angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сандро Боттичелли

«Поклонения волхвов» и другие флорентийские работы

По нескольким работам Боттичелли на тему поклонения волхвов можно проследить как росло мастерство художника. Давайте поговорим об этих картинах, а также обсудим другие работы Боттичелли во Флоренции.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Сандро Боттичелли

1. Поклонение волхвов, 1465–1467
2. Поклонение волхвов, 1470–1475
3. Поклонение волхвов, 1475

5️⃣ На данный момент сохранилось 5 картин «Поклонение волхвов» — от ученической работы до позднего незавершенного полотна.

👨‍👩‍👧‍👦 Их объединяет то, что это были самые многофигурные композиции из всех произведений Боттичелли. Возможно, именно в этом и заключался вызов его таланту.

Работа «Поклонение волхвов» 1465–1467 годов

Недостатки. Молодому Боттичелли было сложно изобразить столько разных персонажей из пышной свиты волхвов, прибывших поклониться родившемуся Младенцу. Замены некоторые недостатки в расстановке и позах фигур, выделяется пустое пространство с правой стороны картины на фоне загруженности центральной и левой частей.

▪️ Вытянутая непропорциональная фигура Мадонны в традиционном синем плаще напоминает Мадонн готического периода.

⏺ В дальнейшем Боттичелли размещал Мадонну с Младенцем в центре композиции в работах на ту же тему и лишь в поздние годы вернулся к асимметрии.

Тондо «Поклонение волхвов» 1470–1475 годов

⬆️ Высокий горизонт. Боттичелли помещает Мадонну на некотором отдалении и заполняет передний план не заслоняющими ее фигурами.

Центрическая композиция. Вместо традиционного развертывания процессии волхвов мимо зрителя Боттичелли помещает Мадонну в самом центре тондо в глубине и со всех сторон направляет к ней толпу.

▪️ Богоматерь и Младенец практически теряются в этом многолюдном собрании.

🏛 Развалины античного стиля. Их изображение связано с легендой о том, что в момент рождения Спасителя в Риме разрушился языческий храм.

➖ Недостаток такой схемы — главные персонажи оказались мелковаты.

Работа «Поклонение волхвов» 1475 года

💣 Это самая знаменитая работа среди «Поклонений волхвов» Боттичелли. Сейчас полотно хранится в галерее Уффици. Боттичелли написал его в 1475 году для частной капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла по заказу Гуаспарре ди Дзаноби дель Лама, маклера цеха менял.

👅 Заказчик хотел снискать благоволение Медичи вдобавок к Божьему милосердию, поэтому заказал «Поклонение волхвов» как скрытый групповой портрет рода Медичи.

▪️ Для Боттичелли этот заказ был подарком Фортуны: если картина удастся — патронаж Медичи ему обеспечен.

⏺ Боттичелли продумал вариант с расположением Мадонны в центре картины, стремясь отойти от привычной схемы, где Мадонна изображена в одном углу, а волхвы движутся к ней из другого. Такое решение позволило Боттичелли угодить заказчику без ущерба искусству.

▪️ Старец в черном-золотом одеянии, целующий ноги Господа — точный портрет Козимо, Старшего Медичи. Человек в красном, спиной к наблюдателю — Пьеро. В светло-зеленом — его брат Джованни. Все три портрета посмертные: отождествлять здравствующих лиц со священными персонажами было не принято.

▪️ Фигура в лиловато-сизом плаще, возглавляющая левое крыло свиты — внук Козимо, Лоренцо Великолепный.

▪️ Есть версия, что фигура в плаще у правого края картины — автопортрет самого Боттичелли.

🏛 Пейзаж почти полностью вытеснили руины — полуразрушенная римская аркада слева свидетельствует о смене язычества на христианство.

🤩 Работа так понравилась семье Медичи, что Боттичелли получил работу портретиста и декоратора при дворе.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сандро Боттичелли

1. Портрет Джулиана Медичи, 1475
2. Портрет Симонетты Веспуччи, 1475
3. Портрет молодого человека с медальоном, 1475

Благодаря «Поклонению волхвов» Боттичелли завязывает сношения с Медичи и делается приближенным мастером Джулиано, а потом Лоренцо Медичи. Посмотрим на его портретные работы при дворе.

👑 Выразительные портреты дают возможность познакомиться с семьей Медичи, их придворными философами и поэтами, с членами городского управления и другими представителями общества.

🤴 Портреты Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи открывают совершенно новую страницу в истории портретного искусства.

▪️ Эти работы Боттичелли далеки от реальности — он фантазирует на тему, данную ему моделью.

🌓 Почти у всех портретов Ботичелли есть характерная черта: освещенная сторона лица вырисовывается на темном фоне, а затененная на светлом. Это позволяет сосредоточить внимание на силуэте и линии.

▪️ На портрете Симонетты рама окна приходится на уровень глаз, что придает ее взгляду мечтательный характер.

▪️ На «Портрете молодого человека с медальном» на медальоне предположительно выгравирован профиль Козимо Медичи Старшего.

Сандро Боттичелли

1. Нахождение тела Олоферна, 1470
2. Возвращение Юдифи в Ветулию, 1470–1472

В 1470–1472 году Боттичелли пишет две небольшие композиции на неканонический текст Ветхого Завета, которые отражают высокий уровень его мастерства.

Работа «Нахождение тела Олоферна»

😫 Драматическая выразительность. На лицах людей написан страх, отчаяние и скорбь. Они окружили обезглавленное тело своего военачальника на ложе со смятыми простынями и покрывалом.

🌘 Мрачный колорит. Вспышки красного цвета, тяжело нависший над входом в шатер занавес, выразительные глаза лошади.

Работа «Возвращение Юдифи с головой Олоферна»

💨 Легкость. Юдифь и служанка ступают стремительно и легко. С первого взгляда даже незаметна отрубленная голова Олоферна на плече. На заднем плане разбегаются ассирийцы.

▪️ Олоферн, предводитель войска царя Ассирии Навуходоносора, был очарован хитрой израильтянкой Юдифь. Чтобы спасти свой народ, она обманула Олоферна и отрубила ему голову, а ассирийцы, узнав, что грозный Олоферн обезглавлен женщиной, в панике бежали.

🗡 Символы. О подвиге свидетельствуют меч и оливковая ветвь победы в руках героини.

Джулиано Медичи и Симонетта Веспуччи

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;