Питер Брейгель
Сатирические работы и концепция «мира наизнанку»
Мировоззрение Брейгеля было остросатирическим: художник показывал все скрытые пороки общества вроде пьянства, обжорства, нищеты, лености и гордыни. Разберем его работы и посмотрим, что в них зашифровано.
1. Питер Брейгель. Детские игры, 1560
2–9. Детские игры, фрагменты
Брейгель стремился передать в своих работах ощущение непрерывности жизни: множество снующих по полотнам фигурок воплощало бытовые сцены, в ежедневной рутине которых мастер видел вселенскую значимость.
👶 Начнем с разговора о картине «Детские игры» — очень необычной по сюжету, где Брейгель реализовал принцип «мира наизнанку». Возможно, он хотел сделать целый цикл — Детство, Юность и Старость.
Но даже в одной картине художнику удалось многое сказать 👇
👦 Главные персонажи здесь — дети. Но в средние века не было понятия детства. Детей одевали, как взрослых, рано приучали к взрослой жизни. На картине изображены 168 мальчиков и 78 девочек. Все они играют в различные игры:
▪️ Катаются на бочках, катают обручи.
▪️ Носят на руках (возможно это сатира на римского папу).
▪️ Растирают краску. На этом месте находится подпись Брейгеля (отсылка к тому, что и он, и девочка на картине художники).
▪️ Кроме детских игр на картине представлены и сюжеты из взрослой жизни. Например, свадьба, крестный ход.
❓ Также на картине есть и взрослые, но они почти не заметны. Кто они? Зачем они здесь? Однозначного ответа нет. Либо присматривают за детьми. Либо художник хотел донести более глубокую мысль: все мы дети, и даже когда вырастем, то в глубине души все равно будем детьми.
⏳ Возможна и другая интерпретация: Брейгель показал, что детская жизнь — прообраз взрослой жизни, в отношениях детей уже заложено все, что потом проявляется во взрослом существовании: и угнетение, и коварство, и глупость, и раболепие, и отчаяние. Иными словами, все это настолько укоренено в природе человека, что, увы, воспроизводится на любом этапе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь поговорим об одной из самых известных работ Брейгеля — «Нидерландские пословицы».
🎨 Брейгель написал ее в 1559–1560 годы в числе трех работ (кроме пословиц это «Битва Карнавала с Постом» и «Детские игры»). В них художник живописными средствами разыгрывает перед зрителями сцены жизни, напоминающие театрализованные мистериальные представления средневековья.
🎉 С первого взгляда картина кажется реалистическим изображением какого-то народного праздника. Но на самом деле здесь зашифровано более 100 пословиц. Каждый предмет на картине — это пословица.
📚 Брейгель здесь продолжает традиции искусства 16 века: коллекционирование пословиц было одним из выражений энциклопедического духа эпохи.
▪️ В 1500 году Эразм Роттердамский издал пословицы и афоризмы из античных философов в своей книге «Пословицы», в 1564 году Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» описал Остров пословиц.
💭 Брейгеля занимает вопрос: а как бы выглядели пословицы и поговорки на самом деле, если их проиллюстрировать? Например, как будет выглядеть выражение «Грызть колонну» или «водить за нос»?
🧩 Интересно композиционное решение картины. Отдельные миниатюры соединены не механически: почти каждый сюжет по смыслу продолжает или развивает другой.
🖼 Картина была очень популярной. Только при жизни Брейгеля было сделано 20 копий. Ее можно было повесить в своем доме и разглядывать все детали.
1. Питер Брейгель. Нидерландские пословицы, 1558
2–5. Нидерландские пословицы, фрагменты
Давайте теперь посмотрим, что происходит на картине Питера Брейгеля.
😈 Дама расправляется с рогатым существом: «Она даже дьявола привяжет к подушке» (упрямая женщина победит самого дьявола).
🔥 Женщина несет ведро и дымящуюся головню: «У нее в одной руке огонь, в другой — вода» (женщина двулична и лжива: угли и вода не могут ужиться вместе).
🥄 Человек пытается ложкой собрать содержимое, выливающееся из котла: «Кто разлил кашу, уже не соберет ее обратно» (допущенную оплошность не исправить).
🏰 На башне — мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами).
🕳 Человек засыпает канаву — «принимать меры предосторожности после того, как несчастье уже свершилось».
🏠 Мужчина греется у горящего дома — символ эгоизма.
✝️ Монах цепляет бороду Христу — «навешивает господу фальшивую бороду (ересь)».
🟦 Женщина надевает на мужа синий плащ — неверность.
⚪️ Человек, залезший в шар — тщеславие.
🐷 Свинья вынимает затычку из бочки: думай, что делаешь, думай о последствиях.
🐱 Тройная пословица. Солдат в латах — «вооружен до зубов», грызет кольчугу — символ вранья, к коту привязывает колокольчик — символ опасности (легкая добыча для собак).
🐑 Один ощипывает овцу, а второй свинью — каждому свое.
🐂 Обратите внимание на происходящее на мосту. «Свалиться с быка на осла» — одна трудность меняется на другую. «Голым задом к двери» — высказывать презрение. «Целовать дверное кольцо» — подлизываться.
♣️ Интересны персонажи в окне: «Как карта ляжет», «Кинуть жребий», «Водить за нос», «Смотреть сквозь пальцы», «Дуракам везет», «Даже у стен есть глаза и уши», «Око за око».
🔎 Найдите на картине выражения: «Бояться отражения в воде», «Птицу видно по полету», «Убить двух зайцев одним выстрелом», «Идти против течения», «Два сапога пара», «Метать бисер перед свиньями», «Две собаки не договорятся об одной кости», «Сидеть как на иголках», сюжет басни Эзопа «Про журавля и лисицу».
О картине Брейгеля «Битва Масленицы и Поста»
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день