Сандро Боттичелли
Поздний период творчества
В конце 15 века Боттичелли возвращается к Мадоннам, а потом манера художника меняется под воздействием общественных настроений. Посмотрим, как это отразилось в его работах.
Сандро Боттичелли
1. Мадонна дель Магнификат, 1481
2. Мадонна с 8 ангелами, 1478
3. Мадонна с гранатом, 1487
4. Мадонна под балдахином (или Мадонна с тремя ангелами), 1493
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В конце 15 века Боттичелли возвращается к Мадоннам и популярному тогда жанру тондо. Сегодня поговорим о его известных работах позднего периода.
🛑 Тондо других художников того времени выглядят так, как если бы они были вырезаны из прямоугольных. Фигуры в них остаются статичными, как в традиционной прямоугольной плоскости картины.
⭕️ В тондо Боттичелли линии композиции подчиняются круглой раме. Тондо идеально сочетается с техникой Боттичелли. Сфера его интереса — линия, а линия — это динамика, как и круг.
Работа «Мадонна дель Магнификат»
⚪️ Это наиболее сложное и совершенное по исполнению тондо художника того периода. Боттичелли продемонстрировал здесь великолепное владение формой тондо.
🔘 У других мастеров-флорентийцев очень ценился четкий центр картины, чтобы зритель мог легко выделить ядро действия и остановить на нем внимание. И до Боттичелли, и после него в картинах ценили уравновешенность, устойчивость и телесность фигур.
🌀 У Боттичелли же центр картины свободен. Фигуры прижимаются к краям круга как под действием центробежной силы. Дугообразные контуры вовлекают зрение в круговое движение.
▪️ Детали ускользают от взгляда и куда-то уклоняются: золотое сияние Святого Духа и пейзаж смещены вправо, сама же картина отклонилась влево от вертикальной оси. Работа похожа на отражение в выпуклом зеркале.
👀 Взгляды персонажей не встречаются и не направлены на зрителя. Мадонна записывает псалм и смотрит на книгу. Младенец смотрит на Мадонну. Первый ангел на второго, второй на третьего, а третий на Мадонну. Картина замыкается.
👆 Символы. Младенец указывает на слово humilita (смирение), напоминая, что ублажение и величие, коими он вознаградит смирение Марии, будут стоить ей больших страданий. Мария держит гранат — символ воскресения, а на левой странице книги видно начало молитвы, величающей ее саму: «Ave Maria».
▪️ Арка своим голубовато-серым цветом напоминает изображение радуги, на которой восседает Христос-судья в мозаиках 13 века.
〽️ Особенности творческой манеры. Большая картина написана с тонкостью миниатюры. Золотые нити короны, золотая бахрома вуали, золотое шитье одежд напоминают, что Боттичелли учился на ювелира.
👒 Художествнное чудо — газовая накидка Марии. Боттичелли показывает ее волосы сквозь три слоя полупрозрачной ткани.
©️ Влияние фра Филиппо: тонкие, как дым, вуали, вьющиеся локоны, фрагмент резьбы кресла, каменная рама с далеким, не претендующим на правдивость ландшафтом — все это мотивы фра-Филипповой «Мадонны с Младенцем и ангелами», только в более аристократической манере.
Работа «Мадонна с 8 ангелами»
🧍♀️ Здесь фигуры изображены практически в натуральную величину. Работу также называют «Рачинское тондо» по названию частной коллекции.
Работа «Мадонна с гранатом»
👨👨👧 Боттичелли уходит от сложной композиции — ангелы просто симметрично расположились за спиной Марии. Работа написана для зала суда палаццо Синьории.
Работа «Мадонна под балдахином» (или «Мадонна с тремя ангелами»).
↕️ Отличается большим размером фигуры Марии — Боттичелли начинает увеличивать масштаб героев, чтобы подчеркнуть их важность. Балдахин — символ высшей небесной сферы. Святилище Марии разделено с остальным миром парапетом ио периода.
Сандро Боттичелли
1. Благовещение, 1485 (Метрополитен)
2. Благовещение Честелло, 1489
Еще одна популярная тема того времени — день Благовещения. Сравним раннюю и позднюю работы Боттичелли на эту тему и увидим, что изменилось.
🌷 Традиционные для данного сюжета символы: цветущие лилии в руках ангела — символ чистоты. Ангела обычно изображают на фоне пейзажа или окна — символ внешнего мира. А Деву Марии у стены — как символ святости, отделенности от мирской суеты.
🔁 Стиль и настроение работ Боттичелли менялись под влиянием проповедей Савонаролы, и это заметно в сравнении двух работ. Из поздних работ художника уходит спокойствие и гармония, уступая место экспрессии.
💔 Из искусства Боттичелли навсегда уходит радость и поклонение красоте. Одухотворенность обликов Мадонны сменяется скорбной печалью. Страдание, предчувствие беды, апокалиптические мотивы — вот главные атрибуты Боттичелли в последний период творчества.
💆🏻♀️ В ранней работе еще есть ощущение спокойствия, умиротворенности.
🌪 В поздней работе больше экспрессии, порывистости. Создается ощущение, что персонажи больше не управляют своим телом. Их глаза полузакрыты, будто в гипнотическом сне.
▪️ Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, покрывало вздымается за его плечами. Мария, словно слепая, протягивает руки ему навстречу. При этом ее фигура отпрянула от ангела. Уста Ангела приоткрыты — это момент, когда он произносит слова.
↗️ Динамика подчеркивается построением композиции по диагонали. Диагональ идет от складок одежды Гавриила к его руке и продолжается вдоль руки Марии.
Художники Возрождения вместо кедра часто изображали лимонное дерево. Как вы думаете, почему?
Сандро Боттичелли
1. Алтарь Барди, 1485
2. Алтарь Сан-Марко, 1490–1492
А теперь поговорим о двух алтарях авторства Боттичелли и начнем с одного из самых впечатляющих произведений художника — алтаря Барди.
Мадонна с младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евнагелистом Иоанном (алтарь Барди)
💰 Работа написана для алтаря капеллы в Санто Спирито по заказу Джованни де Барди, финансового магната и торговца шерстью, который руководил банком Медичи в Лондоне. Иоанн Креститель и Евангелист Иоанн на алтаре — святые покровители заказчика.
🤱 В центре необычный образ — кормящая Мария. Она открывает грудь, чтобы покормить младенца.
🙍♀️ Работа написана под впечатлением проповедей Савонароллы. Перед нами бледная, очень печальная и много пережившая женщина. Черты все более удлиненные и хрупкие. Все фигуры, складки, волосы подчеркивают движение вверх. У всех персонажей очень печальные лица, даже у младенца.
🍋 Композиция была необычной для того времени. Боттичелли использует не традиционные для образа «мадонны на троне» архитектурные элементы, а растительные. Все прорисовано с неземной декоративностью, все цветы и плоды несут символическую нагрузку.
Алтарь Сан-Марко
💍 Работа выполнена по заказу Гильдии ювелиров. Этим объясняется обилие золота в работе.
🌪 В алтаре явно чувствуется апокалиптический окрас. В изображении ангелов много экспрессии и взволнованности, цветовая гамма резкая.
▪️ Алтарь получил широкую известность после завершения работы, но потом часто перевозился и перемещался. Сначала работы переместили с алтаря в Зал капитула, потом в галерею Академии, а дальше в галерею Уффици. Пределла алтаря с пятью сценами находится там и сейчас, но столько перемещений нанесли работе непоправимый вред, а изначальное обрамление было утеряно.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день