Чарли Чаплин
«Золотая лихорадка»: фильм о маленьком человеке
Если в русской литературе образ маленького человека придумал Гоголь, то в кино его показал Чарли Чаплин. На примере фильма увидим, как ему это удалось.
🤑 Обсудим один из самых известных фильмов Чарли Чаплина — «Золотую лихорадка», по сюжету которого маленький бродяга отправляется на золотые прииски Аляски.
В этом фильме Чаплин окончательно сменил фокус с телесных шуток на более высокий юмор. Комедия стала человеческой, юмор окончательно утвердился в гуманистичности, а фильмы стали поэтизировать чувствительность.
Чаплин принес в кинематограф образ маленького человека. Он сделал то же самое, что Гоголь для русской литературы, только в кино.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры со съемок фильма «Золотая лихорадка»
Давайте посмотрим, как проходила работа над фильмом 👇
🗻 В основном фильм снимался в павильонах, но съемки вступительной сцены проходили в горах Сьерра-Невады.
🚶♂️ Для съемок наняли 2500 бродяг, которые сыграли золотоискателей, идущих вереницей через горный перевал.
😳 Чаплин требовал идеального исполнения всех сцен: некоторые переснимали 25 раз.
❄️ Пробовали разные технологии создания снега: с каждым видом снега сцену переснимали заново.
🤷🏼♀️ При написании сценария для «Золотой лихорадки» и съемках Чаплин действовал методом проб и ошибок. Например, он придумывал: «А давайте у бродяги в фильме будет жена-эскимоска», сцена снимается, но потом Чаплин понимает, что эта сцена не нужна и вырезает ее. Это не типично, потому что очень затратно: обычно сцены прорабатываются на уровне сценария.
✂️ Чаплин перемонтировал картину 27 раз, а с приходом звукового кино режиссер сделал новую версию фильма с собственной музыкой и текстом. Старая версия была утеряна, но по фрагментам ее удалось восстановить.
🏆 В 1992 году фильм внесли в национальный реестр фильмов при Библиотеке Конгресса США — это очень высокая оценка.
✍🏻 Альберт Эйнштейн написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм „Золотая лихорадка“ понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».
Вот что об этом фильме писало «Искусство кино» еще в 1936 году 👇
🗣 «„Золотая лихорадка“ — один из самых прославленных фильмов, какие только существуют.(...)
В нем заключен целый ряд знаменитых эпизодов: вереница золотоискателей в горах; внезапное появление удивительного странника, преследуемого медведем; буря, проносящаяся над жалкой хижиной; голодный Чарли, поедающий свои сапоги; его обезумевший товарищ, который принимает его за гигантского цыпленка; кабаре, где изгнанники поют песни далекой Ирландии и Шотландии и где Чарли влюбляется в Джорджию; ночь под Рождество, когда он ожидает свою возлюбленную и видит во сне, что заставляет вилки, обутые в маленькие хлебцы, протанцевать для нее польку; возвращение в хижину, сорванную с места бурей и раскачивающуюся на краю пропасти.
Полька маленьких хлебцев доводит до крайней степени совершенства искусство мимики (...) Но все проникнуто особенной душевной мягкостью, помогающей нам войти в этот забавный и умилительный мир».
Перфекционизм Чарли Чаплина
Вот что сам Чаплин говорит о природе юмора в своих фильмах 👇🏼
🗣 «Мне кажется, наше мышление не столько обусловливается моментами сексуального порядка или детскими впечатлениями, сколько причинами атавистического происхождения, — во всяком случае, мне не нужно было читать книги для того, чтобы понять, что в основе жизни лежат противоречия и страдания. И моя клоунада инстинктивно строилась именно на этом.
😇 Мой метод создания комедийного сюжета был очень прост: я ставил персонажей в затруднительные положения, а потом спасал их.
🥶 Однако юмор — это уже нечто другое, более тонкое. Макс Истмэн в своей книге „Чувство юмора“ пришел к выводу, что в основе юмора лежит „страдание понарошку“. Он пишет, что homo sapiens склонен к мазохизму и извлекает радость из различных форм страдания, и зрителям нравится страдать вместе с героем, подобно тому, как детям, играющим в индейцев, нравится служить мишенью для стрел и умирать в муках.
Я согласен с этим, но, по-моему, это скорей анализ драматизма, а не юмора, хотя они во многом совпадают.
🤷🏼♀️ Моя концепция юмора несколько иная: юмор — это легкая несообразность в как будто бы нормальном поведении. Другими словами, юмор помогает нам увидеть иррациональное в том, что кажется рациональным, и незначительное в том, что кажется значительным.
🧠 Юмор повышает нашу жизнеспособность и помогает сохранить здравый смысл.
😅 Благодаря юмору мы легче переносим превратности судьбы. Он помогает нам понять истинное соотношение вещей и показывает, что в преувеличенной серьезности таится смешное».
Давайте попробуем разобраться, на чем строится юмор Чаплина. Возьмите забавный момент из любого фильма и попытайтесь разгадать его секрет 🤔
Для вдохновения советуем посмотреть ролик Кинопоиска, в котором анализируют, как работает визуальный юмор.
Разбор сцены из фильма «Золотая лихорадка»
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день