Сандро Боттичелли
Последние работы и угасание славы
В конце творческого пути Боттичелли под влиянием изменений во Флоренции меняет и свои взгляды на творчество и собственные работы. Поговорим о позднем творчестве Боттичелли и угасании его славы.
Ответ на вопрос про лимонное дерево:
🍋 Вместо кедра художники Возрождения часто изображали лимонное дерево из-за того, что латинское слово cedrus на итальянский язык может переводиться и как кедр, и как лимон.
Сандро Боттичелли. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Начнем с иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.
✏️ Боттичелли получает заказ на иллюстрации к рукописному экземпляру «Божественной комедии» Данте в 1490-е годы от племянника Лоренцо Великолепного. Рисунки Боттичелли выполнил серебряным карандашом, обведя пером контуры. Одна поэма – один рисунок.
💭 Художник ставит себе задачу, неприемлемую для Ренессанса: он воссоздает не конкретные образы, а абстрактные идеи и настроения поэта.
🎨 Из 100 песен «Комедии» он проиллюстрировал 97. До нас дошло 96 листов, только три из которых раскрашены темперой. Рисунки сделаны без теней, и это говорит в пользу гипотезы, что предполагалось раскрасить их все.
📖 Боттичелли размещает рисунки на отдельных страницах, и они занимают ее полностью, в то время как в Средние века текст было принято иллюстрировать отдельными маленькими картинками.
⬆️ Уровень мастера растет по мере работы над рисунками.
🔄 Иллюстрации создают ощущение путешествия. Действующие лица повторяются по несколько раз и перемещаются с одной иллюстрации на другую, как актеры на сцене.
👫 Боттичелли нашел интересный ход, чтобы превратить Данте из рассказчика в героя. По всем страницам вместе с Данте путешествует Вергилий. Именно он рассказчик и наблюдатель. Но Вергилий сопровождает Данте только в двух первых частях – «Ад» и «Чистилище». В «Раю» путеводительницей становится Беатриче.
📝 Иллюстрации «Ада» и «Чистилища» буквально следуют тексту.
💬 В «Раю» Боттичелли отказывается от точного воспроизведения текста и от реальности пространства. Художник начинает воплощать в рисунках переживания. Здесь главные герои — Данте и Беатриче. Различие между телесным существом Данте и астральной Беатриче дано только штрихом: сплошной для Данте и прерывистый для Беатриче.
▪️ Беатриче на две головы выше Данте. Таким образом, Боттичелли стремится передать большую значимость образа Беатриче. Скорей всего, это размышление на тему соотношения красоты физической и духовной. Лицо Беатриче некрасиво, но красивы ее руки и общая грация.
Постепенно образы Боттичелли становятся все более аскетичными и экзальтированными. Поговорим о причинах изменения стиля художника.
💔 Меняется и гибнет все, что любил художник: умирает Лоренцо Великолепный, во Флоренцию вступает французский король Карл 8 в 1491 году. Дворец Медичи и библиотека Сан-Марко разграблены.
😭 Во Флоренции командует Савонарола, который проповедует против «дьявольской» культуры Ренессанса. Новый идеал — возращение в лоно христианской церкви. Еще недавно праздничная Флоренция превратилась в кающуюся и плачущую. Сторонники Савонаролы так и назывались — piagnoni или «плакальщики».
🙅♂️ Проповедь и гибель Савонаролы произвели на Боттичелли огромное впечатление. Он отрекается от всей своей предыдущей деятельности, от любимых тем и стремится удовлетворить требования сурового монаха. Боттичелли отказывается от изображения обнаженного тела, от использования живых моделей, от написания портретов.
▪️ Считается, что Боттичелли был настолько одурманен речами Савонаролы, что собственноручно сжег некоторые свои картины. Отныне художник пишет картины в основном на религиозные сюжеты, подчеркивая трагические или мистические моменты.
🗯 Казнь Савонаролы потрясла Боттичелли, и в нем развивается болезненный мистицизм. Он впал в глубокую меланхолию. Поздние произведения отличаются резким, холодным колоритом и искаженными формами.
Сандро Боттичелли
1. Пьета, 1495
2. Рождество Христово, 1500-1501
3–6. Четыре сцены из жизни святого Зиновия, 1500–1505
7. Покинутая, 1488–1490
Поговорим о последних произведениях Боттичелли. Его упрощенная концепция приводит к почти полному отказу от живописных завоеваний Кватроченто. Началом этого периода можно считать знаменитую «Пьету».
Работа «Пьета»
💭 Это самое глубокое произведение Боттичелли. Он не стремился к достоверному изложению реальности ни в пропорциях, ни в позах.
〰️ Боттичелли пытается связать все фигуры непрерывной линией, чтобы максимально точно выразить бессилие скорби. Ему нужно было добиться мгновенного эффекта воздействия на зрителя, изобразить вопль отчаяния от смерти Христоса.
▪️ Он делает это ритмом поднимающихся и падающих линий. Линия вверх идет от ликов двух Марий и Иоанна к Иосифу. Иосиф — это вопль-обращение к Богу. Линия вниз — от Иосифа вдоль повисших рук Иоанна и Девы Марии.
🗯 Манера Боттичелли становится все более архаичной: вертикальное нагромождение фигур, плоскостной характер. Здесь фигуры еще слишком велики и телесны.
Работа «Рождество Христово»
🤨 Задумана в мистическом понимании раннего Средневековья, а не в повествовательном ключе, как любили делать художники Кватроченто.
