Иоганнес Брамс
Песни
Любимый жанр Брамса — песни о любви, женщинах и смерти. В этой части узнаем об особенностях немецкой песни и ее роли в творчестве Брамса.
Поговорим о песнях Брамса.
☕️ После оркестровых сочинений и «Немецкого реквиема» слушать его песни — как сесть у огня с чашкой горячего питья после горного перехода.
🔺 При всем величии симфонических партитур, именно песня — основополагающий брамсовский жанр. Мы говорили о близости Брамса Бетховену: действительно, их роднит благородная героика, возвышенный, мужественный тон. Но принципиальное отличие брамсовской музыки — в напевной вокальности. Певучесть всегда лежит в ее основе.
🔸 Великим песенным предтечей Брамса в контексте венской музыкальной жизни был Франц Шуберт, живший полувеком ранее. Брамс отлично знал песни Шуберта и блестяще, совершенно по-своему развивал песенный жанр.
🔹 Немецкая песня (Lied [лид]) — жанр, существовавший давно: множество песен написано, например, Моцартом. Однако именно с 19 века, с музыки Шуберта, начинается особый расцвет жанра. Песня идеально подходила мироощущению романтиков. В ней сочетались хрупкость, мимолетность и глубокое, иногда лирическое, а иногда — трагическое откровение.
▪️ Песни — именно тот жанр, в котором у нас есть шанс краешком глаза увидеть Брамса-человека, преодолев его ставшую легендарной закрытость. В них много откровенности, личного отношения. Мы можем сделать множество выводов о темах, которые его волновали, его мировосприятии, настроении в разные периоды жизни, круге чтения.
🔘 Брамс писал песни всю жизнь: его первый песенный опус был создан в 1853 году 20-летним юношей, а последний — в 1896, за несколько месяцев до смерти.
Поговорим об особенностях брамсовских песен и темах, которые ему свойственны.
💞 Главный мотив песен Брамса, безусловно — любовь. Очень часто эта тема получает тревожное, меланхолическое звучание: герои и героини стихов, выбранных Брамсом, мучаются от любви, сомневаются, преступают через что-то.
🥀 Послушайте восхитительную «Майскую ночь» (1860–66) на стихи поэта 18 века Людвига Хёльти. Герой стихотворения бродит один во мраке, с горечью слушая двух поющих друг другу влюбленных соловьев. Сравните две очень разные версии этой песни. Первая принадлежит великой американской сопрано Джесси Норман. Вторая — одному из самых уникальных исполнителей романтических песен, безвременно ушедшему из жизни Фрицу Вундерлиху.
Какая версия нравится вам больше? Почему?
→ Джесси Норман (сопрано) и Джеффри Парсонс (фортепиано).
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Аудио-пример на Ютубе
→ Фриц Вундерлих (тенор) и Рольф Райнхардт (фортепиано).
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Аудио-пример на Ютубе
👩 Другая важная тема Брамса — женские образы. Влюбленные девушки, матери, любящие подруги, — холостяк-Брамс неожиданно внимателен к их переживаниям и глубоко сочувствует им.
Послушайте «Верную любовь» (1853), дебютную песню 20-летнего композитора на слова Роберта Рейника. Здесь разговаривают мать и дочь. Несмотря на то, что мать умоляет девушку забыть любимого, вырвав его из сердца, та бесстрашно отвечает, что будет любить его во что бы то ни стало.
→ Поет Джесси Норман.
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🌹 Часто в песнях Брамса мы слышим мотив томления. Иногда он чувственно, эротически интерпретирован, а иногда окрашивается страданием, тяготея к теме запретного и невозможного.
🌛 Послушайте «Летний вечер» (1878–82) на стихи Генриха Гейне. Речь здесь о путнике; вечером, при взошедшей луне, он наслаждается прохладой и тишиной, как вдруг слышит плеск воды и чье-то дыхание — это нимфа купается в ручье. Поет замечательный баритон Маттиас Гёрне.
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе
🤦♂️ Пример более мрачного воплощения этой темы — «О вечной любви» (1860–66) на стихи А.Г. Гофмана фон Фаллерслебена. Юноша здесь считает себя недостойным любви и просит девушку уйти, если она стыдится его. Поет шведская меццо-сопрано Анне-Софи фон Оттер.
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе
⚰️ Еще одна важная тема — конечно, мотив смерти. Так же, как мы слышали это в «Немецком реквиеме», Брамс размышляет о смерти без леденящего страха, но с человеколюбием, печалью, горечью и теплом. Брамсовских песен о смерти совершенно не нужно бояться.
🌾 Послушайте невероятно красивую песню «Одиночество в полях» (1877-82) на стихи Германа Аллмерса. Герой здесь лежит под синим небом среди высокой травы, слушая стрекотание кузнечиков и наблюдая за облаками, и ощущает вдруг, словно давно уже ушел из мира. Поет великий баритон Дитрих Фишер-Дискау.
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Аудио-пример на Ютубе
💃🏽 Брамс как никто другой работал с фольклором. Простые и пронзительные, сентиментальные и веселые, народные и квази-народные песни превращались в его руках в сокровище. Он делал свободные аранжировки ходивших в народе песен и сочинял на их материале собственные.
🌞 Послушайте щемящую крошечную песню «Ты мой свет единственный» из цикла «49 народных песен», написанного Брамсом перед смертью. Поет Петер Шрайер — одно из главных имен в истории исполнительства барочного и песенного репертуара.
Время прослушивания: 1,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе
❓ В течение урока мы узнавали новые факты о жизни и творчестве Брамса, а также — о музыке его времени. Давайте теперь попробуем ответить на 7 несложных вопросов, чтобы проверить свои знания.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день