angle-down facebook instagram vkontakte warning

Чехословацкая новая волна

Как возникла и развивалась чехословацкая новая волна

Молодые кинематографисты отказались от консервативных правил и идеологии и решили создавать свое — смелое и гротескное кино. Почему так произошло и кто это был — узнаем в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Почему мы говорим о чехословацкой (или чешской) новой волне👇

🌊 Во-первых, это действительно важное явление в мировом кино, мощный культурный подъем, всплеск авторского кино. Милан Кундера говорил, что кино Чехословакии тогда переживало «расцвет, подобного которому не было в национальной истории этого рода искусства никогда».

💎 Во-вторых, из чехословацкой новой волны вырос великий режиссер Милош Форман, который потом развернулся в Штатах на полную катушку и подарил нам фильмы «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей» и другие шедевры.

🤜🤛 В-третьих, наблюдается взаимное влияние режиссеров Чехословакии и Советского Союза, исторические параллели.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадр из фильма «Черный Петр»

Чешская новая волна начинается в 1963-м году и уже в 1968 формально заканчивается. На самом деле это явление в культуре не имеет четких границ: фильмы, которые можно отнести к течению, выходили и до, и после указанного периода.

К чехословацкой волне относят фильмы одного поколения. Это поколение Милоша Формана, Веры Хитиловой, Иржи Менцеля, Ивена Пассера и Яна Немеца. Все они в 50-е годы получали высшее образование в сфере кино. Их молодость пришлась как раз на середину 60-х.

Иногда к новой волне относят и режиссеров других поколений. Например, Франтишека Влачила, Яна Кадера, Эльмара Клоса, Войтеха Ясны, Карела Кахиня.

🔥 Чехословацкая новая волна — один из самых значимых периодов чешского кино. Все, что мы знаем о чешском кино, мы черпаем из понимания новой волны. И до, и после в этой стране снимали кино, но это были отдельные режиссеры, отдельные вспышки (например, Густав Махаты). Но только во время новой волны произошел мощный всплеск: без преувеличения весь мир с большим вниманием следил за тем, что происходит в чехословацком кинематографе. Фильмы получали призы в Каннах, в Венеции, были номинации на Оскар и победы: один достался Менцелю за фильм «Поезда под пристальным наблюдением», другой — Яну Кадеру за фильм «Магазин на площади».

Кадр из фильма «Вот придет кот»

На появление новой волны повлияло наступление оттепели и ослабление цензуры. И еще кое-что 👇

Появляется местная киношкола и сильные мастера. Многие режиссеры новой волны — ученики Отакара Вавры. Все представители чешской новой волны учились в основном на факультете кино FAMU — Пражской Академии Музыкального Искусства.

Усиливается влияние Запада и западной культуры, в частности французской новой волны. Чехословацкая новая волна — это национальный вариант новой волны. А первая, основная и главная новая волна, это, конечно, французская. Чешские режиссеры были знакомы с шедеврами своих французских молодых коллег. Во время учебы в FAMU Форман, Хитилова, Менцель смотрели фильмы Годара, Трюффо и других мастеров французского молодого кинематографа, который давал импульс чехам.

Вот что пишет о пражской весне режиссер Андрей Кончаловский👇

🗣 «Реформам и всем тенденциям либерализации пришел трагический конец, когда в Чехословакии коммунистический лидер Александр Дубчек почувствовал конъюнктуру и решился быть первым, проведя Пражскую весну. Он начал в Чехословакии активный процесс реформирования всех структур государства и партии. Проект Дубчека относительно децентрализации экономики получил название „социализм с человеческим лицом“.

Мы смотрели тогда с удивлением, с восторгом на то, что происходило в Праге. В отличие от моих друзей из ЦК, которые опасались, что все это может привести к трагическим последствиям. Собственно, так и случилось. Советские сталинисты, воспользовавшись тем, что Чехословакия быстро становится на антисоветские позиции, ввели танки в эту страну и немедленно поставили крест на всех реформах в СССР, мотивируя тем, что подобные реформы могут привести к такой же катастрофе — возмущению советского народа против всей тоталитарной системы.

Я помню, как я встречал своего друга Колю Шишлина в аэропорту. Тот прилетал с переговоров между руководителями компартий СССР и Чехословакии. Он вышел ко мне с трагическим лицом. „Все кончено, — сказал он. — Мы десять лет тихо „подбирались“ к окопам неприятеля (сталинистов), а этот идиот встал и „побежал“, всех нас выдав. Нашему поколению реформы сделать не удастся — про них надо забыть лет на двадцать“».

Андрей Кончаловский

🙅 Именно 1968 год становится подлинным финалом чехословацкой новой волны. Период после 68 года называется периодом «нормализации»: мир возвращается на круги своя.

✈️ Тогда Милош Форман, Ян Немец и Иван Пассер покинули страну. Милош Форман — самый известный эмигрант. Когда танки ввели в Прагу, он был в Париже и уже не вернулся. А потом уехал в Америку, где продолжил свою грандиозную карьеру и стал классиком американского кино.

Те, кто остался, — Эвальд Шорм, Павел Юрачек, Эло Гаветта — либо были полностью лишены возможности работать в кино, либо столкнулись с цензурой. Вера Хитилова осталась в стране и боролась с системой. Некоторые постепенно к ней адаптировались и их фильмы стали менее острыми — Иржи Менцель, Яромил Иреш, Гинек Бочан. Например, Юрай Якубиско в конце 80-х ушел в сказку и снял «Госпожа Метелица». Кстати, главную роль там сыграла Джульетта Мазина — жена Федерико Феллини.

Представители нового поколения, следующего за новой волной, — Драгомир Виганов, Иван Баладя, Иван Ренч — были вынуждены замолчать сразу же после своих дебютов в конце 1960-х годов. Некоторые фильмы того периода, такие, как «Жаворонки на нитке» Иржи Менцеля, «Шутка» Яромила Иреша, «Исправиловка» Гинека Бочана, «Убитое воскресенье» Драгомиры Вигановой, «Дело для начинающего палача» Павла Юрачека, были запрещены или отправлены на полку. ИИх премьера состоялась только после бархатной революции 1989 года. Фильм «Маргаритки» Веры Хитиловой не запретили, но убрали из всех крупных кинотеатров.

Мы только приступили к теме. Давайте подумаем, что имеем на входе. С чем у вас ассоциируется кинематограф Чехии? Фамилии, кадры, фильмы или пока белый шум?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;