Сандро Боттичелли
Первые самостоятельные работы
В первых самостоятельных работах Боттичелли начинает проявляться его индивидуальная манера, которая произвела глубокое впечатление на современников и принесла новое веяние в итальянское искусство Возрождения. Поговорим об этих работах подробнее.
Сандро Боттичелли
1. Мадонна в розарии, 1469–1470
2. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, 1465
3. Мадонна во славе, 1469–1470
4. Мадонна с младенцем и ангелом или Мадонна Евхаристии, 1470
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Уже с 1469 года Боттичелли можно рассматривать как самостоятельного художника. В этот период он создает несколько Мадонн — поговорим о них подробнее.
Работа «Мадонна в розарии»
🧑🦲 Типичная ранняя Мадонна Боттичелли. Типаж Девы Марии органично сочетает в себе черты героинь Филиппе Липпи и Андреа дель Верроккьо и вместе с тем отмечен изяществом линейного строя, характерного для Боттичелли уже в начальный период его творчества.
Работа «Мадонна с младенцем и двумя ангелами»
©️ В подражание своему учителю Филиппо Липпи, на заднем плане Боттичелли изображает пейзаж с горой и странными вытянутыми деревьями.
▪️ Группа отгорожена мощной каменной стеной, в которой просматривается намек на «Огороженный Сад», символизирующий целомудрие Мадонны.
Работа «Мадонна во славе»
🆕 Здесь Боттичелли дает обновленную интерпретацию образа Мадонны — удлиняет пропорции фигуры, подчеркивает тонкость кистей рук. Богоматерь выглядит трогательной и хрупкой, почти бесплотной, хотя драпировки пластично облегают ее тело. Полнофигурное изображение заполняет собой все пространство картины.
👒 Прозрачная вуаль на голове Мадонны — деталь, которую Боттичелли заимствует у Липпи и будет часто повторять. Одеяние Мадонны свободно ниспадает и не похоже на костюм горожанки, в отличие от картин его учителя.
Работа «Мадонна с младенцем и ангелом» или «Мадонна Евхаристии»
🔀 Здесь группа фигур находится в более сложной композиционной связи, чем первые образцы Мадонн — в замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на тосканский пейзаж: реку и холмы.
👼🏻 Необычный образ для раннего Боттичелли — юноша-ангел с резко заостренным овалом лица. Он протягивает маленькому Христу вазу с виноградом и хлебными колосьями.
🍇 Виноград и колосья — символическое изображение причастия. По мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры.
▪️ Аналогичную задачу ставил перед собой Леонардо да Винчи в близкой по времени «Мадонне Бенуа». Там Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета — символ креста. У Леонардо этот предмет сосредотачивает внимание обоих героев и придает целенаправленность их жестам.
➗ У Боттичелли ваза с виноградом не объединяет, а скорее внутренне разобщает героев. Задумчиво глядя на нее, они забывают друг о друге.
🤔 В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, внутренней разобщенности персонажей.
▪️ Этому в значительной степени способствует и характер освещения — ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению.
1. Сандро Боттичелли. Аллегория силы, 1470
2. Антонио дель Поллайоло. Аллегория веры, 1470
Теперь поговорим о работе Боттичелли «Аллегория силы» (1470).
📃 Первое документальное упоминание самостоятельного произведения Ботичелли относится к 1470 году. Тогда он открыл собственную мастерскую в доме отца и получил заказ на изображение добродетелей для спинок кресел в зале трибунала Торгового суда.
💪 «Аллегория силы» примечательна ювелирно-жесткой трактовкой одежды. Контуры четко очерчены, пластические объемы ясно выделяются. Одеяние спокойно ниспадает, образуя широкие складки, наподобие тех, что мы видим в скульптурах Верроккьо.
💍 Глубокие познания мастера в ювелирном искусстве прослеживаются в тщательно прорисованной чеканной броне, отделанной синей эмалью и бликах света на металле.
☑️ Характерные черты, присущие манере Боттичелли: поворот тела, наклон головы, печальная полуулыбка, отрешенно-задумчивое выражение лица. Мы можем видеть их еще в ранних Мадоннах.
▪️ Голова женщины по стилю похожа на женские типы Филиппо Липпи.
💃 Индивидуальная манера Боттичелли, которая произвела глубокое впечатление на современников и принесла новое веяние в итальянское искусство Возрождения, чувствуется в лице и позе — фигура на троне исполнена энергии и жизни.
➕ Сравните эту работу с «Аллегорией веры» Поллайоло для этого же заказчика, чтобы понять особенность манеры Ботичелли в это время.
1. Сандро Боттичелли. Святой Себастьян, 1474
2. Антонио дель Поллайоло. Мученичество Святого Себастьяна, 1473–1475
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — именно тогда его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии.
🔑 Гильдия дает ему возможность вести образ жизни независимого художника на законном основании, открыть мастерскую и окружить себя помощниками.
🖼 Работа «Святой Себастьян» — одна из самых выразительных картин Боттичелли. Он написал ее для старейшей церкви города — Санта Мария Маджоре. Сейчас работа хранится в Берлине.
📃 Это первое документально подтвержденное религиозное произведение художника. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария.
🧍 Боттичелли впервые берется за изображение мужского обнаженного тела. В трактовке Боттичелли фигура Святого облегчена, пропорции тела удлинены.
▪ Этого святого изображали юношей, привязанным к столбу и пронзенным стрелами. По сюжету император Диоклетиан приговорил мученика Себастьяна к казни, привязал к столбу в Колизее и велел отряду легионеров выпустить в него тысячу стрел.
👥 Заметно сходство с работой Поллайоло. Фигура Себастьяна, его поза, и даже ствол дерева, к которому он привязан, почти точно повторяет Себастьяна Поллайоло, только у Поллайоло Себастьян окружен воинами, они расстреливают его — и он испытывает страдание.
🙄 Но фигура боттичеллевского героя выражает полное безразличие к окружающему. Даже положение его связанных за спиной рук воспринимается скорее как жест, выражающий глубокое раздумье. Такое же раздумье написано и на его лице с чуть приподнятыми, будто в скорбном удивлении, бровями.
▪️ Художник не превозносит пронзенного стрелами героя, а словно скорбит о погубленной красоте.
🧎 Боттичелли прибегает к намеренной стилизации. Себастьян поставлен почти фронтально, в отличие от смелых ракурсов Поллайоло, и лишен динамики, безволен. Стрелы не бросают тени на тело. Мучается не Себастьян, а сам художник.
1, 2. Лоренцо Медичи
3. Кларичи Орсини, жена Лоренцо
4. Лукреция Донати
5. Лукреция в образе Флоры
Мы сравнили Мадонн двух великих итальянских художников — Леонардо да Винчи и Садро Боттичелли.
Давайте потренируемся отличать их работы. Возможно, эта задачка покажется вам легкой, но вот получится ли не совершить ни одной ошибки?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день