◻️ Картина лишена пространственной глубины и выглядит, как пестрый стилизованный узор, несмотря на то, что фигуры со всех сторон окружены пейзажем.
4️⃣ Композиция разбита на 4 горизонтальных пояса: хоровод ангелов наверху, три ангела на крыше, далее святое семейство, и нижняя полоса — три пары обнимающихся с ангелами людей.
🚹 Боттичелли использует очень архаичные и простые художественные приемы: символические короны, которые бросают ангелы в небеса, неловкая стремительность персонажей. Все выглядит очень готично.
Четыре сцены из жизни святого Зиновия
🎨 Боттичелли начинает мыслить, как средневековый иконописец, и создает для украшения кассони (церковных алтарей) чистейший образец живописи треченто.
👨🏻🎨 Работа очень напоминает живопись доджоттовского периода: многократное повторение главного героя, удлиненные пропорции, пестрота красок, полное отсутствие светотеневой моделировки. Пустые, почти лишенные жизни задние планы создают ощущение приближающейся катастрофы.
↔️ Боттичелли выходит за пределы Ренессанса. На картине нет ни одной спокойной фигуры — все суетятся, бегают, кричат. Даже у постели умирающего мы наблюдаем суетливое беспокойство. Ренессанс не знает такого нервного состояния.
Работа «Покинутая»
💔 Это символ конца флорентийского Кватроченто. Настроение трагического одиночества и безвыходности: все кончено, глухая стена. Так чувствовала себя Флоренция, пережившая блеск Медичи и падение Савонаролы, почувствовав неизбежность конца культурной роли Флоренции.
Боттичелли умер в нищете и одиночестве. По словам Макиавелли, «звезда его погасла раньше, чем закрылись глаза его». Можно выделить несколько причин, по которым Боттичелли так быстро забыли.
💔 Боттичелли не нашел в примитивном искусстве метода, позволяющего выразить свое религиозное чувство. Его новая вера, пробужденная Савонаролой, требовала новых форм выражения, и в сознании своего бессилия Боттичелли совсем бросает кисть.
💡 В последний раз о нем вспомнили в 1504 году, когда надо было создать комиссию по выбору места для микеланджеловского «Давида», а затем надолго и прочно забыли.
▪️ Лучшее тому свидетельство — нетвердые знания Вазари о мифологических картинах Боттичелли и полное молчание об иллюстрациях к Данте.
1️⃣ Искусство Боттичелли было слишком своеобразно, чтобы его продолжили ценить с уходом из жизни тех людей, идей и пристрастий, в кругу которых оно расцвело. Первым симптомом скорого забвения была возникшая в 1480-е годы устойчивая мода на «сладкий стиль» Перуджино.
2️⃣ Боттичелли остался в стороне от тенденции к новой монументальности, представленной молодым Леонардо, а затем Микеланджело.
✏️ Имя Боттичелли оставалось забытым на целые столетия. Вновь о нем заговорили лишь в 19 веке благодаря прерафаэлитам, восхищавшимся его мастерством рисовальщика.
▪️ Уолтер Пэйтер в 1870 году писал о нем как о «сравнительно малоизвестном художнике, живописце второго ранга, чье имя едва упоминалось в XVIII столетии».
▪️ Еще через тридцать лет после него Бернард Бернсон напишет: «Некрасивый и непривлекательный в своем творчестве художник, часто неправильный в рисунке и редко приятный по колориту, с болезненными образами и мучительно взвинченными чувствами... Почему же искусство Боттичелли так непреодолимо, что и сейчас мы не знаем, как относиться к нему: преклоняться или ненавидеть его?»
В этом уроке мы говорили о Сандро Боттичелли. Пришло время выделить главное и повести итоги.
💔 При жизни представители флорентийской знати высоко ценили Боттичелли, однако после смерти имя художника было забыто. Вновь Боттичелли открыли прерафаэлиты в середине 19 века.
🔀 В работах Боттичелли происходит синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения.
💬 Художника не занимает реальная натура. Его не интересует то, что происходит на картине.
〰️ В основе манеры Боттичелли лежит линия.
👨🏻🎨 Настоящее имя — Алессандро Филипепи. Художник родился в 1445 году во Флоренции.
1️⃣ Первым учителем живописи у Боттичелли стал фра Филиппо Липпи.
2️⃣ Вторым учителем был скульптор, живописец и ювелир Андреа Верроккьо.
🏠 Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки.
🤴 Боттичелли получил работу портретиста и декоратора при дворе Медичи, писал для них много портретов и интерьерных картин
🏛 Формирование особого стиля Боттичелли связано прежде всего с жанром мифологической композиции.
💭 Для него содержание было важнее всего: он предпочитал аллегории, любил размышлять, выражаться намеками и символами.
⛪️ К 1481 году Боттичелли так прославился, что папа Сикст IV приглашает его поучаствовать в росписи свежей капеллы при папском дворце в Ватикане и поручает ему руководство работой.
🔄 В конце своего творческого пути Боттичелли под влиянием изменений во Флоренции и проповедей Савонаролы меняет и свои взгляды на творчество и собственные работы.
💔 Боттичелли не нашел в примитивном искусстве метода, позволяющего выразить свое религиозное чувство. Его новая вера, пробужденная Савонаролой, требовала новых форм выражения, и от сознания своего бессилия Боттичелли совсем бросает кисть.
Время тренировки — давайте попрактикуем навык отличать работы Сандро Боттичелли с нашим тренажером.
🖼 Легко ли узнать его картины? На что стоит обращать внимание?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день