angle-down facebook instagram vkontakte warning

Питер Брейгель

Крестьянская тема в работах Брейгеля

Брейгель первым в европейской живописи заявил, что крестьянин в такой же степени субъект ренессансной культуры, как и рыцарь. Разберем работы, изображающие крестьян и сельскую жизнь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Поговорим о крестьянской теме в творчестве Брейгеля. Он поставил простого мужика вровень с господином — пожалуй, после него это по-настоящему сделал только Ван Гог.

👨‍🌾 В ренессансной литературе это сделали Рабле и Шекспир, а в изобразительном искусстве только он, Питер Брейгель — не зря его назвали «мужицкий».

▪️ До Брейгеля образы простолюдинов обычно встречались в сценах, связанных с религиозными сюжетами (Крестный путь, Распятие), где они выступали либо в роли мучителей, либо в роли зевак.

🥔 Простолюдин для Брейгеля — это всегда и исключительно крестьянин, человек, тесно связанный с землей. Он обращается к соответствующим темам: пахота, сев, жатва и праздники — все то, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля (мы уже видели это во «Временах года»).

🍻 В 1567–1569 годы Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни — например, «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия, сами крестьяне — их облик, характерные типы и повадки.

▪️ Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах. Они выражают стихию и естественную мощь природы.

Питер Брейгель. Пейзаж с притчей о сеятеле, 1557

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь посмотрим на картину «Пейзаж с притчей о сеятеле».

🌾 На картине изображен крестьянин, сеющий зерно. Он занят явно привычным делом, от которого зависит ежедневное существование его самого и его семьи. Герой засевает крошечный участок земли, распаханный среди деревьев.

🍂 Гармония крестьянина с природой и окружающим миром — продолжение темы «Времен года». В тех работах крестьянин тоже работает не для кого-то, а для себя: возделывает землю, сеет и жнет, гонит стада с полей, ходит на охоту и возвращается домой.

👨‍🌾 Крестьянин в «Сеятеле» определенно ощущает себя на своем месте. Ведь этот клочок — часть большого мира, в котором он живет и к которому принадлежит.

И все это — на фоне прекрасных гор и вечернего неба. При этом сеятель среди всего этого великолепия не кажется ненужным. Пожалуй, убери его Брейгель с картины, и она что-то непременно утратит. Крестьянин «собирает» весь пейзаж и наполняет его смыслом.

Питер Брейгель

1. Свадебный танец, 1566
2. Крестьянский танец, 1567

Теперь поговорим о картинах Брейгеля, посвященных крестьянским праздникам и досугу.

🎶 В жизни крестьянина есть не только ежедневные заботы и труды, но и праздники. Связаны они, как правило, с особенно значимыми событиями в жизни: сбором урожая, окончанием полевых работ, свадьбой.

👰 Иногда крестьянские радости выражаются вполне благопристойно — как в «Свадебном танце». Множество собравшихся крестьян танцуют, другие наблюдают за танцующими, третьи заняты степенным разговором.

💃 Но порой радости обнаруживают себя буйно, как в «Крестьянском танце». Здесь танец превращается почти в языческую пляску. Пляшущие совсем не обращают внимания друг на друга, хотя и танцуют парами, каждый будто сам по себе. Никакой гармонии между ними в танце нет, движения резкие, порывистые, грубые. И в то же время все вместе они образуют единство.

🎵 Крестьянский танец — это веселье в той форме, в какой оно доступно простой и незамысловатой крестьянской душе. Это вполне укладывается в тот образ мира, который так близок Брейгелю.

Питер Брейгель. Голова крестьянки, 1564

В завершение дня поговорим о картине «Голова крестьянки» — единственном случае, когда Брейгель обратился к портретному жанру. Простолюдинов в принципе не особо изображали на картинах, а о портретах не могло быть и речи.

👩‍🌾 На картине мы видим некрасивую, простую крестьянку. Но есть очень интересные детали: на голове повязан белоснежный платок, который резко отделяет женщину от фона картины. Фон этот темный и создает ощущение, что рядом с крестьянкой никого нет, она одна.

🙏 Лицо крестьянки выражает мучительное ожидание. К ее образу «просятся» сложенные в молитве руки. Она явно ждет встречи с Богом — для него же каждая душа дорога.

👁 Брейгель пытается увидеть крестьянку такой, какой ее видит Бог. И ему это в известной степени удается — взгляд Брейгеля любящий и принимающий.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;