Иоганнес Брамс
Концерты
Первый концерт Брамса приняли настолько холодно, что он вернулся к этому жанру только через 20 лет. В этой части изучим его концерты и их историю.
Поговорим о концертах Брамса.
🎶 Концерт устроен почти так же, как симфония или соната. Разница в том, что чаще всего он представляет собой трех-, а не четырехчастный цикл: обширная, яркая первая часть, затем вторая — лирический оазис, а потом — подвижный финал.
🕴 Еще одно принципиальное отличие — в концерте есть солист: у романтиков это чаще всего пианист, скрипач или виолончелист, но в другие эпохи солировать могли и другие инструменты.
⚖️ Интересно следить за балансом ролей оркестра и солиста в разных концертах. Иногда оркестр просто почтительно аккомпанирует сольной партии, иногда — спорит и борется с ней, а иногда — создает звуковой ландшафт, в котором разворачивается «история» солиста.
💬 Первая брамсовская работа в жанре концерта была холодно принята. На премьере Первого фортепианного концерта, сыгранного в Лейпциге 25-летним автором, между частями стояла гробовая тишина.
👏 Для нас это было бы признаком уважительного внимания. Напротив, слушательский кодекс середины 19 века обязывал публику шумно выражать свой восторг между частями нравящегося произведения. Автора могли даже вызвать на сцену для поклонов — прямо посреди сочинения.
💔 Брамс был уязвлен холодным приемом: Лейпциг — место особой музыкальной славы, город замечательного оркестра Гевандхаус, игравшего с Брамсом в тот вечер. Сгоряча он даже спровоцировал разрыв помолвки с певицей Агатой фон Зибольд: молодой Брамс посчитал, что дела любовные мешают ему как композитору.
🤹♂️ Почему же концерт мог не понравиться? Вероятно, лейпцигская публика ждала виртуозной работы, в которой солист бы выделывал пианистические фокусы под тактичный аккомпанемент оркестра.
🔳 Брамс, во-первых, выбрал драматическую, серьезную, ассоциирующуюся с Бетховеном тональность ре минор. А во-вторых, он написал что-то вроде симфонии с солистом: послушайте первые несколько минут концерта на предмет отношений между оркестром и фортепиано, о которых мы говорили выше. Неслучайно есть версия, что в концерт вошли симфонические наброски Брамса (как вы помните, симфонию он не напишет еще 18 лет).
→ Солист — Артур Рубинштейн, Королевским оркестром Консертгебау дирижирует Бернард Хайтинк.
Видео на Ютубе
🖤 После этого эпизода Брамс недолюбливал Лейпциг всю жизнь — даже после того, как Первый концерт, блестяще сыгранный там несколько раз Кларой Шуман, был принят лейпцигской публикой гораздо лучше.
Брамс вернулся к концертному жанру через 20 лет.
🧔 Это был совсем другой человек: не романтический юноша с длинными волосами, а венский мэтр, недавно отрастивший свою фирменную бороду. «Красивый, румяный, с духом хулиганства — если застать его в хорошем настроении», — как описал его один из современников.
🎻 В конце 1870-х, сразу после идиллической Второй симфонии, появился Скрипичный концерт.
🍂 Послушайте его чудесную вторую часть (не пропустите знаменитое соло гобоя в начале). Ее характер — достоинство и ясность, возвышенная медитативная лирика, атмосфера покоя — очень близки медленным частям бетховенских концертов.
→ Солист — Ицхак Перлман, лондонским оркестром «Филармония» дирижирует Лоренс Фостер.
Видео на Ютубе
🎹 Через несколько лет после скрипичного, в начале 1880-х, появился Второй фортепианный концерт. Брамс любил саркастическое преуменьшение, — в письмах Кларе Шуман он писал про него как про миниатюрный. На самом деле Второй оказался следующей ступенью в его концепции «концерт = симфония». Он четырехчастный, со скерцо, которых обычно в концертах нет.
