Луис Бунюэль
Режиссерский стиль Бунюэля
Режиссер не раз переезжал, противостоял политическим режимам, менял художественные течения, но всегда сохранял интерес зрителей. Разберемся, как это ему удавалось.
Режиссер сочетал условность и простоту кадров с нежеланием следовать реализму.
👻 В молодости Буюэль ориентировался на шок, провокацию. Сцена с разрезанным глазом из «Андалузского пса», богохульные сцены в «Золотом веке», расстрел Папы Римского в «Млечном Пути», обед на унитазах в «Призраке свободы», проституция в «Дневной красавице» — Бунюэль буквально давал пощечины стереотипам.
👥 В фильмах много социальных мотивов. Сюрреалисты были левыми, поэтому Бунюэль интересовался политикой и критиковал буржуазию.
⛪️ Учеба в иезуитском колледже привила ненависть к церкви. Бунюэль в кино часто выводит образ Христа, становясь не только антиклерикалом, но и богохульником. «Виридиану» критиковал Ватикан, а «Симеона столпника» считали гонением даже не на церковь, а на институт веры.
🔮 Бунюэль обращается к бессознательному. Мы замечаем сложное устройство сюжета, сочетание реальности и снов, флешбэки.
🎥 Несмотря на сюрреализм, манера режиссера простая. Без хитрых движений камеры, долгих планов, изощренных мизансцен.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Антиклерикальность Бунюэля
Луис Бунюэль на съемках своего фильма «Призрак свободы», 1974
Разберемся, как снимал Бунюэль 👇
🧠 Режиссер не хотел достигать высот натурализма. Он никогда не забывает об условности кино и демонстрирует нам это.
🖤 Изысканная игра света и тени все же заметна в его черно-белых работах. Например, в «Ангеле-истребителе», фэнтези 1962 года.
🛠 Бунюэль монтировал прямо во время съемок. Он снимал и сразу понимал, как это будет смонтировано. Уходил в монтажную и тут же подрезал, клеил и не тратил время на монтаж после.
🗯 Бунюэль набил руку на халтуре, благодаря чему его стиль стал простым. Халтурой называют развлекательное низкопробное кино, Бунюэль снимал такие фильмы в Мексике. Почти никто из великих режиссеров не решался на это.
📺 Стать профессионалом помогла и работа в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Он создавал документальное кино из выпусков новостей и архивных материалов, во время войны дублировал и проверял фильмы.
✨ Неряшливость Бунюэля — нарочитая. Он умеет создавать трудные нарративы и вместе с тем говорить о сложном простым языком.
🛏 Важную роль играет эстетика сновидений. Такое мы видим и у Дали, и у Магритта. Режиссер стирает границы между реальностью и сном, как в «Дневной красавице». А еще сочетает несочетаемое: в античном «Симеоне столпнике» внезапно появляется самолет.
🎭 Бунюэль придумал, что две роли может играть один актер. В «Этом смутном объекте желания» Кароль Буке и Анхела Молина вместе играют Кончиту.
Что Далтон Трамбо предложил Бунюэлю
Каким был поздний Бунюэль 👇
👀 Бунюэль развивает полихарактерность, множество персонажей, отсутствие главного героя. Это характерно для «Млечного Пути», «Скромного обаяния буржуазии», «Призрака свободы».
👣 Герои являются не центром внимания, а проводниками. Они ведут через фильм, но уходят на второй план, уступая событиям.
🔎 При этом Бунюэля не интересовал внутренний мир персонажей. Он относился к актерам как к моделям. Не просил погружаться в образ по системе Станиславского, только исполнить что-то.
🧭 Черта позднего Бунюэля — гэги, построенные на несовпадении сюжетов. Он нарушает логику, отказывается от хронологии, перемещает героев между эпохами.
🤝 С 60-х с ним работает сценарист Жан-Клод Каррьер. Он уже сотрудничал с Тати, Этексом, Форманом, Малем, Годаром.
📖 Каррьер помог режиссеру в создании знаменитой автобиографии «Мой последний вздох». До этого он уже написал для Бунюэля статью-воспоминания о детстве, а потом трижды приезжал в Мексику для интервью.
🌟 Каррьер был сценаристом 142 фильмов и 34 раза играл сам. Выигрывал и французскую «Сезар», и британскую BAFTA, получил два «Оскара».
🔑 Поздний Бунюэль — более сдержанный и мудрый. Он уже не так критикует людей, не обличает пороки, становится взвешенным.
Бунюэль говорил:
🗣 «Главное в сценарии — умение поддерживать интерес у зрителя напряженным развитием действия, не оставляя ему ни минуты, чтобы расслабиться. Можно спорить относительно содержания фильма, его эстетики (если таковая имеется), стиля, моральной тенденции. Но он не имеет права быть скучным».
А еще признавался:
🗣 «Одна из анкет сюрреалистов начиналась следующим вопросом: «Какие надежды приносит вам любовь?» Лично я ответил так: «Если я люблю, то все – надежда. Если нет, то нет и надежды». Любовь необходима для жизни, для любого поступка, для всякого поиска».
Сильвия Пиналь в фильме «Виридиана», 1961 и в фильме «Симеон столпник», 1965
🌚 Бунюэля всегда интересовали сны. Он рассуждал об их влиянии на фантазию и восприятие реальности. Вспомните свои сны и подумайте, как бы назывались фильмы, снятые по ним?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день