angle-down facebook instagram vkontakte warning

Питер Брейгель

Пейзажный цикл «Времена года»

«Времена года» Брейгеля поставили его в одну линию с лучшими живописцами Европы 16 века. Посмотрим работы из этого цикла и поговорим о них подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Питер Брейгель. Цикл «Времена года», 1565

1. Сенокос
2. Жатва
3. Возвращение стад
4. Охотники на снегу
5. Пасмурный день

Для начала выясним, как и для кого создавался этот цикл.

👤 «Месяцы» у Брейгеля заказал антверпенский богач Николос Ионгелинк. Это был видный коллекционер произведений искусства. В его собрание уже входили полотна Брейгеля «Вавилонская башня» и «Несение креста».

👨‍🎨 Брейгель посвятил работе весь 1565 год.

▪️ Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1,5 м в длину) и написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля.

Исследователи до сих пор спорят, сколько всего полотен входило в цикл «Времена года». Некоторые предполагают, что их было двенадцать (по числу месяцев в году).

🖼 Достоверные сведения есть лишь о шести картинах. Первая композиция была посвящена марту и апрелю. Эти месяцы, в которые праздновалась Пасха, в Нидерландах считались началом года. К сожалению, эта картина не сохранилась.

▪️ Следующее произведение — «Сенокос» (май и июнь). Затем «Жатва» (июль и август), «Возвращение стад» (сентябрь и октябрь), «Охотники на снегу» (ноябрь и декабрь) и «Пасмурный день» (январь и февраль).

🌾 Существует версия, что весь цикл состоял из четырех картин, а «Сенокос» не имеет к нему никакого отношения.

💰 Ионгелинк относился к своей коллекции искусства как к инвестиции. В 1565 году он передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа. Ионгелинк так и не выкупил залог, и лучшие картины Брейгеля оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие годы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь обсудим особенности цикла Брейгеля с временами года.

📖 Идея «Месяцев» навеяна календарными миниатюрами часословов 14–15 веков. Однако в картинах Брейгеля господствует совсем иное настроение, чем в миниатюрах.

📆 В Средние века сцены сельских работ символизировали соответствующие месяцы: например, фигурка косца обозначала июнь, жнеца — август. У Брейгеля они занимают хотя и важное, но не главное положение. Каждое время года у него — это неповторимое состояние земли и неба.

🔲 В каждом полотне много мотивов. Главная мизансцена располагается в левом или правом нижнем углу — она выделяется масштабом.

👨‍🌾 В этом цикле Брейгель начинает выводить на передний план укрупненные фигуры людей. Обычно это крестьяне, занятия которых определяются временем года. Так Брейгель позиционирует человека как часть природы.

🏡 Основное действие происходит возле нескольких домов, стоящих в стороне от деревни на возвышении. Пейзаж раскрывается перед зрителем, как если бы он рассматривал его с определенной точки, вращаясь вокруг своей оси.

🌲 Пейзажи автора поражают своим величием, но при этом они на удивление уютны. Брейгель смог отлично передать атмосферу Нидерландов. Никто из современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда. Мир Брейгеля — это огромные театральные подмостки. Участниками мизансцен на них становятся природа и человек.

👁 Брейгель использует приемы итальянского Возрождения, но в своей манере. Например, кажется, что глубина пространства показана линейной перспективой, но на самом деле здесь единая точка зрения заменена на множественные.

1. Питер Брейгель. Жатва, 1565
2–7. Жатва, фрагмент
8. Питер Брейгель. Пасмурный день, 1565

Рассмотрим повнимательнее картины «Жатва» и «Пасмурный день».

🌾 В «Жатве» все подчиняет себе поле. Пространство обжито людьми. Мы видим разные сюжеты: крестьяне отдыхают, едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов.

🐓 На заднем плане изображена популярная жестокая забава детей и подростков 16–18 веков — «Закидывание петуха». Цель игры — не убить птицу, а максимально ее изувечить. В петуха бросали не просто палки, а специальные утяжеленные биты. У Брейгеля показан вариант не с привязанным петухом, а с подвешенным гусем (goose quailing или squailing — дословно «запугивание гуся»).

🍎 На заднем плане вообще много событий. Плывут корабли. На небольшом хуторе хозяйка загоняет скотину домой. Сторож гонит воришек из сада в замке. Стоит повозка с соломой, женщины уносят снопы, дети собирают яблоки.

🌥 «Пасмурный день» — самая загадочная работа Брейгеля. Картину, наполненную тревожным предгрозовым ощущением, относят не только к разным месяцам, но даже к разным временам года.

▪️ Одни исследователи считают, что это ранняя весна: в руках одного из крестьян вафля, такие выпекали только на масленицу. На картине изображено, как обрезают деревья. Февраль? Крестьянин чинит крышу, женщина вяжет охапки хвороста — все это делают осенью.

1. Питер Брейгель. Охотники на снегу, 1565
2. Охотники на снегу, фрагмент

Теперь поговорим об одной из самых известных работ Питера Брейгеля — «Охотники на снегу».

🌨 На картине показана альпийская деревня зимой. Люди занимаются своими привычными делами. Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.

🦊 В центре композиции — возвращение охотников. На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, которые идут без особых трофеев — лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста — ловушка для птиц.

🔥 Слева — трактир с вывеской «У оленя» с изображением Св. Евстафия — покровителя охотников. Там разводят огонь, собираются жарить кабана. Внизу мы видим каток. На заднем плане — пожар. За деревней видны горы.

🎨 Это один из первых зимних пейзажей в европейской живописи. Брейгель здесь использует приемы, которые ввел в пейзаж Патинир — это вид сверху и постепенный переход от темных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины.

📐 Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям.

▪️ Направление движения охотников и окружающих их собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины — из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утесы.

▪️ Другая диагональ задана краем пригорка и подчеркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утесов. Одна из сорок летит параллельно этой диагонали. Копья охотников направлены так же.

❄️ Все детали картины тщательно прописаны. На льду даже хорошо видны тени далеко расположенных людей, хотя день не солнечный.

Питер Брейгель. Падение Икара, 1558

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;