🏹 Послушайте начало первой части. Она открывается знаменитым зовом валторны, похожей на отзвук дальней охоты.
→ Солист — Даниэль Баренбойм, Мюнхенским филармоническим оркестром дирижирует Серджиу Челибидаке.
Видео на Ютубе
🎼 Медленная часть — своеобразный оммаж Кларе Шуман. Помимо того, что она была гениальной пианисткой, Клара в юности писала музыку. В ее фортепианном концерте медленная часть была камерной: только виолончель и фортепиано. Вспоминая об этом, Брамс пишет развернутую, исключительной красоты виолончельную «колыбельную» в медленной части своего Второго концерта.
⚡️ Послушайте эту часть целиком. Дождитесь тихого, зачарованного раздела между бурной кульминацией (в середине части) и последующим возвратом виолончельного соло: это момент настоящего откровения.
→ Солист — Кристиан Цимерман, Венским филармоническим оркестром дирижирует Леонард Бернстайн.
Видео на Ютубе
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«У Красного ежа»: что любил есть и пить Брамс
➿ Последняя работа Брамса в концертном жанре и последняя крупная партитура, которую он завершил, — так называемый Двойной концерт.
🎻 Он написан для двух солирующих инструментов в сопровождении оркестра: виолончели и скрипки. Такие концерты для ансамбля солистов были нормой в эпоху барокко (помните Бранденбургские концерты Баха?). В 19 веке в этом старомодном жанре уже никто не писал.
🤝 Появление Двойного концерта связано с попыткой Брамса помириться с Йозефом Йоахимом — великим скрипачом, его другом на протяжении 30 с лишним лет. Ссора Йоахима и Брамса произошла за 4 года до начала работы над концертом. Вот как это было.
🔚 Йоахим был женат на талантливой певице-контральто, Амалии Шнеевайс. Она родила ему шестерых детей. Позже, однако, брак рухнул: Йоахим обвинил свою жену в любовной связи с издателем Францем Зимроком, прекрасно знакомым Брамсу — тот издавался у него. Йоахим расстался с Амалией в 1880 году, а в 1883 потребовал формального развода.
📃 Брамс тепло относился к Амалии, многократно сотрудничал с ней и взял ее сторону. Он написал ей пространное письмо, уверяя, что убежден в ее невиновности. Вот фрагмент из него: «...еще раньше, чем вы, я осознал несчастливую черту, которой Йоахим так непростительно терзает себя и других. Он так преувеличивает, так усложняет самые ничтожные вещи, что, право, не знаешь, как подступиться ко всему этому и как положить этому конец».
😡 После того, как это письмо было зачитано в суде, Йоахим, разумеется, возненавидел Брамса: они не разговаривали целый год. Правда, Йоахим продолжал играть его музыку.
👬 Только спустя 4 года Двойной концерт, адресованный Йоахиму и виолончелисту из его квартета Роберту Хаусману, примирил друзей. Если бы Брамс написал сольную работу, Йоахим, возможно, отверг бы ее. Ансамблевый опус смягчал ситуацию: в октябре 1887 года Йоахим и Хаусман сыграли Концерт в Баден-Бадене, Брамс дирижировал. В тот момент там на отдыхе находилась Клара Шуман. Согласно ее дневникам, Брамс и Йоахим снова начали разговаривать.
👂Если у вас найдется свободное время и желание, послушайте запись концерта.
→ Солисты — Анне-Софи Муттер, Максимилиан Хорнунг, оркестром Баварского радио дирижирует Марис Янсонс.
Видео на Ютубе
1. Юные Йозеф и Амалия Йоахимы с собачкой
2. Чета Йоахимов в 1877 (за 3 года до ссоры)
3. Амалия Йоахим
4. Баден-Баденский курхаус. Тут прозвучала премьера Двойного концерта
5. Квартет Йозефа Йоахима. Слева — сам Йоахим, с виолончелью — Роберт Хаусман
6. Фотография Йоахима перед смертью, 1900–е
7. Квартира Брамса в Баден-Бадене
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день