angle-down facebook instagram vkontakte warning

Тим Бертон

Биография режиссера

Узнаем о ранних годах Тима Бёртона и том, как он пришёл в кинематограф.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Тим Бёртон в молодости

🏡 Тим Бёртон родился в 1958 году в городе Бёрбанк неподалеку от Лос-Анджелеса. Иногда его годом рождения указывают 1960 год, но это ошибка, которая по ряду причин получила распространение. Город, где прошло детство режиссера, отразится в его творчестве, например, в фильме «Эдвард руки-ножницы».

🎥 Бёрбанк — это город, максимально приближенный к кинопроизводству. Там располагаются штаб-квартиры двух крупных студий — Walt Disney Company и Warner Brothers. Тим Бёртон будет много и плодотворно сотрудничать и с первой, и со второй студией.

😱 В юные годы Бёртон предпочитал одиночество, слушал панк-рок и периодически ходил в кино. Больше всего ему нравились фантастические фильмы и хорроры. Он мечтал стать актером, но не драматическим исполнителем, а тем человеком, который приводит в движение Годзиллу, то есть сидит внутри этого сложного и тяжелого костюма.

🎎 Бёртон еще в детские годы полюбил деятельность мастера по спецэффектам Рея Харрихаузена. Он был специалистом по покадровой анимации, создавал спецэффекты к приключенческим и фантастическим фильмам, анимируя, заставлял двигаться кукол. Именно тогда и начинается тяга Бёртона к кукольному кинематографу. Он делал короткометражные безбюджетные любительские кукольные мультфильмы, но практически ни один из них не сохранился.

🎓 После окончания школы в 1976 году Тим Бёртон поступает в Калифорнийский институт искусств. Во время учебы он продолжает заниматься созданием короткометражек — это уже не только мультфильмы, но и короткометражное кино в самом широком смысле слова. Какие-то задания он выполняет не письменно, а кинематографически: то есть нужно написать эссе и описать свои впечатления, а Бёртон не особенно владеет словом, поэтому выражает свои чувства и мысли через кадры. Тогда же он делает мультфильм «По следам монстра-сельдерея», который, к сожалению, утрачен.

😔 В 1979 году он поступает на студию «Дисней» сначала как дизайнер персонажей, а потом как аниматор. У него остались не очень радужные воспоминания об этой работе. Режиссер сравнивал работу в студии «Дисней» со службой в армии, хотя сам в армии никогда не служил. Он говорил, что тогда был человеком весьма необычным, со множеством внутренних нерешенных проблем, и с тревогой, которая его преследовала.

🦷 Бёртон вспоминал в одном из интервью, как засунул себе пальцы в рот в офисе среди других аниматоров. У него шатался зуб, поэтому он достал его, посмотрел, выбросил в помойку. Изо рта пошла кровь, которая потом потекла по нижней губе. То есть, Бёртон был довольно отпугивающей личностью, и коллеги его не особенно понимали. Позже режиссура и слава помогли ему примириться с собой и с окружающей его действительностью.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тим Бёртон за работой

Хотя Бёртон много сотрудничал со студией «Дисней», работа там была не простой. Посмотрим на этот период творчества режиссера 👇

🔴 На студии «Дисней» Бёртон сделал два полнометражных мультфильма. Это «Лис и пес» 1981 года и «Черный котел» 1985 года. В 1983 году Бёртон как режиссер ставит на телевидении сказку Братьев Гримм «Гензель и Гретель». Disney Channel, который транслировался в Японии, адаптировал эту сказку для японского зрителя. Тим Бёртон работал с японскими актерами и с японским материалом. Это произведение не было рассчитано на дистрибуцию на территории Америки, поэтому его и доверили начинающему малоизвестному режиссеру.

🌟 Также на студии «Дисней» Бёртон снимает короткометражный мультфильм «Винсент». Это один из лучших фильмов режиссера, и первые же его шаги показывают огромный талант. «Винсента» Бёртон снял по мотивам собственного стихотворения.

