angle-down facebook instagram vkontakte warning

Чехословацкая новая волна

«Маргаритки» Веры Хитиловой

Вера Хитилова отличалась эксцентричностью — ее кино волновало, пугало, смешило и удивляло. Разберем ее фильм о женщинах, который стал самой эпатажной картиной новой волны.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Обсудим экспериментальный художественный фильм чешского режиссера Веры Хитиловой «Маргаритки» (1966). 👇

⚡️ Фильм стал одним из ключевых произведений чешской новой волны 1960-х годов и получил престижную Гран-при Бельгийской ассоциации кинокритиков.

❤️Картина была очень хорошо встречена чешской публикой и чешской критикой. Она выходит в 1966 году, когда свободы стало больше: зрители с удовольствием смотрели абсолютно непонятный, бунтарский, экспериментальный фильм.

🗣 Например, критик Антонин Лем написал, что «Маргаритки» — это великолепный фильм, который доставляет удовольствие и своей художественной значительностью и тем, что он просто может развлекать самую широкую массу зрителей.

👤 Милан Кундера тоже похвалил фильм. Сказал, что он мастерски сделан и «монструозность главных героинь показана элегантно, поэтично, сновиденчески и очень красиво». При этом ни элегантность, ни ощущение сна не лишают их этого.

🎥 Фильм не очень хорошо встретили в США и тот же критик из New York Times Босли Краузер сказал, что это достаточно претенциозная вещь, исполненная профессионально, но она слишком преувеличенная, слишком игривая и пустоголовая, как героиня этого фильма.

💥 Фильм возмутил одного из членов парламента Чехословакии. В мае 1967 года он выступил против фильма, потому что, по его мнению, в этой картине показано неподобающее поведение: там две молодые девушки слишком похотливо себя ведут. И фильм был частично изъят из проката — его показывали только в маленьких кинотеатрах.

🎭 Во Франции фильм хвалили. Например, журналист Пьер Белар его сравнивал и с Маком Сеннетом, и с братьями Маркс, то есть с величайшими образцами американской эксцентрической комедии.

⭐️ И самое любопытное, что в очень престижном рейтинге They Shoot Pictures, Don't They? эта картина занимает самую высокую из всех попадавших в этот список чехословацких и чешских фильмов.

«Маргаритки» Веры Хитиловой

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте поговорим про художественные особенности фильма, его абсурдистские мотивы и эпатаж. 👇

🍏 Режиссер Вера Хитилова открывает фильм темой греховности женского, позволив юным героиням вкусить плоды с дерева, напоминающего дерево познания Добра и Зла. Вкушение плодов станет ключевым мотивом фильма.

⚡️ Тема грехопадения и женщин и мужчин вообще волнует Хитилову на протяжении всего творчества, даже в 2000-х годах она снимала фильмы о нудистах: они ведь тоже соотносятся с Адамом и Евой.

👅 Мотив пожирания плодов, пожирания вообще чего бы то ни было будет повторяться весь фильм. Например, кульминационная сцена в банкетном зале показывает, как сначала играючи, а потом со все возрастающей жадностью девушки набивают животы — и становится ясно, что еда для них — всего лишь способ притушить ощущение растерянности от трагизма мира, заполнить зияющую пустоту и подтвердить факт своего существования.

🤹‍♂️ Это фильм, который периодически напоминает нам клоунаду или заставляет вспомнить о братьях Маркс. Он как будто бы всей этой эксцентрикой пытается пробудить в нас чувство растерянности.

🎞 Этот фильм — притча с аллегорическими вкраплениями. История двух блистательных в жажде разрушения «маргариток» завершается документальным кадрами города, разрушенного бомбардировками — такова красочная феерия Хитиловой на тему апокалипсиса. Все погибает в огне, а мир имеет трагических финал.

⚡️ В фильме полно экспериментов и эпатажных сцен. Самая знаменитая, когда героини полностью обнаженные закрывают друг другу грудь и гениталии коробками с бабочками: Хитилова сравнивает героинь с цветами.

💥 Вера Хитилова показывает не реальный мир, а мир, похожий на сновидение без ориентиров и ценностей. В фильме преобладают сюрреалистические мотивы и черный юмор.

Давайте поговорим немного о самом режиссере и узнаем, чем она выделяется из всей чехословацкой волны. 👇

👩‍🦰 Вера Хитилова родилась в 1929 году и прожила в Чехии и Чехословакии всю свою жизнь. Когда Милош Форман уехал и начал делать голливудское кино, она негативно о нем высказывалась. Считала, что он будто предал свои идеалы и идеи, начал снимать неискреннее кино. Об этом есть фильм «Письмо Хитиловой Форману».

🔥 Если из всех французских нововолновцев самым радикальным был Годар, то из всех представителей чехословацкой новой волны — Хитилова, которая к тому же больше других думала о политике. Даже такой сюрреалист, как Ян Немец, рядом с ней выглядит скромно.

💥 Она — новатор, постоянно ищет свежие способы для диалога со зрителем. «Маргаритки» — cамый значительный фильм, но также среди знаковых фильмов позднего периода можно назвать «Историю панельного дома» (1979), фильм-катастрофу «Фавн сумеречной порой» (1983), а еще трагикомедию «Копытом туда, копытом сюда» (1989).

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;