angle-down facebook instagram vkontakte warning

Тим Бертон

Стиль Бертона

У Тима Бёртона есть свой яркий, легко узнаваемый стиль. Давайте подробнее посмотрим на его составляющие.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Рисунки Тима Бёртона с образами будущих персонажей

🌀 Тим Бёртон — представитель арт-мейнстрима. Арт-мейнстрим — это соединение артхаусного кинематографа и мейнстрима. Это может быть типичный блокбастер, фильм с коммерческим потенциалом, интересно рассказанной историей и привлекательными персонажами, но при этом неформатный и непохожий на остальные фильмы. Например, бёртоновский «Бэтмен» — это супергеройское кино, но нестандартное.

💓 Тим Бёртон работает по собственным стандартам и правилам. В одном из интервью он вспоминал, что никогда и не думал делать блокбастеры и не знает, почему некоторые его фильмы становятся таковыми. А ведь «Бэтмен» заработал большие деньги в прокате и стал блокбастером, так же, как и «Алиса в стране чудес», которая собрала в прокате миллиард. Но Бёртон просто снимает то, что ему нравится. Он настоящий автор, но при этом то, что нравится ему, часто нравится и широкой публике.

👶 В Бёртоне очень много детства, он — большой ребенок, который воспринимает мир по-детски. В каждом из нас живет ребенок, и иногда нам хочется снова стать маленьким, чтобы получить свободу и беззаботность. А Тим Бёртон своими фильмами позволяет зрителям вернуться в детство. Он делает то, что нравилось ему когда-то: снимает хорроры, фантастику «Марс атакует!» и «Планета обезьян» и воспроизводит кинематографическими средствами свои и зрительские детские фантазии, мечты и надежды.

🎃 В детстве Бёртон был довольно одиноким мальчиком, но очень любил два праздника — Хэллоуин и Рождество. Эти праздники постоянно присутствуют в его кинематографе. В «Бэтмен возвращается» или «Эдварде руки-ножницы» мы видим рождественские снежки. А в «Кошмаре перед Рождеством» на первый план выходит тема Хэллоуина, где большая часть действия разворачивается в городе Хэллоуин.

🎨 Изначально Тим Бёртон — аниматор и художник. Поэтому даже его игровые фильмы — «Бэтмен», «Эдвард руки-ножницы» — напоминают мультфильмы. Бёртон будто стремится превратить игровой фильм и живых актеров в мультипликацию. Это свойственно режиссерам, которые пришли в кино из анимации. Например, можно вспомнить польского постановщика Валериана Боровчика или Уэса Андерсона. Хотя Андерсон, скорее, ушел в анимацию: снимая игровое кино, он как будто бы стремился превратить его в мультфильм, и в итоге начал снимать мультфильмы — «Великолепный мистер Фокс» и «Остров собак».

😈 Тим Бёртон — ретроман. Он любит прошлое и ориентируется на старые ужастики, которые смотрел в детском и подростковом возрасте в кинотеатрах. Он любит голливудские ужасы 1930–40-х годов и ужастики студии «Хаммер». Это фильмы ужасов категории B, которые снимал в 1950–60-е годы режиссер Роджер Корман. Корман разделил свое творчество на две составные части: это разные ширпотребные ужасы, например, «Атака крабов-монстров», и экранизации Эдгара По. Через Роджера Кормана Бёртон полюбил Эдгара По и делал в фильмах отсылки к нему, например, в «Винсенте».

👹 Среди голливудских фильмов ужасов 1930–40-х годов Бёртон особенно выделял «Франкенштейна» и «Невесту Франкенштейна». Прямые отсылки к двум картинам можно встретить в творчестве режиссера: «Франкенвини» отсылает нас к «Франкенштейну» и «Невесте Франкенштейна», а финал «Эдварда руки-ножницы» — к финалу «Франкенштейна».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Классические голливудские хорроры

1, 2. Кристофер Ли в роли Дракулы и в роли отца Вилли Вонки
3. Майкл Гоф в роли дворецкого Альфреда

Бёртон вдохновлялся фильмами студии «Хаммер» и приглашал в свои фильмы актеров оттуда 👇

🖤 Мультфильм «Винсент» и начало фильма «Эдвард руки-ножницы» показывают, насколько Бёртон любит Роджера Кормана. Но тут не только любовь к Корману или Эдгару По, усвоенному через Кормана, а к актеру Винсенту Прайсу, который играл в фильмах Роджера Кормана по произведениям Эдгара По. Когда мы смотрим «Винсента», то сталкиваемся с эстетикой Эдгара По, которая выражена на уровне текста стихотворения Бёртона с закадровым голосом Винсента Прайса. Мультфильм называется «Винсент», потому что маленький мальчик, главный герой произведения, хочет быть похожим на Винсента Прайса, которого он увидел в фильмах Кормана.

