Сандро Боттичелли
Семья и период учебы
При жизни художника высоко ценили представители флорентийской знати, однако после смерти имя Ботичелли было забыто. Давайте посмотрим, как складывалась жизнь и учеба художника, а также выделим главные особенности творчества.
Перед тем как начать разговор о биографии художника, давайте выделим несколько особенностей творчества Боттичелли, которые важно знать.
💔 После забвения Боттичелли вновь открыли прерафаэлиты в середине 19 века.
🔀 В работах Боттичелли происходит синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения.
💬 Художника не занимает реальная натура. Его не интересует то, что происходит на картине. Работы Боттичелли воздействуют не прямо, а косвенно.
〰️ В основе манеры Боттичелли лежит линия. Он хороший колорист, но цвет у него всегда играет одну и ту же служебную роль: наполняя контуры форм, он помогает наблюдателю насладиться красотой линий.
🌪 Художник любил изображать фигуры в движении или даже в бурном порыве. Но это вовсе не движения живых людей, вызываемые их волей. В картинах Боттичелли не ощущается силы земного тяготения. Персонажи словно перемещаются в условиях невесомости не по своей воле.
🖼 Боттичелли не считал нужным правдоподобно изображать окружающую среду. Чтобы всецело сосредоточить внимание на ритме, он, насколько возможно, упрощал задние планы.
Теперь поговорим о семье художника и узнаем, как он получил свое прозвище.
👨🏻🎨 Настоящее имя — Алессандро Филипепи. Художник родился в 1445 году во Флоренции в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи.
4️⃣ Был младшим из четырех сыновей. Дело отца приносило скромный доход, и отец мечтал поскорей пристроить сыновей, чтобы оставить свое трудоемкое ремесло. Братья принесли семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.
🛢 Прозвище «Боттичелли» (botticella — ит. «бочоночек»), скорее всего, перешло от старшего брата Джованни, который был толстяком. Видимо, Джованни много занимался воспитанием младшего ребенка в семье.
💍 Вторая версия происхождения прозвища — созвучие с ювелирным ремеслом брата, Антонио. В любом случае, ювелирное искусство сыграло важную роль в становлении молодого Боттичелли.
▪️ Между ювелирами и живописцами в то время была тесная связь. После поступления в ювелирную мастерскую открывался доступ и к живописи. Сандро сначала поступил в обучение к ювелиру, а потом успешно практиковался в рисунке.
▪️ Ювелирные навыки Сандро позднее проявятся в четкости контурных линий и умелом использовании золота для фона и примешивания к краскам.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, 1468–1470
2. Сандро Боттичелли. Мадонна делла Лоджиа, 1467
3. Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и ангелами, 1465
Теперь поговорим о периоде учебы Боттичелли. Сначала его отдали в школу, но нервный, впечатлительный и неспокойный Боттичелли не поддавался никакому обучению — ни чтению, ни письму, ни арифметике. Ничто не увлекало Сандро надолго, кроме рисования, и его отправили учиться ювелирному мастерству.
1️⃣ Первым учителем живописи у Боттичелли стал фра Филиппо Липпи, в мастерской которого Боттичелли провел 5 лет с 1462 года. «Фра» — сокращение от ит. frate — «брат», т. к. Филиппо Липпи давал обет монашества.
⚡️ Филиппо Липпи сразу оценил талант Сандро, а через три года Боттичелли уже нечему было учить. Возможно, Сандро помогал Филиппо Липпи расписать собор в Прато.
🤱 Образцом для некоторых ранних работ Боттичелли по композиции и стилю стала написанная Филиппе 1465 году «Мадонна с младенцем и ангелами», хранящаяся сейчас в Уффици. По ее подобию Боттичелли написал «Мадонну с младенцем и ангелом» (Галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны делла Лоджиа» (Галерея Уффици, Флоренция).
▪️ Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» фра Филиппа, но заменяет пейзаж на окно с широким арочным обрамлением, которое окружает две главные фигуры в центре композиции, словно отгораживая их от всего мира.
▪️ Одеяние Мадонны Боттичелли изменяет на более традиционное для живописного образа Богородицы — красное платье и синий плащ как символ небесной чистоты.
🧐 Мадонна на картине Боттичелли строгая и сосредоточенная по сравнению с юной и простодушной Мадонной у Липпи. Ее фигура вытянута в высоту. Полузакрытые глаза придают лицу выражение таинственности и меланхолии.
2️⃣ Вторым учителем Боттичелли был скульптор, живописец и ювелир Андреа Верроккьо, возглавлявший бригаду разносторонне одаренных начинающих художников. Боттичелли какое-то время посещал его мастерскую после смерти фра Филиппо в 1467 году.
▪️ В ту пору там царила атмосфера «передового» творческого поиска, неслучайно именно у Верроккьо учился молодой Леонардо.
📏 Андреа Верроккьо подходил к живописи аналитически, увлекался анатомически точной передачей человеческой фигуры в сильном движении.
〰️ Боттичелли делает решающий акцент в выявлении форм на линии, он не увлекается светотеневой моделировкой. Обрисовывая формы, его линия допускает неправильности, с точки зрения анатомической точности изображения. Но неправильности эти объясняются не погрешностями в рисунке, а экспрессией Боттичелли, которая играет первенствующую роль в его живописи.
💬 Главная тема для Боттичелли — не предметный мир, а область мечты и воображения.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день