Чехословацкая новая волна
«Маргаритки» Веры Хитиловой
Вера Хитилова отличалась эксцентричностью — ее кино волновало, пугало, смешило и удивляло. Разберем ее фильм о женщинах, который стал самой эпатажной картиной новой волны.
Обсудим экспериментальный художественный фильм чешского режиссера Веры Хитиловой «Маргаритки» (1966). 👇
⚡️ Фильм стал одним из ключевых произведений чешской новой волны 1960-х годов и получил престижную Гран-при Бельгийской ассоциации кинокритиков.
❤️Картина была очень хорошо встречена чешской публикой и чешской критикой. Она выходит в 1966 году, когда свободы стало больше: зрители с удовольствием смотрели абсолютно непонятный, бунтарский, экспериментальный фильм.
🗣 Например, критик Антонин Лем написал, что «Маргаритки» — это великолепный фильм, который доставляет удовольствие и своей художественной значительностью и тем, что он просто может развлекать самую широкую массу зрителей.
👤 Милан Кундера тоже похвалил фильм. Сказал, что он мастерски сделан и «монструозность главных героинь показана элегантно, поэтично, сновиденчески и очень красиво». При этом ни элегантность, ни ощущение сна не лишают их этого.
🎥 Фильм не очень хорошо встретили в США и тот же критик из New York Times Босли Краузер сказал, что это достаточно претенциозная вещь, исполненная профессионально, но она слишком преувеличенная, слишком игривая и пустоголовая, как героиня этого фильма.
💥 Фильм возмутил одного из членов парламента Чехословакии. В мае 1967 года он выступил против фильма, потому что, по его мнению, в этой картине показано неподобающее поведение: там две молодые девушки слишком похотливо себя ведут. И фильм был частично изъят из проката — его показывали только в маленьких кинотеатрах.
🎭 Во Франции фильм хвалили. Например, журналист Пьер Белар его сравнивал и с Маком Сеннетом, и с братьями Маркс, то есть с величайшими образцами американской эксцентрической комедии.
⭐️ И самое любопытное, что в очень престижном рейтинге They Shoot Pictures, Don't They? эта картина занимает самую высокую из всех попадавших в этот список чехословацких и чешских фильмов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О сцене с ножницами из фильма «Маргаритки»
Давайте поговорим про художественные особенности фильма, его абсурдистские мотивы и эпатаж. 👇
🍏 Режиссер Вера Хитилова открывает фильм темой греховности женского, позволив юным героиням вкусить плоды с дерева, напоминающего дерево познания Добра и Зла. Вкушение плодов станет ключевым мотивом фильма.
⚡️ Тема грехопадения и женщин и мужчин вообще волнует Хитилову на протяжении всего творчества, даже в 2000-х годах она снимала фильмы о нудистах: они ведь тоже соотносятся с Адамом и Евой.
👅 Мотив пожирания плодов, пожирания вообще чего бы то ни было будет повторяться весь фильм. Например, кульминационная сцена в банкетном зале показывает, как сначала играючи, а потом со все возрастающей жадностью девушки набивают животы — и становится ясно, что еда для них — всего лишь способ притушить ощущение растерянности от трагизма мира, заполнить зияющую пустоту и подтвердить факт своего существования.
🤹♂️ Это фильм, который периодически напоминает нам клоунаду или заставляет вспомнить о братьях Маркс. Он как будто бы всей этой эксцентрикой пытается пробудить в нас чувство растерянности.
🎞 Этот фильм — притча с аллегорическими вкраплениями. История двух блистательных в жажде разрушения «маргариток» завершается документальным кадрами города, разрушенного бомбардировками — такова красочная феерия Хитиловой на тему апокалипсиса. Все погибает в огне, а мир имеет трагических финал.
⚡️ В фильме полно экспериментов и эпатажных сцен. Самая знаменитая, когда героини полностью обнаженные закрывают друг другу грудь и гениталии коробками с бабочками: Хитилова сравнивает героинь с цветами.
💥 Вера Хитилова показывает не реальный мир, а мир, похожий на сновидение без ориентиров и ценностей. В фильме преобладают сюрреалистические мотивы и черный юмор.
Про карикатурность персонажей в «Маргаритках»
Давайте поговорим немного о самом режиссере и узнаем, чем она выделяется из всей чехословацкой волны. 👇
👩🦰 Вера Хитилова родилась в 1929 году и прожила в Чехии и Чехословакии всю свою жизнь. Когда Милош Форман уехал и начал делать голливудское кино, она негативно о нем высказывалась. Считала, что он будто предал свои идеалы и идеи, начал снимать неискреннее кино. Об этом есть фильм «Письмо Хитиловой Форману».
🔥 Если из всех французских нововолновцев самым радикальным был Годар, то из всех представителей чехословацкой новой волны — Хитилова, которая к тому же больше других думала о политике. Даже такой сюрреалист, как Ян Немец, рядом с ней выглядит скромно.
💥 Она — новатор, постоянно ищет свежие способы для диалога со зрителем. «Маргаритки» — cамый значительный фильм, но также среди знаковых фильмов позднего периода можно назвать «Историю панельного дома» (1979), фильм-катастрофу «Фавн сумеречной порой» (1983), а еще трагикомедию «Копытом туда, копытом сюда» (1989).
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день