Искусство Китая
Эпохи Мин и Цин
В империях Мин и Цин преобразовалась архитектура Пекина, а в живописи закрепились каноны.
1. Запретный город на рисунке эпохи династии Мин
2. Вид на Запретный город, Пекин, Китай
3. Зал Верховной гармонии, Запретный город
4. Ворота божественной мощи, Запретный город
5. Храм Неба, Пекин, Китай, 1420—1530
В этой части мы охватим два больших этапа китайской истории и культуры — эпоху Мин и эпоху Цин. Для начала разберемся, что в это время происходило в Китае.
📈 Избавление от монгольского ига в 1368 году привело к экономическому и культурному подъему. Развивались ремесла и торговля, шло активное строительство, возобновились связи с другими странами.
✊ Одновременно начались острые социальные конфликты. Общий прогресс никак не сказался на нищете простых китайцев, что привело к массовым крестьянским восстаниям. Поняв, что самим не справиться, восставшие призвали на помощь маньчжуров и передали им власть.
🐉 В результате восстаний в 1644 году воцарилась династия Цин и правила до 20 века. В этот период традиционализм китайцев, конфуцианство, ориентация на традиции и каноны тормозили серьезные преобразования страны. В какой-то момент началась феодальная реакция, и страна надолго отстала в экономическом, политическом и культурном развитии. В середине 18 века правители вообще отгородили Китай от всего мира, в стране начался застой.
🏯 Изменения в Китае в этот период хорошо видны на примере архитектуры Пекина.
▪️ В минскую эпоху Пекин хотели сделать единым дворцовым комплексом с огромным Запретным городом в центре. В это время стремились восстановить традиционный облик городов, использовали традиционную планировку и методы строительства — но дворцы, храмы и крепости стали чаще строить из камня и кирпича. В архитектуре появились орнаментация, дробность и сложность малых архитектурных форм — курильниц, ваз, резных орнаментированных ворот.
▪️ Перестройки в Пекине Цинского периода добавили еще больше орнаментальности, дробности, многоцветности и узоров. Стали уделять внимание парковым ансамблям, беседкам, галереям, павильонам — разумеется, вписанным в ландшафт. Эти тенденции проявляются и в загородных резиденциях, которые строили очень активно.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Тань Инь. Горный проход после снегопада, 1507
2. Тань Инь. Домашняя сценка, 16 век
3. Чоу Ин. Поэма о красном листе. Альбомный лист, 16 век
4. Чоу Ин. Сказочная страна яшмовой пещеры, 16 век
5. Дай Цзинь. Путешествующие по горным тропам, 15 век
6. Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы, 15 век
7. У Вэй. Праздник в рыбацком селе, 1507–1508
8. Сюй Вэй. Хризантемы и бамбук, 16 век
Теперь поговорим о живописи. В периоды Мин и Цин она находилась в некотором упадке, но все равно дала нам интересные примеры.
Давайте разберемся, почему 👇
👨🎨 Индивидуальность художников стиралась. Искусство обратилось к традиции, прошлое стало схемой, непреложным каноном, а мастерство заключалось в точном подражании традиционным стилям.
▪️ Тан Инь и его ученик Чоу Ин тоже ориентировались на прошлое, но сумели создать новый тип жанровых сцен. Они переносили содержание поэм в живопись с очень тщательной прорисовкой и тонкими цветовыми сочетаниями.
🏔 Художники по-разному работали с пейзажем. Дай Цзинь, У Вэй и Шэнь Чжоу соединяли традиционный пейзаж и жанровые сценки. А Сюй Вэй развивал подход прежних мастеров, изображая отшельников, поэтов и бамбук — для него важным было показать «душу» бамбука, созвучную с движениями души человека. Китайские художники развивали этот подход вплоть до 19 века.
👤 Портреты восходили к древней традиции китайской живописи, связанной с нравственными качествами и судьбой человека. Она включала целую систему правил изображения лица: фигуры изображались неподвижными, строго фронтально, с невидящим взглядом вдаль — так показывалась вечность в созерцании, бездействии и бесстрастности.
▪️ Минские и цинские художники следовали этой традиции, но добавили цвета и деталей вроде подробного изображения тканей или цветка в вазе.
Джузеппе Кастильоне — свой среди чужих
Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
1. Сосна, Ястреб и глянцевая Ганодерма, 1723–1735
2. Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне, 1739 или 1758
3. Сто лошадей (фрагмент), 1728
4. Из серии «Десять коней», 1743
5. Тибетский мастиф из серии «Десять благородных собак», 1747
6. Императрица Сяо Сян, фрагмент, 1736
7. Водные растения и рыбы, 18 век
8. Букет благоприятных злаков, 18 век
1. Фарфоровая тарелка, период правления императора Сы-цзун, 1627–1644
2. Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси, 1661–1722
3. Фарфоровая тарелка, 1644–1680
4. Китайская ваза, перегородчатая эмаль, 19 век
5. Тарелка с резьбой по лаку, 1573–1620
6. Лакированная коробка, 1403–1424
7. Лакированная чашка со стихотворением императора Цяньлуна, 1735–1796
В завершение поговорим о декоративно-прикладном искусстве Китая: пока живопись оставалась в тисках официальной традиции, появилась возможность открыть что-то новое в ремеслах — резьбе по дереву, камню и кости, вышивке, фарфоре, лубке.
Посмотрим, что из этого получилось 👇
🍵 Фарфор стал одним из главных видов декоративно-прикладного искусства еще в 7–8 веках, но в эпоху Мин расцвел по-настоящему. К началу 15 века в провинции Цзянси существовало 58 печей, а к концу 16-го их было уже более трехсот.
▪️ Постепенно на смену подражанию нефриту и другим камням пришли цветы. Поверхность используется как белое поле для росписи, узор точно организован и подчинен форме сосуда, появляются новые красители — рисунок становится цветным.
▪️ В 18 века с ростом торговли с Европой фарфоровое производство переживает особый подъем. В Цинскую эпоху делают черные и гладкие блестящие сосуды, расписывают фарфор яркими эмалями. Самые частые сюжеты — пейзажи, цветы и птицы, жанровые сцены.
🌸 Эмали получают распространение с эпохи Мин. По технологии изготовления бывают перегородчатые, когда эмаль разного цвета разделена металлическими вставками, и расписные.
▪️ Узор напоминает китайские вышивки и состоит обычно из красных цветов с вкраплениями желтого и зеленого на голубом фоне, часто с золотистой сеткой в основе узора. Эта техника развивалась и в эпоху Цин.
〰️ Резьба по красному лаку. Техника получает развитие в 15–19 века. Из лака делают не только шкатулки и вазы, но и мебель — ширмы, столики, шкафчики, даже императорский трон.
▪️ Лак добывают из смолы лакового дерева. Китайцы научились выращивать их еще в 9–8 веках до н. э., но первые сосуды, покрытые лаком, датируются 5–4 тыс. до н. э.
▪️ Лак использовали везде: покрывали доспехи и оружие, создавали произведения искусства. Смола лакового дерева устойчива к кислотам, щелочам, воде, воздуху, консервирует дерево и ткани, защищает металлы.
▪️ В искусстве лак оказался очень популярен: можно было красить лаком по лаку, покрыть резную основу, сделать основу из лака и потом вырезать уже по ней. Даже делали скульптуры из «сухого лака»!
▪️ Еще в эпоху Тан создали интересную технологию: покрывали предмет орнаментом и несколькими слоями лака, а потом шлифовали, пока орнамент не проявлялся. Иногда добавляли золото и серебро. Слои лака тоже могли быть разного цвета. Такие изделия были очень популярны в Европе.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день