Сандро Боттичелли
Мифологические композиции в творчестве Боттичелли
Формирование особого стиля Боттичелли связано прежде всего с жанром мифологической композиции. Рассмотрим его работы на эту тему и поговорим об одной из самых знаменитых картин в мире.
👰🏻 Большинство мифологических композиций Боттичелли написаны по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродного брата Лоренцо Медичи. Они писались по случаю бракосочетаний членов знатных флорентийских семей круга Лоренцо Великолепного.
▪️ В то время покои для молодоженов традиционно готовили в доме жениха, а главным предметом обстановки была большая кровать. Спальня украшалась историческими или мифологическими сюжетами, иллюстрирующими разные стороны любви — от платонической до откровенно сексуальной. «Рождение Венеры» висело над камином на вилле Кастелло, а «Весна» — над огромной кроватью палаццо Кавур.
💭 Ботичелли подходил к таким заказам с собственным видением. Для него содержание было важнее всего — он предпочитал аллегории, любил размышлять, выражаться намеками и символами.
▪️ Часть историков искусства считают Боттичелли кем-то вроде ученого-гуманиста, который воплощал в своих работах сложные неоплатонические идеи.
🔀 Его сюжеты чаще всего сложные и подразумевают аллегории. Это всегда какое-то смешение: античности с христианством, нового с древним. Он ищет равновесие между небом и землей, человеком и Богом, язычеством и христианством, античностью и Возрождением. Венеры Боттичелли целомудренны, как Мадонны, а его мадонны имеют лики Венер.
🥀 Повторяющаяся тема его мифологических работ — неизбежное увядание. «Как молодость прекрасна, однако она проходит» — так говорил Лоренцо Медичи. Возможно, тема печали в работах Боттичелли связана с предчувствием страшных бед, предреченных Савонаролой.
Скрытые подтексты картины «Весна»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Сандро Боттичелли. Весна, 1482
2. Фра Беато Анджелико. Хоровод ангелов с фрески «Страшный суд»
Сандро Боттичелли. Фрагменты картины «Весна»
1. Венера
2. Амур
3. Меркурий
4. Три грации
5. Флора
6. Хлорис и Зефир
Теперь поговорим об одной из самых знаменитых картин в мире — «Рождении Венеры», которая в инвентарных описях виллы Костелло называлась «Венера в море, стоящая на раковине».
🖼 Картина очень похожа на шпалеру (декоративный гобелен). Вероятно, ее заказывали в подражание «Подвигам Геракла» Поллайоло как замену нидерландской шпалере: Лоренцо ди Пьерфранческо во всем соперничал со старшими Медичи. Этим объясняется написание «Рождение Венеры» на холсте. Холст, как и шпалеру, легко сворачивать, переносить, хранить и снова разворачивать в любом месте.
✂️ Картину повредили, когда-то укоротив примерно на полметра по вертикали и на четверть метра по горизонтали, особенно много убрав сверху и слева. По всей видимости, тогда она служила не очень дорогим украшением стены.
🔁 Это поменяло композицию картины. Изменилось обилие воздуха над Венерой и летящими позади Зефиром и его супругой Флорой. В первоначальном варианте Зефир и Флора оказались бы в свободном полете, а роща не сгибалась бы перед Венерой, а поднималась. Картина была бы очень плоской.
▪️Обрезали скорее всего намеренно, чтобы придать монументальность и пространственную глубину, потому что когда фигуры переднего плана не вмещаются в раму, они тяжелеют и отталкивают фон вглубь.
〰️ Венера Боттичелли прекрасна не телом, а контурами. Она не стоит на раковине, а вырастает из нее. Работы Боттичелли становятся все более архаичными и бестелесными. Пластическая лепка сменилась плоской игрой декоративных линий.
▪️ Невозможно приписывать ей какие-либо человеческие чувства. Она прикрывает тело, потому что это ее неотъемлемый атрибут, а не потому что стыдится.