2️⃣ Бёртон часто снимал двух актеров, которые прославились благодаря сотрудничеству со студией «Хаммер». Эта студия переснимала классические голливудские ужастики: «Дракулу», «Франкенштейна», «Мумию». Но это были не покадровые ремейки, а оригинальные интерпретации. Бёртон работал с актером Майклом Гофом: он сыграл дворецкого Альфреда в «Бэтмене» и в «Бэтмен возвращается», снимался в «Сонной лощине», озвучивал персонажа в «Трупе невесты».

🧛🏻‍♂️ Второй актер — великий Кристофер Ли, который играл как раз Дракулу, монстра Франкенштейна и Мумию в хаммеровских фильмах. У Бёртона он часто снимался в маленьких ролях, например, судьи в начале «Сонной лощины» и отца Вилли Вонки в «Чарли и шоколадной фабрике». Также он появился в небольшой роли старого моряка в фильме «Мрачные тени» и озвучил Бармаглота в фильме «Алиса в стране чудес». Кристофер Ли и Майкл Гоф стали талисманами творчества Тима Бёртона.

🏰 Фильмы и мультфильмы Бёртона напоминают также и немецкий экспрессионизм — картины «Носферату, симфония ужаса» или «Кабинет доктора Калигари». Но сам режиссер в интервью осторожно говорил об экспрессионизме, он даже упоминал, что достаточно поздно познакомился с экспрессионистскими фильмами. Скорее всего, он мог воспринять экспрессионизм через американские ужастики 1930-х, ведь они во многом вдохновлены немецким экспрессионизмом. Так, «Мумию» ставили немецкие кинематографисты, автор фильма — немецкий оператор Карл Фройнд, важный представитель немецкого экспрессионизма. Он же был оператором «Дракулы» Теда Браунинга с Белой Лугоши.

👻 Бёртона привлекают истории о привидениях, мертвецах — нечто макабрическое, напоминающее страшную сказку. Он любит мультики, поэтому постоянно прибегает к ощущению кукольности. В его фильмах до определенного момента использовалась покадровая анимация, то есть какой-нибудь странный персонаж, созданный при помощи спецэффектов, был куклой, которую художники анимировали покадрово, или сложное техническое устройство, но вполне осязаемое. А «Эдвард руки-ножницы» начинается и заканчивается как сказка. А сказкам присуще что-то нелепое и неуклюжее, поэтому Бёртон прибегает к достаточно условным спецэффектам. Он понимает, что вовсе не нужно стремиться к реалистичности, это убьет эффект сказки. В этом отношении Тим Бёртон — продолжатель дела Жоржа Мельеса.

Фильмы ужасов студии «Хаммер»

Тим Бёртон за работой

Стиль Бёртона создается за счет необычных декораций и костюмов героев 👇

🌀 В мире декораций и костюмов Бёртона преобладают острые углы, он любит спиральные формы. Это особенно видно в «Кошмаре перед Рождеством» — там даже холмы закручиваются, образуя спирали. Он любит искривленное пространство и деформированные декорации, что опять отсылает нас к немецкому экспрессионизму.

👘 Еще одна фишка Бёртона — причудливые костюмы. В «Эдварде руки-ножницы» есть две категории костюмов: причудливый костюм самого Эдварда, который выбивается за рамки, и странные костюмы представителей американского одноэтажного мира. Особенно выделяются женщины, наряженные слишком журнально, как будто это мультипликационные персонажи.

🌓 Когда Бёртон работает над макабрическими сюжетами, то большую роль играют свет и тень, как у экспрессионистов. Особенно это видно в черно-белых работах. Прическа Тима Бёртона — тоже часть образа. Она у режиссера странная, напоминает прическу Эдварда руки-ножницы. Она как будто говорит, что перед нами творческий человек, и как бы продолжает эстетику его фильмов и мультфильмов.

🎎 Спецэффекты в картинах Бёртона носят кукольный характер. Это чаще всего покадровая анимация, как у Рэя Харрихаузена, мастера спецэффектов 1950-х–60-х годов. Но примерно с 1996 года Бёртон начинает использовать компьютерные спецэффекты. Первый раз он применил их при создании фильма «Марс атакует!», с тех пор в его мире компьютерная графика, которая полностью вытеснила покадровую анимацию и кукольные образы. А «Алису в стране чудес» 2010 года он и вовсе снимает в 3D.

👹 Основные темы режиссера — это образ странного человека, аутсайдера или чудовища, причем чудовища тоже в смысле аутсайдера. Некие существа из другого мира, как «Эдвард руки-ножницы», вдруг попадает в мир обычных людей. А про Бэтмена Бёртон говорил так: Бэтмен — такое же чудовище, как и Джокер. Бёртону это и интересно, что это два монстра, два очень странных существа, которые в финале фильма сражаются друг с другом.

