angle-down facebook instagram vkontakte warning

Питер Брейгель

Религиозные сюжеты

Брейгель всегда по-своему интерпретировал библейские сюжеты. Переносил их в современную обстановку Нидерландов и встраивал в сложные многофигурные композиции. Посмотрим, как в картинах Брейгеля раскрываются религиозные темы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Питер Брейгель

1. Шествие на Голгофу, 1564
2. Поклонение волхвов, 1564
3. Проповедь Иоанна Крестителя, 1566
4. Обращение Павла, 1567
5. Успение Богоматери, гравюра, 1564

💭 Для Брейгеля библейские сюжеты — аллегории. Он совмещает временные и пространственные рамки. На его картинах библейские персонажи находятся среди современников Брейгеля, которые ведут повседневную жизнь.

▪️ Мы видим это на таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», на гравюре «Успение Богоматери».

🌲 Библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Традиционный евангельский сюжет трактуется как огромная массовая сцена с участием множества любопытных — солдат, мальчишек, крестьян и прочих обывателей.

👥 Главные персонажи с трудом различимы среди групп или толп людей. Так, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни.

▪️ Например, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, которая глумится над несущим крест Христом, противопоставляется его незаметная фигура — подлинный центр и смысл человеческой истории.

🙏 Большой вопрос — какой веры был Брейгель. Известно, что он критически относился и к протестантизму, и к католицизму. Нет доказательств, что он был протестантом. Но в его работах содержится очень много религиозной критики.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Предлагаем небольшое задание: найдите на предложенных картинах главных героев.

Питер Брейгель

1. Перепись в Вифлееме, 1564
2. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже, 1567

Теперь рассмотрим картины «Перепись в Вифлееме» и «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже».

✍️ «Перепись в Вифлееме». Как и во всех религиозных картинах Брейгеля, евангельский сюжет здесь служит только маскировкой. Святое семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись.

😨 Участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории стал поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символ этой власти — герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Этот герб Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

▪️ Картина также подробно рассказывает о мире нидерландских крестьян 16-го века: о детях, играющих на льду, о деревенской архитектуре.

❄️ «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже». Внимание зрителя снова приковано не к святому семейству, а к зимнему пейзажу и к людям, спасающимся от зимнего холода.

🌨 Вся площадь картины заполнена зимним пейзажем со снегом и четкими силуэтами голых деревьев, со множеством фигурок суетящихся людей, и только где-то в нижнем левом углу — волхвы, поклоняющиеся Младенцу.

▪️ Если не знать названия картины, то увидеть в этом заснеженном нидерландском пейзаже евангельский сюжет довольно трудно.

Питер Брейгель. Избиение младенцев, 1566

Поговорим о картине «Избиение младенцев». В ней Брейгель тоже говорил не столько о евангельском сюжете, сколько об актуальных событиях истории Нидерландов.

🗡 Картина изображает знаменитый эпизод из Нового Завета, в котором царь Ирод приказал убить всех младенцев. Он боялся предсказания о том, что родился новый царь иудейский, который отнимет у него престол.

🔥 На картине Брейгеля солдаты Ирода одеты в испанскую форму. Они нападают на фламандскую деревню, вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей.

Такая аллегория неслучайна: в это время началась нидерландская революция, активная борьба нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. С 1566 года творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.

🏘 В первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню». Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего.

Найдите на картине «Нидерландские пословицы» слепцов.

Питер Брейгель

1. Притча о слепых, 1568
2. Калеки, 1568

Завершим обсуждение двумя картинами Брейгеля — «Притча о слепых» («Слепые») и «Калеки», одна на тему евангельской притчи, вторая — нидерландской пословицы.

🕶 Картина «Слепые» иллюстрирует евангельскую притчу: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Эта притча выражает идею о слепом человечестве, которое пассивно следует за судьбой-фортуной и лишено воли к борьбе.

⤵️ Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает. Остальные, спотыкаясь, следуют за ним. Их жесты беспомощны, в лицах резко проступает печать разрушительных страстей и пороков, превращая их в мертвенные маски.

🌲 С человеческой суетой, ведущей к гибели, контрастирует гармоничная природа. Своим идиллическим покоем она будто подсказывает выход из трагического тупика.

😡 Интерес Брейгеля к этому сюжету тоже надо искать в истории Нидерландов. В это время страну раздирали противоречия: одни выступали за испанского короля, другие за независимость, кто-то был католиком, кто-то хотел быть протестантом.

✍️ «Притча о слепых» — предостережение Брейгеля: нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

👥 «Калеки» — картина, написанная незадолго до смерти Брейгеля. Это иллюстрация нидерландской пословицы: «Ложь ходит, как калека на костылях».

👊 На картине калеки горячо спорят, почти доводя спор до драки. Почему? Ведь они наоборот должны быть в благодушном настроении — только что ушла женщина, накормившая их. Но они не умеют ценить то, что имеют. Герои спорят о том, кто из них выше, хотя для этого нет никаких оснований.

👑 О степени их претензий мы можем судить по головным уборам: один надел корону, воображая себя королем, другой нацепил митру, как духовная особа, третий, в бумажном шлеме, претендует на звание знатного воина. У четвертого на голове меховая шапка, которую носят богатые купцы, а пятый и вовсе довольствуется шапкой простолюдина.

1. Питер Брейгель. Вавилонская башня, 1563
2. Вавилонская башня, фрагмент
3. Вавилонская башня и Замок Ангела
4. Вавилонская башня и Колизей
5–8. Вавилонская башня, стены

Питер Брейгель. Вавилонская башня

1–3. Пристань
4–7. Город

О картине Брейгеля «Вавилонская башня»

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;