angle-down facebook instagram vkontakte warning

Чарли Чаплин

«Огни большого города»: трагикомедия без хэппи-энда

Переход к звуковому кино стал новой точкой отсчета для кинематографа. Посмотрим, как к переменам адаптировался Чарли Чаплин.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Кадры со съемок фильма «Огни большого города»

Чарли Чаплин

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим, как работает фантазия Чарли Чаплина и откуда он берет сюжеты. Он писал 👇

🗣 «Когда меня спрашивают, откуда у меня берутся идеи, и я отвечаю, что они берутся от желания иметь идеи, я хочу, чтобы было много идей и поэтому они рождаются». Очень практичный и продуктивный подход 💪🏼

Вот откуда взялась идея фильма «Огни большого города» 👇

🗣 «Сюжет фильма мне подсказала история циркового клоуна, потерявшего зрение в результате несчастного случая. У него была маленькая дочка, очень болезненная и нервная, и перед выпиской из больницы врач предупредил его, что он должен скрывать слепоту от дочери до тех пор, пока она не окрепнет достаточно, чтобы вынести этот удар, который будет ей сейчас не по силам. Дома клоун ходил по комнате, спотыкаясь, наталкиваясь на мебель, а девочка весело смеялась. Однако все это было слишком уж сентиментально, и в „Огнях большого города“ слепота клоуна перешла к девушке-цветочнице».

Поговорим о том, как закончилась эпоха немого кино, и как это принял Чарли Чаплин.

🤐 Немой фильм — это фильм, в котором вообще нет звуков, например, «Золотая лихорадка».

🎵 В 1926 году был снят фильм «Дон Жуан». В нем еще не было реплик, но были отдельные звуки и музыка. Так появилось звуковое кино.

🎤 В 1927 году выходит фильм «Певец джаза». Там уже есть разговоры. Так стартует разговорное кино.

В фильме «Огни большого города» есть музыка и звуковые эффекты, но Чаплин действует еще на территории немого кино и по его правилам 🙊

Почему?

Технически звук записывался на граммофонную пластинку, визуальная часть и звук были на разных носителях. Позже появилось устройство, которое позволяло синхронизировать их, однако оно было несовершенным: разговоры приходилось снимать одним планом, при этом только средним, так как на крупном плане рассинхронизация была лучше видна. Тогда еще микрофоны висели над актерами, и поэтому камера не могла двигаться.

🙅‍♂️ Из-за этих ограничений разговорное кино принимают не сразу. В 1928 году Эйзенштейн, Пудовкин и Александров выпускают манифест о будущем звукового кино, в котором говорят, что разговорного фильма быть не должно, что оно убьет настоящее кино.

Но с развитием техники разговорное кино они приняли.

Чаплин долго сопротивлялся: никак не мог себе представить, что бродяга заговорит. Только в 1940 году он выпускает свой первый звуковой фильм — «Великий диктатор».

Кадр из фильма «Огни большого города»

Фильм «Огни большого города» ждала большая судьба 🎉

🏆 По версии американского института киноискусства «Огни большого города» займут 1 место среди романтических комедий.

⭐️ В 1991 году этот фильм будет включен в официальный реестр фильмов при Библиотеке Конгресса США.

👍 Фильм собрал очень хорошую критику.

💰 Заработал в прокате $5 миллионов.

💚 Орсон Уэллс говорил, что это его самый любимый фильм.

⚡️ Стэнли Кубрик называл этот фильм одним из любимых.

👏 «Огни большого города» входил и в десятку любимых фильмов Андрея Тарковского.

Вот что говорил Чарли Чаплин👇

🗣 «Простота подхода — всегда самое лучшее. Лично я терпеть не могу всяческие хитроумные эффекты, вроде съемки через огонь, из-за решетки камина — „с точки зрения“ уголька, или передвижение камеры за актером по вестибюлю гостиницы, словно я следую за ним на велосипеде. Такие приемы слишком прозрачны и примитивны. Как только зритель познакомиться с местом действия, ему будет скучно бесконечное панорамирование лишь с целью показать, что актер перешел с одного места на другое.

Эти надуманные эффекты только замедляют действие, они скучны и неприятны, хотя их и принимают ошибочно за то, что обозначается навязчивым словом „искусство“.

Обычно я помещаю камеру так, чтобы по возможности облегчить свободу движения актера. Когда камеру кладут на пол или, наоборот, вплотную придвигают к ноздрям актера, — играет камера, а не актер. Камера не должна навязывать себя зрителю».

❓Если не технические примочки, то что можно назвать искусством в фильмах Чаплина?

«Огни большого города» — это абсолютная классика Чаплина, уже не просто комедия, а трагикомедия.

😢 Чаплин, начиная с 1920 годов, избегает хэппи-эндов. Начиная с «Цирка» любовь главного героя так и остается безответной. В последнем кадре мы видим одинокого героя в кругу арены. В «Огнях большого города» непонятно, хороший конец или плохой. Чаплин сознательно ставит многоточие.

Режиссер вышел за пределы комедии, создав одним из первых в кино трагикомедию. Он пришел к этому, когда увидел слезы на лице актрисы, которая наблюдала за сценой «шутовского отчаяния» в его исполнении и понял, что может «вызывать не только смех, но и слезы».

Чарли Чаплин в фильме «Огни большого города»

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;