🪐 Изображение приобретает вселенский масштаб, потому что горизонт посередине слегка прогибается и верхний край горизонта находится выше глаз зрителя.
🎨 Боттичелли стремится преобразить реальность. Отсюда такая чрезмерная стилизация: листья, одежда, волосы, орнамент волн, полное отсутствие теней.
🌀 Диссонанс, свойственный многим работам художника — бурное движение по краям и спокойный плавный контур Венеры.
💃 Формируется своеобразный фирменный «боттичелливский» женский образ: удлиненный овал лица, длинный нос, приподнятые брови, открытое мечтательное лицо.
💞 Саму Венеру можно трактовать по-разному: как языческий символ чувственной любви или как гуманистический идеал любви духовной.
🐚 «Венеру» у Боттичелли можно трактовать как акт рождения человека природой. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь. Ора, богиня времени года и символ совершенствования человечества, протягивает Венере плащ «скромности», наделяя ее щедростью и способностью дарить людям свои добродетели.
🤱 Композиция на картине может представлять теофанию или богоявление — наклон головы Венеры как у Девы Марии.
▪️ В плащ, которым укутывают Венеру, в античности заворачивали младенцев или умерших. Это может символизировать рождение как акт творения, смерть или конец одной религии и приход другоо.
Теперь разберем картину «Паллада и кентавр», которую Боттичелли написал по заказу Джованни Пьерфранческо Медичи. Она хранилась на вилле Кастелло вместе с «Весной» и «Рождением Венеры». Посмотрим, какие аллегории можно в ней увидеть.
📣 Политическая аллегория. Кентавр — символ раздора. А Лоренцо Медичи считался успешным дипломатом. Паллада могла символизировать его победу над заговорщиками во Флоренции.
▪️ На такую трактовку наталкивают эмблемы Медичи на одеяле Паллады, однако для того времени такие аллегории не характерны, а другие подтверждения такой трактовки отсутствуют.
🧘♂️ Аллегория нравственности. Паллада может символизировать победу мудрости над страстями — такие идеи были характерны кружку флорентийских гуманистов, организатором которого были Медичи.
☮️ Аллегория мира. В такой трактовке Паллада выступает как символ победы мира над разрушением.
👊 В отличие от античных памятников, на картине нет физической схватки. Кентавр Боттичелли — синтез в человеке низкого и благородного. Лук и стрелы относят его к животному началу, а страдания на лице, напоминающие муки святых — к высокому началу.
🗡 В отличие от традиционного образа воительницы Афины Паллады со шлемом, щитом и головой Медузы Горгоны, Боттичелли представляет с алебардой и оливковым венком. Эти атрибуты символизируют добродетель.
Обсудим еще одну картину с мифологическим сюжетом — «Марс и Венера».
🐝 Символ рода Веспуччи — осиное гнездо — можно увидеть в правом верхнем углу работы. По всей видимости, Боттичелли писал картину для украшения их дома. Семья Веспуччи одна из состоятельных флорентийских семей того времени. К этому роду принадлежал известный мореплаватель Америго Веспуччи и Симонетта, известная как «прекрасная Симонетта» — муза Боттичелли и замужняя дама сердца Джулиано Медичи.
💞 Любовь Симонетты и Джулиано — одна из ранних трактовок сюжета картины. Медичи-Марс отдыхает после подвигов, а Симонетта-Венера приходит к нему во снах. На сон указывают козлоподобные существа — паниски.
▪️ Однако, такие сюжеты, изображающие платоническую любовь поклонника к замужней женщине, не соответствуют духу того времени.
☮️ Другая трактовка — гуманистическая. Нежная Венера смягчает свирепого Марса, любовь сильнее войны.
↔️ Композиция вытянута по горизонтали, как на панели для мебели или крышке сундука с приданным. Возможно, картина предназначалась для свадебного ложа.
💔 Боттичелли писал много работ, связанных с семьей Веспуччи, но большинство из них не сохранилось до наших дней.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день