angle-down facebook instagram vkontakte warning

Искусство Китая

Период Монгольского завоевания

В период завоевания страны монголами возник культ старины: художники воспевали былое прошлое, расцветает жанр пейзажа. Чем еще славно это время?

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Хубилай — каган Монгольской империи, основатель династии Юань в Китае.
2. Лю Гуаньдао. Хубилай-Хан на охоте, деталь свитка, около 1280
3. Юаньская банкнота 1287 года (справа) и ее печатная форма.
4. Сине-белые вазы, около 1351

В этой части поговорим об искусстве Китая в период завоевания монголами, которое продлилось около века. Что же тогда происходило 👇

Монгольское господство продлилось с 1280 по 1368 годы. Во главе страны встала династия Юань — первая из династий некитайского происхождения.

🏗 Активно развивалась архитектура. Требовалось застраивать новую столицу — Пекин. Там возводили храмы, дворцы и другие светские здания. Тогда же впервые появились черепичные крыши — технология из Средней Азии.

😥 В искусстве ощущались упадок и уныние. Хотя образованные китайцы по-прежнему могли занимать должности чиновников и заниматься искусством, коренное население оставалось бесправным.

📜 В пейзажах возник культ старины. Многие талантливые художники уехали подальше от столицы, где ориентировались на образцы великой культуры, воспевая прошлое.

✍️ Изображение окончательно объединилось с поэзией. Надпись на свитке сама по себе таила скрытый подтекст — а написанная каллиграфически, становилась частью живописного ритма.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. У Чжэнь. Ростки бамбука возле камня, 1347
2. У Чжэнь. Рыбак, около 1350
3. Ли Кань. Пара бамбуков с искривленными стволами и камни, 14 век
4. Ли Кань. Мир и покой на все четыре времени года, 14 век
5. Ни Цзань. Воды и бамбуковый домик, 1343
6. Ни Цзань. Шесть совершенных, 1345
7. Ни Цзань. Ни Цзань. Мастерская Жунси, 1372
8. Ни Цзань. Деревья и долины горы Ю, 1372

Поговорим о художниках, которые продолжали развивать жанр пейзажа, наполняя его новыми смыслами.

👥 Юаньские живописцы ориентировались на художников прошлого — прежде всего на Су Ши и Вэнь Тун, которые считали интуицию творца важнее жестких канонов Академии. Для художников эпохи Юань эта идея стала формой сопротивления иноземному владычеству.

🎍 Свое отношение можно было высказать с помощью иносказательности и символизма. Например, бамбук традиционно ассоциировался с несгибаемостью, ученостью, стойкостью под ударами стихии — это было актуально для захваченного Китая. А если дополнить пейзажи с бамбуком поэтическими надписями, можно выразить всевозможные душевные состояния человека.

🎨 Китайские художники годами разрабатывали одну тему, убрав все ненужное. Поэтому направление пейзажа с бамбуком достигло необычайных высот и выразительности. Среди мастеров — У Чжэнь, Ли Кань, Гу Ань.

👨‍🎨 Один из самых лиричных и тонких пейзажистов — Ни Цзань. Этот художник, поэт и каллиграф всю жизнь провел в созерцании природы. Обычно писал не на шелке, а на рыхлой бумаге — ее текстура становилась полноценной частью произведения. С помощью мастерского владения тушью Ни Цзань добивался удивительного богатства монохромного пейзажа.

О положении женщин в Китае

1. Гуань Даошэн. Бамбук и Камень, 14 век
2. Гуань Даошэн. Бамбуковые рощи в тумане и дождь, 1308
3. Императрица Цы Си, фото начала 20 века
4. Китайская девочка с забинтованными ногами

1. Жэнь-жэнь-фа. Взнузданный конь, 14 век
2. Жэнь-жэнь-фа. Тощий и толстый конь, 14 век
3. Ван Юань. Фазан и маленькие птицы, 14 век
4. Ван Юань. Цветы, фрагмент свитка, 14 век
5. Чжао Мэнфу. Купание коней, фрагмент, середина 1290-х
6. Чжао Мэнфу. Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа. Центральная часть свитка, 1296

В заключение поговорим о художниках, которые вместо единения с природой выбрали жизнь в столице и работу при дворе.

🎏 Аристократов и придворных не очень интересовали глубокие душевные переживания. Поэтому для них художники создавали яркие картины с животными или бытовыми сценами.

👨‍🎨 Художники, которые работали в этом направлении: Жэнь-жэнь-фа, Ван Чжэн-пэн, Ван Юань, Чжао Мэн-фу.

🌸 Живопись постепенно переходила от осмысления философских проблем к конкретным сюжетам и реалистическим образам. Пейзаж постепенно терял свои ведущие позиции. В следующей эпохе он уступил место повествовательным композициям и декоративным свиткам с цветами и птицами.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;