angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сандро Боттичелли

Первые самостоятельные работы

В первых самостоятельных работах Боттичелли начинает проявляться его индивидуальная манера, которая произвела глубокое впечатление на современников и принесла новое веяние в итальянское искусство Возрождения. Поговорим об этих работах подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Сандро Боттичелли

1. Мадонна в розарии, 1469–1470
2. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, 1465
3. Мадонна во славе, 1469–1470
4. Мадонна с младенцем и ангелом или Мадонна Евхаристии, 1470

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа, 1478

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Уже с 1469 года Боттичелли можно рассматривать как самостоятельного художника. В этот период он создает несколько Мадонн — поговорим о них подробнее.

Работа «Мадонна в розарии»

🧑‍🦲 Типичная ранняя Мадонна Боттичелли. Типаж Девы Марии органично сочетает в себе черты героинь Филиппе Липпи и Андреа дель Верроккьо и вместе с тем отмечен изяществом линейного строя, характерного для Боттичелли уже в начальный период его творчества.

Работа «Мадонна с младенцем и двумя ангелами»

©️ В подражание своему учителю Филиппо Липпи, на заднем плане Боттичелли изображает пейзаж с горой и странными вытянутыми деревьями.

▪️ Группа отгорожена мощной каменной стеной, в которой просматривается намек на «Огороженный Сад», символизирующий целомудрие Мадонны.

Работа «Мадонна во славе»

🆕 Здесь Боттичелли дает обновленную интерпретацию образа Мадонны — удлиняет пропорции фигуры, подчеркивает тонкость кистей рук. Богоматерь выглядит трогательной и хрупкой, почти бесплотной, хотя драпировки пластично облегают ее тело. Полнофигурное изображение заполняет собой все пространство картины.

👒 Прозрачная вуаль на голове Мадонны — деталь, которую Боттичелли заимствует у Липпи и будет часто повторять. Одеяние Мадонны свободно ниспадает и не похоже на костюм горожанки, в отличие от картин его учителя.

Работа «Мадонна с младенцем и ангелом» или «Мадонна Евхаристии»

🔀 Здесь группа фигур находится в более сложной композиционной связи, чем первые образцы Мадонн — в замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на тосканский пейзаж: реку и холмы.

👼🏻 Необычный образ для раннего Боттичелли — юноша-ангел с резко заостренным овалом лица. Он протягивает маленькому Христу вазу с виноградом и хлебными колосьями.

🍇 Виноград и колосья — символическое изображение причастия. По мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры.

▪️ Аналогичную задачу ставил перед собой Леонардо да Винчи в близкой по времени «Мадонне Бенуа». Там Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета — символ креста. У Леонардо этот предмет сосредотачивает внимание обоих героев и придает целенаправленность их жестам.

У Боттичелли ваза с виноградом не объединяет, а скорее внутренне разобщает героев. Задумчиво глядя на нее, они забывают друг о друге.

🤔 В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, внутренней разобщенности персонажей.

▪️ Этому в значительной степени способствует и характер освещения — ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению.

1. Сандро Боттичелли. Аллегория силы, 1470
2. Антонио дель Поллайоло. Аллегория веры, 1470

Теперь поговорим о работе Боттичелли «Аллегория силы» (1470).

📃 Первое документальное упоминание самостоятельного произведения Ботичелли относится к 1470 году. Тогда он открыл собственную мастерскую в доме отца и получил заказ на изображение добродетелей для спинок кресел в зале трибунала Торгового суда.

💪 «Аллегория силы» примечательна ювелирно-жесткой трактовкой одежды. Контуры четко очерчены, пластические объемы ясно выделяются. Одеяние спокойно ниспадает, образуя широкие складки, наподобие тех, что мы видим в скульптурах Верроккьо.

💍 Глубокие познания мастера в ювелирном искусстве прослеживаются в тщательно прорисованной чеканной броне, отделанной синей эмалью и бликах света на металле.

☑️ Характерные черты, присущие манере Боттичелли: поворот тела, наклон головы, печальная полуулыбка, отрешенно-задумчивое выражение лица. Мы можем видеть их еще в ранних Мадоннах.

▪️ Голова женщины по стилю похожа на женские типы Филиппо Липпи.

💃 Индивидуальная манера Боттичелли, которая произвела глубокое впечатление на современников и принесла новое веяние в итальянское искусство Возрождения, чувствуется в лице и позе — фигура на троне исполнена энергии и жизни.

➕ Сравните эту работу с «Аллегорией веры» Поллайоло для этого же заказчика, чтобы понять особенность манеры Ботичелли в это время.

1. Сандро Боттичелли. Святой Себастьян, 1474
2. Антонио дель Поллайоло. Мученичество Святого Себастьяна, 1473–1475

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — именно тогда его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии.

🔑 Гильдия дает ему возможность вести образ жизни независимого художника на законном основании, открыть мастерскую и окружить себя помощниками.

🖼 Работа «Святой Себастьян» — одна из самых выразительных картин Боттичелли. Он написал ее для старейшей церкви города — Санта Мария Маджоре. Сейчас работа хранится в Берлине.

📃 Это первое документально подтвержденное религиозное произведение художника. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария.

🧍 Боттичелли впервые берется за изображение мужского обнаженного тела. В трактовке Боттичелли фигура Святого облегчена, пропорции тела удлинены.

▪ Этого святого изображали юношей, привязанным к столбу и пронзенным стрелами. По сюжету император Диоклетиан приговорил мученика Себастьяна к казни, привязал к столбу в Колизее и велел отряду легионеров выпустить в него тысячу стрел.

👥 Заметно сходство с работой Поллайоло. Фигура Себастьяна, его поза, и даже ствол дерева, к которому он привязан, почти точно повторяет Себастьяна Поллайоло, только у Поллайоло Себастьян окружен воинами, они расстреливают его — и он испытывает страдание.

🙄 Но фигура боттичеллевского героя выражает полное безразличие к окружающему. Даже положение его связанных за спиной рук воспринимается скорее как жест, выражающий глубокое раздумье. Такое же раздумье написано и на его лице с чуть приподнятыми, будто в скорбном удивлении, бровями.

▪️ Художник не превозносит пронзенного стрелами героя, а словно скорбит о погубленной красоте.

🧎 Боттичелли прибегает к намеренной стилизации. Себастьян поставлен почти фронтально, в отличие от смелых ракурсов Поллайоло, и лишен динамики, безволен. Стрелы не бросают тени на тело. Мучается не Себастьян, а сам художник.

1, 2. Лоренцо Медичи
3. Кларичи Орсини, жена Лоренцо
4. Лукреция Донати
5. Лукреция в образе Флоры

Мы сравнили Мадонн двух великих итальянских художников — Леонардо да Винчи и Садро Боттичелли.

Давайте потренируемся отличать их работы. Возможно, эта задачка покажется вам легкой, но вот получится ли не совершить ни одной ошибки?

курс Level One
Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;