Буддизм
Школы махаяны: мадхъямака и йогачара
Махаяна как более поздняя ветвь буддизма переосмыслила некоторые ключевые положения изначального буддизма и, что важнее, развила их, предложив ряд интересных философских концепций.
Махаяну представляют две основные школы 👇
1️⃣ Мадхъямака — школа «срединности»,
2️⃣ Йогачара — школа «практикующих йогу».
Основателем мадхъямаки считается полулегендарный мудрец Нагарджуна (2-й век н. э.). Его имя переводится как «змей-дерево» или «серебряное дерево». В махаяне он причислен к разряду бодхисаттв.
🔮 В источниках Нагарджуна часто описывается как маг, сверхъестественное существо, жизнь которого длилась 400 или 600 лет и была полна чудес и подвигов. Его мастерство медитации простиралось далеко за пределы возможностей его современников. Удивительно, как логическое и эзотерическое соединялись в его учении.
📚 В то же время Нагарджуна был мастером философской полемики и автором примерно дюжины трактатов. Главное произведение Нагарджуны — «Мадхъямака-карика» («Коренные строфы о срединности»). В этом трактате при помощи методов негативной диалектики* он доказывает, что привычные буддийские основоположения верны и неверны одновременно. Например, существование дхарм, существование пространства и времени, причинности, человеческого «я». И до Нагарджуна было ясно, что не надо трактовать эти основоположения слишком буквально, но он логически объяснил, почему они верны и неверны одновременно.
*Негативная диалектика — это движение к истине через отрицание: вскрывая внутренние противоречия в привычных понятиях и принципах, мы показываем, что они неприменимы к подлинной реальности и осознаем, чем реальность не является.
Нагарджуна считает, что все основные понятия буддийского учения о бытии (онтологии) реальны и нереальны одновременно. Как это возможно? Дело в том, что они сами по себе пусты. Отсюда другое название мадхъямаки — «шуньявада», что значит «учение о пустоте».
Рассмотрим основные положения «учения о пустоте» 👇
⚛️ Не существует дхарм. Будучи мельчайшими психофизическими квантами бытия они одновременно существуют (ведь без них не было бы окружающей нас реальности) и не существуют (ведь они сами по себе ничто, они целиком заключаются только в своих проявлениях).
☝️ Не существует причин и следствий. Мы никогда не можем доказать, что определенное событие является следствием именно той, а не иной причины. Это лишь наш способ представлять вещи, но он субъективен.
⏰ Не существует пространства и времени. Понятия «раньше» и «позже», «выше» и «ниже», лишены всякого смысла и относительны.
🌏 Не существует творца мира. Мы не можем помыслить мир несотворенным, но и сотворенным тоже помыслить его нельзя — в любом случае получаются неразрешимые противоречия.
➡️ Получается такая картина: мир основан на тотальной «взаимообусловленности», в нем все со всем связано. И именно поэтому ничто в отдельности не является само по себе реальным — оно проявляется только в связи со всем остальным. Как следствие, все наши понятия о мире относительны и абсолютная истина недоступна разуму.
Последователи мадхъямаки выделяют два уровня истины или познания 👇
1️⃣ 🌤 Повседневный. На этом уровне можно говорить об условном существовании причинности, движения, времени, пространства. Этот уровень лучше чистой иллюзии — снов, галлюцинаций, миражей и прочих видимостей, подобных «рогам у зайца» или «шерсти у черепахи», где знания нет совсем, а есть лишь сплошная иллюзия.
2️⃣ 🙌 Абсолютный. Недоступен для логического дискурса, но постижим силами йогической интуиции.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Второй махаянской школой была виджнянавада («учение о сознании»), или йогачара («практика йоги»). Название говорит само за себя: в отличие от мадхъямаки, которая отрицала реальное существование как внешнего мира, так и сознания, виджнянавада верит в иллюзорность мира, но утверждает реальность сознания.
Рассмотрим ее основные положения подробнее 👇
🌿 Сознание — единственная реальность. Идеи и образы существуют в сознании в виде «семян» (биджа), которые со временем вызревают, порождая представления. Эти идеи-семена хранятся в сознании-сокровищнице (алая-виджняна), представляющем собой своеобразный информационный резервуар, хранилище всех возможных идей.
🎨 Сознание изначально склонно проецировать эти идеи вовне, порождая разнообразные иллюзорные представления о реальном существовании мира и объектов. Но откуда у сознания такая склонность проецировать свое содержание вовне? Она проистекает из жажды обладания. Двигаясь в этом направлении, сознание само себя загоняет в ловушку бесконечного страдания — стремления к тому, что иллюзорно, создано лишь им самим и не приносит удовлетворения.
🔁 Для достижения освобождения следует совершить «поворот в самом основании». То есть переориентировать сознание с направленности вовне на обращенность на самое себя. Это достигается посредством йогических медитативных практик, и именно поэтому школа получила свое второе название — йогачара.
❗️Не надо путать йогачару как ветвь буддизма с йогой — одной из шести ортодоксальных школ традиционного индуизма. Йога — гораздо более древнее учение, она повлияла на буддизм, но смысл и цели йогических практик в буддизме понимаются совершенно иначе.
Высшее состояние, выходящее за пределы всяких противоположностей — «татхата» («таковость»). В этом «так» заключена странная высшая мудрость: как если бы на все свои вопросы «почему?» мы получили ответ «по кочану», и после этого успокоились.
Нирвана для йогачарина — это не загробная жизнь и не ничто. Скорее, это состояние сознания — очищение ума, его восстановление в первоначальной или лучезарной прозрачности.
Спор о том, что на самом деле колышется
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день