.

🖼 В 15 веке было популярно украшать дома, мебель и предметы интерьера картинами. Лоренцо Великолепный снова заказывает у Боттичелли несколько работ по случаю свадьбы.

4️⃣ Боттичелли с учениками пишет 4 эпизода по истории Настаджо дельи Онести из «Декамерона» Боккаччо. Эти работы послужат украшением свадебного сундука для Лукреции Бини и Джаноццо Пуччи.

✏️ Боттичелли готовит наброски, по которым дальше работают ученики. Поэтому эти работы нельзя отнести к тому же уровню, что и авторские работы Боттичелли. Элегантность и драматичность на достаточно высоком уровне, но цвет и изящество линий не дотягивают до настоящего Боттичелли.

🔀 Второй эпизод по Боккаччо. Боттичелли смешивает элементы из разных эпизодов и разного времени действия. Он также романтизирует окружение: вдали виднеются средневековые замки и крепости, небо и вода идеально гладкие, стволы ювелирно обработаны.

🌩 Третий эпизод по Боккаччо. Боттичелли придает работе драматическую выразительность. Композицию оживляют яркие пятна цвета, бытовые детали того времени переданы в полном соответствии. Реакция гостей на прерванный праздник передается мимикой, жестами и позами. Сам Настаджо подчеркивает театральность действия красноречиво раскинутыми руками.

Сандро Боттичелли. Фрески на вилле Мачерелли, 1484

Теперь давайте поговорим о фресках, которыми Боттичелли украсил несколько вилл под Флоренцией.

🏛 Роспись виллы Спедалетто по заказу Лоренцо Медичи, по всей видимости, тоже была приурочена к очередной свадьбе. Кроме Боттичелли, над росписью интерьера работали и другие мастера — Филиппо Липпи, Гирландайо, Перуджино. Эти работы не дошли до наших дней, но цикл, скорее всего, описывал античных богов.

🔨 Роспись виллы Мачерелли — единственные сохранившиеся светские сюжеты Боттичелли. Их обнаружили в 1873 году под слоем старой штукатурки. На них изображены аллегории с участием настоящих владельцев виллы. Работы сильно пострадали, в том числе и при переносе на холст, но все равно отражают ту боттичеллевскую утонченность и изысканность. Две из трех уцелевших работ сейчас находятся в Лувре.

О Джироламо Савонароле

1. Фра Бартоломео. Портрет Савонаролы, 1498
2. Памятник Савонароле в Ферраре

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;