Иоганнес Брамс
Симфоническая музыка
Третья симфония — главный хит Брамса. В этой части узнаем о ней, и о других произведениях этого жанра.
Поговорим о симфонических работах Брамса.
🦸🏻♂️ К жанру симфонии Брамс относился очень серьезно. После того, как Роберт Шуман в 1853 году написал статью «Новые пути», объявив еще юного Брамса надеждой немецкой музыки, на плечи субтильного 20-летнего юноши легла колоссальная ответственность.
🙇♂️ Для Брамса написать симфонию значило сказать свое слово в линии Бетховен — Шуберт — Шуман: задача, мягко говоря, не из простых.
🧭 Путь к Первой симфонии занял около 20 лет. Возникали и уничтожались наброски и проекты; к плану, ставшему окончательным, замысел пришел за целых 8 лет до премьеры. Перед отправкой симфонии издателю состоялось несколько пробных исполнений в разных немецких городах: все — из-за сочетания перфекционизма и амбициозности в характере Брамса.
🕯 Симфоний у Брамса четыре. Они говорят сдержанным, классическим языком, оркестр звучит «по-бетховенски»: собранно и компактно, без увлечения звуковой красочностью, которая была в моде в то время.
⚖️ Сравните звучание брамсовского оркестра с пышным, наполненным звуковыми спецэффектами вагнеровским или с оркестром Римского-Корсакова, чтобы ощутить разницу.
☄️ Первая симфония Брамса прозвучала в 1876 году, когда ему было 43 года. Она воплощает сценарий, типичный для Бетховена — «чрез тернии к звездам», совершая путешествие от мрачного пламени первой части к озаренному светом финалу. Симфония насыщена аллюзиями на музыку Бетховена.
🍃 Уже через год появилась Вторая — совершенно другая брамсовская симфония. Она писалась во время летних каникул в Каринтии — озерном регионе Австрии, и насыщена образами природы, пасторальностью, приятной меланхолией и покоем. Ее финал — не победное усилие, как в Первой, а светлый праздник жизнелюбия.
🌟 Третья симфония была создана спустя еще шесть лет, в 1883 году. Одна из ее частей — чуть ли не главный брамсовский «хит», который вы почти наверняка знаете.
🌪 Четвертая симфония Брамса исключительна. На протяжении полуторавековой истории жанра симфонии завершались жизнеутверждающе: какими бы мрачными ни были перипетии в течение цикла, финал традиционно венчал сочинение победой.
🖤 Финал Четвертой Брамса написан в строгой барочной форме, никогда не использовавшейся для симфонических частей. Он основан на теме из кантаты BWV150, написанной за 180 лет до этого 22-летним Бахом — «Тебе, Господи, возношу душу мою», и проникнут чувством безвыходной, обжигающей трагедии.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
O том, как строятся симфонии в целом и их 1-е части - в частности.
⚜️ Начнем подробно слушать Третью симфонию Брамса.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут
📝 Первая часть открывается ярким восходящим мотивом из трех нот. Если записать его буквами, мы получим вариацию на уже знакомый нам девиз Йоахима «свободен, но одинок» (F A E), только последней нотой будет не E («ми»), а F («фа»).
🧐 Эти три ноты (F A F) так заметны и многозначительны, что велико искушение воспринять их как код, насыщенный скрытым смыслом. Вдобавок этот мотив очень характерен для Брамса и встречается не только в Третьей симфонии.
🕊 Первый биограф Брамса Макс Кальбек утверждал, что расшифровывать их надо как Frei, aber froh («свободен, но счастлив») — переделанный девиз Йоахима, где чувство одиночества преодолено восторгом свободы. Никакими словами самого Брамса на этот счет мы, однако, не располагаем.
💨 Сравните начала (хватит первых 30 секунд) двух разных интерпретаций Третьей. Брамс иногда сам дирижировал этой симфонией. Конечно, записи не дошли до нас, но сохранились свидетельства того, что в его версии она была такой, как на второй записи: не стремительной и атлетической, но величественной и стихийной. Сейчас в таком медленном темпе эту часть никто не играет.
→ Первая интерпретация
Аудио-пример на Ютубе
→ Вторая интерпретация
Аудио-пример на Ютубе
🌊 Симфония написана в фа мажоре — тональности, которая традиционно связана с жанром пасторали. Ее волевой характер как будто противоречит этой ассоциации, однако во время работы над Третьей Брамс находился в Висбадене, городе на Рейне в западной части Германии. Образ сакральной для любого немца реки, романтический идеал путешествия по Рейну, а также воспоминания немецкой юности занимали Брамса во время работы над симфонией.
⛪️ Вторая часть Третьей начинается с чудесной кларнетовой темы. Это и есть идиллия, пасторальный наигрыш, немного окрашенный в литургические тона (слышите «хоральное», будто немного церковное изложение темы?). Это сочетание возвышенного и фольклорного очень характерно также для Бетховена.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8,5 минут
Продолжим разговор о Третьей симфонии Брамса.
💃 Третьей частью в обычной симфонии было бы острое, исполненное юмора или гротеска скерцо. Однако Брамс отчего-то решает заменить его меланхоличным вальсом, запоминающимся на всю жизнь каждому, кто его слышал. Эта великая тема — немного венгерская по своим очертаниям, с характерной для венгерско-цыганской музыки щемящей интонацией. Может быть, ностальгия, ощутимая тут, снова связана с памятью юности, первыми рейнскими гастролями подростка-Брамса с венгерским скрипачом?
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6,5 минут.
🚩 Не пропустите валторновое соло из этой части: чуть ли не главный момент симфонии, которого боится и ждет любой валторнист мира.
Аудио-пример на Ютубе
🌓 Четвертая часть, финал симфонии, — фантастическое переплетение элементов, о которых мы уже сказали. Обратите внимание на отчетливо экзотический цыганский характер первой темы, вдруг прерывающийся молитвенным пением. Оно сменяется второй темой части — типично брамсовской, героико-волевой. Примечательно, что симфония завершается очень тихо и просветленно, без победных залпов и шумного ликования: финал, неожиданный для последователя бетховенского симфонизма.
⏱ Время прослушивания: 9 минут
📀 В 20 веке эта прекраснейшая, чувственная, немного сентиментальная музыка получила огромную популярность и стала частью поп-культуры.
📽 В 1946 году тема третьей части зазвучала в нуаре «Подводное течение» (Undercurrent) со звездным дуэтом Кэтрин Хэпбёрн и Роберта Тейлора в главных ролях.
🎙 В 1951 году Фрэнк Синатра написал на эту мелодию песню Take My Love.
📹 Мелодия так всем полюбилась, что в 1983 году новые слова к ней написал Серж Генсбур — так появилась песня Baby alone in Babylone, вышедшая на одноименном альбоме Джейн Биркин.
😳 Кроме того, мелодия третьей части Третьей симфонии Брамса часто звучала в фильмах и спектаклях. Пожалуй, самое удивительное, что она стала главной темой российского сериала «Ликвидация».
Брамс на все случаи жизни!
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день