angle-down facebook instagram vkontakte warning

Чарли Чаплин

«Золотой лихорадки»: фильм о маленьком человеке

Если в русской литературе образ маленького человека придумал Гоголь, то в кино его показал Чарли Чаплин. На примере фильма увидим, как ему это удалось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Чарли Чаплин

🤑Обсудим один из самых известных фильмов Чарли Чаплина — «Золотую лихорадка», по сюжету которого маленький бродяга отправляется на золотые прииски Аляски.

В этом фильме Чаплин окончательно сменил фокус с телесных шуток на более высокий юмор. Комедия стала человеческой, юмор окончательно утвердился в гуманистичности, а фильмы стали поэтизировать чувствительность.

Чаплин принес в кинематограф образ маленького человека. Он сделал то же самое, что Гоголь для русской литературы, только в кино.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры со съемок фильма «Золотая лихорадка»

Давайте посмотрим, как проходила работа над фильмом 👇

🗻 В основном фильм снимался в павильонах, но съемки вступительной сцены проходили в горах Сьерра-Невады.

🚶‍♂️ Для съемок наняли 2500 бродяг, которые сыграли золотоискателей, идущих вереницей через горный перевал.

😳 Чаплин требовал идеального исполнения всех сцен: некоторые переснимали 25 раз.

❄️ Пробовали разные технологии создания снега: с каждым видом снега сцену переснимали заново.

🤷🏼‍♀️ При написании сценария для «Золотой лихорадки» и съемках Чаплин действовал методом проб и ошибок. Например, он придумывал: «А давайте у бродяги в фильме будет жена-эскимоска», сцена снимается, но потом Чаплин понимает, что эта сцена не нужна и вырезает ее. Это не типично, потому что очень затратно: обычно сцены прорабатываются на уровне сценария.

✂️ Чаплин перемонтировал картину 27 раз, а с приходом звукового кино режиссер сделал новую версию фильма с собственной музыкой и текстом. Старая версия была утеряна, но по фрагментам ее удалось восстановить.

🏆 В 1992 году фильм внесли в национальный реестр фильмов при Библиотеке Конгресса США — это очень высокая оценка.

✍🏻 Альберт Эйнштейн написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм „Золотая лихорадка“ понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».

Вот что об этом фильме писало «Искусство кино» еще в 1936 году 👇

🗣 «„Золотая лихорадка“ — один из самых прославленных фильмов, какие только существуют.(...)

В нем заключен целый ряд знаменитых эпизодов: вереница золотоискателей в горах; внезапное появление удивительного странника, преследуемого медведем; буря, проносящаяся над жалкой хижиной; голодный Чарли, поедающий свои сапоги; его обезумевший товарищ, который принимает его за гигантского цыпленка; кабаре, где изгнанники поют песни далекой Ирландии и Шотландии и где Чарли влюбляется в Джорджию; ночь под Рождество, когда он ожидает свою возлюбленную и видит во сне, что заставляет вилки, обутые в маленькие хлебцы, протанцевать для нее польку; возвращение в хижину, сорванную с места бурей и раскачивающуюся на краю пропасти.

Полька маленьких хлебцев доводит до крайней степени совершенства искусство мимики (...) Но все проникнуто особенной душевной мягкостью, помогающей нам войти в этот забавный и умилительный мир».

Вот что сам Чаплин говорит о природе юмора в своих фильмах 👇🏼

🗣 «Мне кажется, наше мышление не столько обусловливается моментами сексуального порядка или детскими впечатлениями, сколько причинами атавистического происхождения, — во всяком случае, мне не нужно было читать книги для того, чтобы понять, что в основе жизни лежат противоречия и страдания. И моя клоунада инстинктивно строилась именно на этом.

😇 Мой метод создания комедийного сюжета был очень прост: я ставил персонажей в затруднительные положения, а потом спасал их.

🥶 Однако юмор — это уже нечто другое, более тонкое. Макс Истмэн в своей книге „Чувство юмора“ пришел к выводу, что в основе юмора лежит „страдание понарошку“. Он пишет, что homo sapiens склонен к мазохизму и извлекает радость из различных форм страдания, и зрителям нравится страдать вместе с героем, подобно тому, как детям, играющим в индейцев, нравится служить мишенью для стрел и умирать в муках.

Я согласен с этим, но, по-моему, это скорей анализ драматизма, а не юмора, хотя они во многом совпадают.

🤷🏼‍♀️ Моя концепция юмора несколько иная: юмор — это легкая несообразность в как будто бы нормальном поведении. Другими словами, юмор помогает нам увидеть иррациональное в том, что кажется рациональным, и незначительное в том, что кажется значительным.

🧠 Юмор повышает нашу жизнеспособность и помогает сохранить здравый смысл.

😅 Благодаря юмору мы легче переносим превратности судьбы. Он помогает нам понять истинное соотношение вещей и показывает, что в преувеличенной серьезности таится смешное».

Давайте попробуем разобраться, на чем строится юмор Чаплина. Возьмите забавный момент из любого фильма и попытайтесь разгадать его секрет 🤔

Для вдохновения советуем посмотреть ролик Кинопоиска, в котором анализируют, как работает визуальный юмор.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;