Иоганнес Брамс
Последние произведения
За 7 лет до смерти Брамс решил перестать писать музыку, но не смог сдержать обещание. Почему? Узнаем в этой части и поговорим о поздних работах композитора.
🔥 Поздний Брамс — особый мир. За 7 лет до смерти, в начале 1890–х, он принял волевое решение прекратить писать музыку. Брамс начал приводить в порядок свое наследие, избавляясь от того, что ему не нравилось и уничтожая наброски: он не намеревался оставлять биографам ни одного личного письма, ни одного эскиза, — ничего, что позволило бы увидеть его вблизи.
🍂 Тем не менее, сочинять он не перестал. Именно с начала 1890–х начинается самый удивительный, освещенный особым «осенним» светом его период.
🎻 Кларнетовый квинтет написан в 1891 году, за 6 лет до смерти. Такой состав — кларнет, две скрипки, альт, виолончель — очень редкий. Он ассоциируется преимущественно с Моцартом: за сто лет до Брамса он написал квинтет для этого состава, и Брамс выстраивает с Моцартом очень тонкий, внимательный диалог. Послушайте первую часть брамсовского квинтета, чтобы окунуться в характерную для позднего Брамса атмосферу нежности и печали. Обратите внимание на неуловимо-цыганскую интонацию главной темы.
→ Играют Андреас Оттензамер (кларнет), Леонидас Кавакос (скрипка), Кристоф Конц (скрипка), Антуан Тамести (альт) и Штефан Конц (виолончель).
⏱ Время прослушивания: 13 минут
Аудио-пример на Ютубе
🎹 На закате жизни Брамс написал свою лучшую фортепианную музыку. Он сосредоточился на маленьких жанрах: это фантазии, интермеццо (мимолетные пьесы интермедийного характера), баллады. В них есть привычный нам темперамент и драма, но гораздо больше философии и покоя. Послушайте миниатюрный Романс фа мажор из опуса 118, написанного за 4 года до смерти. Обратите внимание на парадокс: какой пронзительно-печальной кажется эта очень светлая музыка.
→ Играет Артур Рубиншейн.
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе
🎹 Уникальны два последних опуса Брамса. Первый из них — «Четыре строгих напева»: ни на что не похожие песни для баса и фортепиано.
👑 В марте 1896 года Клара Шуман перенесла инсульт. На протяжении сорока лет она оставалась главной женщиной и главным другом в жизни Брамса, какими бы неровными ни были иногда их отношения.
⬛️ К 7 мая того же года, в свой 63-й день рождения, Брамс завершил «Четыре строгих напева». Как и для «Немецкого реквиема» тридцатью годами ранее, он сделал собственные, крайне продуманные компиляции духовных текстов. Очень горько и очень сдержанно они размышляют о смерти и надежде. Спустя несколько недель Клары не стало; Брамс пережил ее менее чем на год.
→ Послушайте второй из «Напевов» в исполнении Томаса Квастхофа
Ich wandte mich und sahe an alle («И обратился я и увидел» — Екклесиаст, 4:1-3).
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Аудио-пример на Ютубе
⛪️ Последней работой великого романтика стала музыка, которую при первом предъявлении можно спутать с барочной. Это 11 маленьких хоральных обработок для органа. Брамс пользуется здесь теми же самыми лютеранскими хоралами, которые за 150 лет до него становились основой музыки Баха.
Интересно, что Брамс сделал по две обработки хоралов, чьи тексты напрямую говорят о смерти — «Всем сердцем я стремлюсь к блаженному концу» и «О мир, я должен тебя покинуть».
→ Жан-Батист Монно играет хоральную обработку Herzlich tut mich verlangen («Всем сердцем я стремлюсь...»).
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты
Видео на Ютубе
🙏 Своим прощальным композиторским жестом Брамс, таким образом, делает поклон немецкой старине, великому Баху, лютеранской культуре, а также, возможно, Богу, отношения с которым на протяжении жизни складывались у него так трудно.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О Кларе Шуман — возможно, самой сверхъестественной женщине в истории музыки
О романтической истории, которая навсегда останется тайной
Давайте вспомним, что мы узнали в этом уроке.
🏆 Иоганнес Брамс — величайший композитор, одна из центральных фигур 19 века в музыке.
❣️ Брамс — романтик, но не революционер. В его музыке живет почтение к предшественникам, а не желание сбросить всех с «корабля современности». Брамс — полная противоположность своему современнику, другому великому романтику — Вагнеру.
🏰 Брамс родился в Гамбурге, вторую, самую плодотворную половину жизни провел в Вене. Он никогда не был женат, хотя несколько раз находился в одном шаге от женитьбы. До конца жизни он сохранил близкие отношения с Кларой Шуман, которая была его первой большой любовью.
📜 Брамс никогда не писал опер. Зато он работал почти во всех остальных жанрах, типичных для его времени. В его каталоге чуть больше 150 сочинений, но многие из них — это циклы песен, танцев, фортепианных пьес, поэтому реальное число гораздо больше.
Где работал
🖊 В жизни Брамса два главных города — Гамбург и Вена.
🖊 В Гамбурге он родился, провел детство. Он многие годы мечтал добиться признания на родине, но так и не смог — соотечественники признали его только после венских триумфов.
🖊 Вена — один из крупнейших музыкальных центров Европы 19 века. Здесь Брамс чувствовал себя комфортно и смог добиться успеха.
🚂 Брамс очень любил путешествовать. Он много гастролировал — сначала как пианист-аккомпаниатор и солист, позднее как дирижер. Он объездил множество городов Германии и несколько раз бывал в Италии.
🎹 Брамс был прекрасным пианистом, поэтому он написал так много превосходной музыки для фортепиано и с участием фортепиано.
Что создал
🔅 4 симфонии — они говорят сдержанным, классическим языком.
🔅 «Немецкий реквием» — самый крупный опус Брамса.
🔅 2 фортепианных концерта, 1 скрипичный, 1 двойной (для скрипки и виолончели с оркестром).
🔅 Прекрасные камерные сочинения: 3 фортепианных трио, 3 фортепианных квартета и 1 фортепианный квинтет (обратите внимание: во всех ансамблях присутствует фортепиано), струнные квартеты и секстеты, а также позднее кларнетовое трио и кларнетовый квинтет.
🔅 Три сонаты для фортепиано и множество фортепианных пьес, в том числе фортепианных дуэтов.
🔅 Множество песен.
🌹 Брамс был закрытым, часто колким и резким человеком. Но его музыка полна очень сильных и искренних чувств — не только трагических, но и нежных, теплых.
🌉 Музыка Брамса опирается на традиции прошлого, но в то же время смотрит в будущее, он — мост между барокко и авангардом.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день