Иоганнес Брамс
Камерная музыка
Камерная музыка — особый жанр для Брамса, квинтеты и квартеты были ему ближе масштабных концертов. В этой части послушаем его камерные работы.
Что такое камерная музыка?
🎼 Камерная музыка — это область музыкальной литературы между сольной, написанной для одного-единственного инструмента, и оркестровой, то есть созданной для большого состава от 15 до 100 человек.
🛋 Camеra по-итальянски — «комната». Камерная музыка — именно такая, которая могла бы «поместиться» в комнате: исполнителей должно быть немного, от 2 до 10.
🕴 Жанры камерной музыки обычно называются по числу исполнителей: для трех музыкантов — трио, для четырех — квартет, пять — квинтет, шесть — секстет и так далее. А вот главный «серьезный» жанр для дуэта — вовсе не дуэт, а соната.
💫 Нет музыканта, который не любил бы играть камерную музыку. В этом репертуаре больше азарта, переживаний и личного участия, чем при игре в оркестре, много радости и адреналина от непосредственного общения с партнерами.
📚 Камерная литература начиналась как бытовая или учебная: в баховские или моцартовские времена она служила изысканному досугу или овладению инструментом.
🔥 В начале 19 века произошла грандиозная перемена. Теперь камерная музыка — вместилище самых мощных, высоких страстей; такая же серьезная, как симфоническая, но с возможностью для интимной и проникновенной интонации, не всегда уместной в «парадном» симфоническом жанре. Ни один композитор не иллюстрирует это лучше, чем Брамс.
1. Камерное музицирование в 18 веке
2. Гайдн играет в квартете. Картина неизвестного автора
3. Квартетный вечер в салоне Беттины фон Арним
4. Квартет Йозефа Йоахима
5. Йозеф Йоахим и Клара Шуман играют дуэтом
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
⭐️ Камерная музыка Брамса — особая область в его наследии. Композитору очень нравились камерные жанры, и гениальные взлеты в них случились у Брамса раньше, чем в жанре симфонии.
🔮 Можно назвать чуть ли не любой камерный состав наугад: почти гарантированно в брамсовском наследии найдется жемчужина, ему соответствующая. Струнные квартеты? Пожалуйста. Фортепианные трио? Целых три. Более экзотические составы? Разумеется — у Брамса есть замечательные струнные секстеты и великий кларнетовый квинтет.
🎹 Мы предлагаем вам внимательно послушать только один камерный опус Брамса: фортепианный квинтет. Так называется ансамбль, состоящий из фортепиано и струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель). Тем же словом называют сочинения для состава из пяти инструментов.
👨🏼🏫 Первая важная веха в истории жанра фортепианного квинтета — сочинение наставника Брамса, Роберта Шумана. Его квинтет был написан за 20 лет до брамсовского. Можно сказать, что работа Брамса продолжает линию, начатую Шуманом.
🌊 Большинство камерных работ эпохи романтизма имеют ту же структуру, что и симфонии. Это четырехчастный цикл, об устройстве которого мы кратко расскажем. Брамсовские циклы довольно крупны: по массе, насыщенности и драме они сравнятся с настоящей симфонией, хоть и для пяти инструментов.
🎧 Мы советуем послушать квинтет целиком. Если время найти сложно, можно вникнуть и в одну часть, чтобы составить представление о том, какой может быть камерная музыка Брамса.
⚡️ Первая часть квинтета — развернутая, событийная, насыщенная драмой и контрастами. Первые части камерных и симфонических произведений 19 века почти всегда писались в так называемой сонатной форме. В ней несколько разделов, с которыми мы познакомимся ниже.
⏱ Время прослушивания первой части: 15,5 минут.
Включите видео-пример и подсматривайте в наш путеводитель ниже 👇
🔅 00.22 — начало квинтета: тихая, сосредоточенная тема-эпиграф, которую играют фортепиано, первая скрипка и виолончель. Постарайтесь запомнить ее: этой теме предстоят интересные метаморфозы. Послушайте, как в 00.52 она изложена уже во всю мощь квинтета.
🔅 До 04.00 идет первый раздел первой части. Он называется экспозицией: тут композитор показывает нам основные части темы, вводит нас в ее мир. Экспозицию иногда повторяют — как это и происходит на этой записи. Послушайте ее еще раз, чтобы получше запомнить темы, или прыгайте на 07.50, где начинается второй раздел: разработка. Там уже знакомые нам темы начинают переживать драматические приключения.
🔅 08.50: послушайте, как тема-эпиграф распадается на отдельные реплики, передаваемые от инструмента к инструменту, как во взволнованном разговоре. В разработке темы не излагаются целиком — ведь мы их уже слышали в экспозиции. Композитор начинает работать с ними, меняя, фрагментируя и развивая.
🔅 10.15: рост разработки приводит к напряженному и удивительному моменту: в партии виолончели мрачная тема-эпиграф на долю секунды звучит в мажоре, как бы озаряется светом и снова ныряет в мрачный минор. Начинается третий раздел этой части — реприза.
🔅 14.10: прямо перед завершением части — большой фрагмент для солирующего квартета без фортепиано в светлом, очарованном характере. Он как будто дает иллюзию благополучного завершения драмы — мимолетную, как мы слышим далее.
🔅 15.55 — вторая часть квинтета. Ее играют по-разному: в зависимости от темпа она похожа то на романс, то на нежнейшую колыбельную (как здесь). Ощутите ее нежную, теплую, «баюкающую» интонацию.
🔅 25.15 — третья часть квинтета. Обычно третьи части называются скерцо. По характеру скерцо — стремительные, полетные, иногда в шутливом духе: scherzo по-итальянски — «я шучу». Мы слышим, однако, что в этом скерцо мало юмора, зато предостаточно демонического огня.
🔅 32.47 — финал квинтета. Он начинается с мглисто, сумрачно звучащего вступления: послушайте стоны, которыми обмениваются инструменты.
🔅 41.23: обязательно послушайте коду — завершающий раздел квинтета. Это самый настоящий danse macabre: пляска смерти.
«Свободен, но одинок». О первом камерном сочинении Брамса
→ Брамс. Скерцо до минор для скрипки и фортепиано (третья часть Сонаты F-A-E). Играют Давид Ойстрах и Фрида Бауэр.
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
Видео-пример
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день