🐶 «Винсент» — это анимационная короткометражная лента, а следующий его фильм — это уже игровая среднеметражная картина «Франкенвини». Фильм был готов в 1984 году, но студия не решилась выпустить его в прокат, потому что он показался неформатным. С одной стороны, это детский фильм, про мальчика и его песика. Но с другой, песик погибает, а мальчик его оживляет, делает своего монстра Франкенштейна. Поэтому официально этот фильм вышел на экраны только в 1992 году, когда Тим Бёртон уже был известным режиссером.

😡 Со студией «Дисней» у Бёртона было много трений. Его то увольняли, то принимали обратно, и это тоже наложило отпечаток на его восприятие того периода жизни. Несмотря на то, что «Франкенвини» не вышел в прокат, он курсировал в кинематографической среде в виде промороликов. Его увидел известный тогда комик Пол Рубенс, которому очень понравился фильм. Он пригласил Бёртона снять полнометражную картину со своим участием. По задумке Пол Рубенс должен попадать в какие-то интересные истории. В итоге на экраны вышел фильм-дебют в полном метре Тима Бёртона «Большое приключение Пи-Ви». Во время съемок Бёртон заводит дружбу с композитором Дэнни Эльфманом, и с тех пор они много лет будут работать вместе.

🎉 «Большое приключение Пи-Ви» получило значительный успех в прокате. После этого Бёртон подписал с киностудией договор, по которому должен был сделать еще одну ленту. Ему присылали разные сценарии, но они не устраивали режиссера. В итоге в 1988 году он выпустил ленту «Битлджус», которая стала прорывной для Тима Бёртона. Следом за «Битлджусом» он снимает «Бэтмена» и «Бэтмен возвращается». Картины также добились успеха в прокате, а «Бэтмен» стал одним из самых важных блокбастеров конца 1980-х.

1. Тим Бёртон и Лиза Мэри
2. Тим Бёртон и Хелена Бонем Картер

❤️ Исследователи творчества Бёртона полагают, что женщины, с которыми он находился в личных отношениях, влияли на его творчество. Например, на рубеже 1980-х и 1990-х он познакомился с бывшей танцовщицей стриптиза Лизой Мэри. В то время она уже не танцевала, а была художницей, а потом стала еще и актрисой. В начале 1992 года они с Тимом Бёртоном обручились и прожили вместе до 2001 года. Считается, что фильмы, которые Бёртон сделал в этот период, вдохновлены Лизой Мэри, и иногда он снимал ее в своих картинах.

🤝 В 1990-х Бёртон создает такие шедевры, как «Битлджус», «Эд Вуд», «Сонная лощина». С фильма «Битлджус» начинается совместное творчество Тима Бёртона и Джонни Деппа, который становится любимым актером режиссера и его альтер-эго.

📔 В 1997 году Бёртон выпускает книгу «Унылая смерть мальчика-устрицы» с собственными иллюстрациями. По словам Бёртона, эта книга отнюдь не детская, хотя и может такой показаться. Это относится и к творческой манере Тима Бёртона. Он снимает фильмы не вполне детские, но детям они нравятся. Хотя картины режиссера рассчитаны на более взрослую аудиторию, они оказываются двуадресными: их любят и дети, и взрослые, которые понимают эти фильмы лучше.

🎞 В начале 2000-х Бёртон уезжает из Калифорнии в Лондон. В 2001 году он приступает к созданию ремейка классической ленты 1968 года «Планета обезьян». На съемках он встречает английскую актрису Хелену Бонем Картер, и их союз с Лизой Мэри распадается. Тогда наступает следующий период творчества Тима Бёртона, связанный с Хеленой Бонэм Картер. Он делает «Чарли и шоколадную фабрику», «Крупную рыбу», анимационный фильм «Труп невесты», «Алису в стране чудес».

🏆 За «Труп невесты» Бёртон получает номинацию на «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм в 2005 году. А в 2007-м ему вручают почетную награду Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва» за достижения в жизни и творчестве. Он тогда отметил, что получить «Золотого льва» гораздо престижнее, чем «Оскар».

🖤 Мы начали изучать творчество Тима Бёртона. У вас есть любимый фильм этого режиссера?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;