🎞 Бёртон любит снимать ремейки. Это укладывается в его ретроманию. Он сделал ремейк «Планеты обезьян», а «Бэтмен» — тоже фактически ремейк, ведь это экранизация комиксов DC. Но также был популярный телесериал о Бэтмене, которым Бёртон вдохновлялся, но полностью переменил эстетику этой истории. «Мрачные тени» — это превращение классического телесериала в полнометражный фильм, а «Дамбо» — игровая версия классического диснеевского мультфильма.

1–3. Тим Бёртон и Джонни Депп
4–5. Тим Бёртон и Дэнни Элфман

У Тима Бёртона часто снимаются одни и те же актеры — Майкл Китон, Кристофер Ли, Майкл Гоф. По два раза появлялись Вайнона Райдер и Дэнни ДеВито. Но постоянные коллабораторы Бёртона — это Джонни Депп и композитор Дэнни Элфман 👇

1️⃣ Джонни Депп родился в 1963 году в штате Кентукки. В 20 лет он женился на гримерше Лори Энн Элисон, которая была на 5 лет старше Деппа. Она познакомила его с Николасом Кейджем, который уговорил Деппа встретиться со своим агентом. Через этого агента Джонни Депп получил свою первую роль в кино — в фильме «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена.

🎶 В то время Депп занимался музыкой и считал ее своей основной деятельностью, но кинематограф и телевидение начали его затягивать. Он сыграл небольшую роль в фильме «Взвод» Оливера Стоуна, правда, его роль почти вырезали, но он все равно есть в финальном варианте ленты. А популярность ему принес телесериал «Джамп стрит, 21», после которого он стал кумиром подростков.

✂️ Следующая большая роль — Эдвард руки-ножницы в одноименном фильме. Именно Тим Бёртон настоял на кандидатуре Джонни Деппа, продюсеры не хотели его звать. Он был телевизионным актером с небольшим опытом и слишком сильным бэкграундом от «Джамп стрит, 21». Но в итоге Депп сыграл роль, которая в корне изменила всю его карьеру. Он начал много сотрудничать с Тимом Бёртоном, стал его любимым актером.

👍 Сотрудничество с Бёртоном сильно помогло его карьере: с тех пор и на протяжении долгого времени Депп воспринимался как звезда авторского кино. Так, в 1993 году он сыграл у Эмира Кустурицы в фильме «Аризонская мечта», в 1995 году исполнил главную роль в фильме Джима Джармуша «Мертвец», затем снялся у Терри Гильяма в 1998 году в его шедевре «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

⭐️ В 1999 году Депп играл у Романа Полански в ленте «Девятые врата» и в том же году получил Звезду на Аллее Славы Голливуда. В 2000-м он сыграл небольшую роль в известном фильме Лассе Халльстрёма «Шоколад». С Халльстрёмом он уже сотрудничал на съемках фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?».

🔝 В начале 2000-х Депп выходит за пределы статуса звезды авторского кино и становится звездой первой величины. Это случилось из-за того, что некоторые фильмы с его участием оказываются блокбастерами. Началось все с «Сонной лощины» Тима Бёртона, а в 2004 году Депп появляется в роли капитана Джека Воробья в фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины». Франшиза, посвященная «Пиратам Карибского моря», делает Джонни Деппа одним из самых высокооплачиваемых и востребованных актеров.

🏵 За роль Джека Воробья Депп получил первую номинацию на премию «Оскар». Вторая номинация приходит через год — за роль в фильме «Волшебная страна». Третью номинацию на «Оскар» он получит за работу с Тимом Бёртоном в картине «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

🎼 Второй постоянный соавтор Бёртона — композитор Дэнни Элфман. Без его музыки очень сложно представить себе фильмы Бёртона. Элфман родился в 1953 году в Лос-Анджелесе, он американский музыкант, инструменталист и композитор, который написал музыку для многих телесериалов — «Симпсонов», «Баек из склепа» и «Отчаянных домохозяек».

🎶 Для Тима Бёртона Элфман создал музыку ко многим фильмам: «Бэтмен», «Бэтмен возвращается», «Эдвард руки-ножницы», «Труп невесты», «Алиса в стране чудес». Элфман писал музыку к «Кошмару перед Рождеством» и озвучил там главного героя Джека Скеллингтона, мистера Корыто и злобного клоуна. Он — четырехкратный номинант на премию «Оскар», обладатель премий «Грэмми» и «Эмми».

💫 Обсудили различные аспекты стиля Тима Бёртона. А какая черта режиссера нравится вам больше всего?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;