angle-down facebook instagram vkontakte warning

Искусство Китая

Эпохи Тан и Сун

Это время развития городской планировки и расцвета портретного жанра. Узнаем, что еще появилось в это время.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Мы добрались до одного из ключевых периодов истории культуры Китая — эпох Тан (618–907) и Сун (960–1279). Давайте посмотрим, что тогда происходило 👇

💪 К 7 веку Китай стал одной из сильнейших держав Востока. Империя Тан, основанная Ли Юанем, смогла восстановить территориальное единство и расширить свои владения. Это способствовало развитию экономики и укреплению политического положения.

🔄 Торговые и культурные связи стали еще крепче. Торговые пути связали самые отдаленные уголки страны, Великий канал соединил крупнейшие реки с заливом и дал выход к морю. Купеческие гильдии получили еще больше влияния.

🍵 Развивались многие отрасли. В Китае совершенствовали изготовление шелка и бумаг, расширяли посевные площади, внедряли новые культуры — чай и хлопок, развивалась медицина, астрономия и география.

После падения империи Тан последовали полвека разобщенности и власти «Пяти династий». Снова государство объединила династия Сун, которая сумела сохранить и приумножить культурные достижения Тан.

🔝 В эпоху Сун достигли своего расцвета города, ставшие центрами культурной жизни: там были школы, библиотеки, университеты, жили ученые и ремесленники. В 10 веке появилась первая Академия живописи. Тогда же изобрели порох, магнитный компас, разборный шрифт.

1. Пагода Люхэта, Ханчжоу, Китай, 10–12 век
2. Пагода Бэйсыта, Сучжоу, Китай, 11 век
3. Пагода Ляодита
, Хэбэй, Китай, 11 век

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим об архитектуре эпох Тан и Сун.

☯️ Любое сооружение не могло существовать само по себе — только в связи со средой и всем миром. Эти идеи постепенно развивались в упорядоченной городской планировке и фэн-шуе — даосской практике организации пространства.

🧧 В основе зданий эпохи Тан лежал каркас. Столбы и систему балок и перекрытий устанавливали на каменную или глинобитную основу.

▪️ Так как стены не были несущими, их могли делать из любых материалов, как и крыши, опиравшиеся на столбы.

▪️ Строили много монастырей и пагод — к этому времени буддизм стал официальной идеологией. Деревянные пагоды тоже не сохранились, осталось несколько кирпичных — Даяньта и Сяояньта.

📐 В эпоху Сун архитектура еще больше унифицировалась. Появились общие методы строительства, типовые размеры несущих деталей.

▪️ Храмовое зодчество стало сложнее. Храмы строили из разных материалов, с разнообразным декором, вокруг них появлялись галереи. Пагоды стали шести- и восьмигранными.

▪️ Архитектура обогатилась «пейзажным мышлением». Столица Сун переместилась из Баньлян в город Линьань в горах с зарослями бамбука. В это время появились беседки и уединенные павильоны для созерцания пейзажа, целые комплексы ландшафтных садов.

1. Согдийский конюх, эпоха Тан, 7 век
2. Боддхисатва, эпоха Тан, первая половина 8 века
3. Боддхисатва Гуаньинь, эпоха Сун, 11 век
4. Янь Либэнь. Император У, Северная Чжоу, фрагмент свитка «Властелины разных династий», копия с оригинал 7 века
5. Янь Либэнь. Император Фэй, династия Чэнь, фрагмент свитка «Властелины разных династий», копия с оригинал 7 века
6. Чжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго, копия с оригинала 8 века
7. Хуэй-цзун. Женщины, изготавливающие шелк, 12 век
8. Хуэй-цзун. Голубь на ветке персикового дерева, 11–12 век
9. Чжан Цзэдуань. Праздник Цинмин на реке, фрагмент, 12 век
10. Лян Кай. Портрет поэта Ли Тай-бо, 12 век

Поговорим о скульптуре и живописи эпохи Тан и Сун.

🐚 Скульптура стала важнейшим элементом официального буддизма. Это прежде всего изображения в скальных храмах и погребальных комплексах. Когда буддизм потерял ведущие позиции, стало меньше заказов на скульптуры.

▪️ Со временем в статуях стал больше заметен местный этнический тип. Культ юности уступает место зрелости, блуждающая улыбка сменяется выражением достоинства и спокойствия или, наоборот, ярости в отношении врагов.

🎨 Живопись переживала расцвет. Жизнь больших и богатых городов нашла выражение в ярких, красочных, праздничных изображениях — это могла быть как монументальная роспись дворца, так и картина-свиток.

▪️ Сюжеты стали богаче. Мир показывали огромным и разным. Пышные многофигурные композиции соседствовали с мудрыми лицами паломников и монахов.

▪️ Жанр придворных сцен развил Чжоу Фан. Он брал сюжеты уже не из легенд и исторических хроник, а из современной жизни. Изображения стали более повествовательными, а свитки приобрели цельность.

▪️ Художники продолжали писать теоретические работы. По ним мы и знаем о многих художниках эпохи Тан. Например, по работе Чжан Янь-юаня «Записки о знаменитых картинах разных династий».

👤 Развивался портретный жанр. У китайского портрета нет задачи передать сходство. Важно показать достоинство, положение и внутренние качества.

▪️ Одна из самых известных сохранившихся «портретных галерей» — свиток «Властелины разных династий» 7 века, который приписывают Янь Либэню. На нем изображены тринадцать правителей Китая. Их фигуры традиционно показаны на нейтральном фоне и не связаны между собой. Каждый император наделен атрибутами и символами, выражающими конкретные человеческие качества.

▪️ Особняком стоит портрет поэта Ли Тай-бо кисти Лян Кая. Это не портрет в нашем понимании, а обобщенный образ поэтического начала в человеке. Силуэт фигуры начертан единым движением кисти, как иероглиф, смысл которого сразу не считать. Пустой фон — символ существования вне пространства и времени, ничем не ограниченное творческое и духовное начало в человеке.

1. Ли Сысюнь. Плывущие лодки и дворец на берегу реки, 7–8 век
2. Ван Вэй. После снегопада, 8 век
3. Ли Чэн. Роскошный лес среди отдаленных пиков, 10 век
4. Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт, 11 век
5. Сюй Дао-Нин. Ловля рыбы в горном потоке, 11 век
6. Су Ши. Камень и дерево, 11–12 век
7. Ми Фэй. Горы и сосны весной, 11–12 век
8. И Юаньцзи. Гиббоны и олень, 11 век
9. Хуэй-цзун. Пятицветный попугай на цветущем абрикосе, 12 век

В завершение части поговорим о пейзажной живописи Китая эпохи Тан и Сун.

🌱 В 7–8 веках у китайских художников существовало два главных подхода к пейзажам 🔻

️ Природа — сфера деятельности человека: в пейзажах мы видим людей, дворцы, павильоны, мосты и храмы. Мир праздничный и яркий, горы и облака образуют кулисы, усиливая театральность. Вместо световоздушной среды и перспективы — характерные приемы, как лучше передать величие гор и рек, пространство долин, символы и элементы природы — главные темы китайского пейзажа во все времена. У художников этого подхода, например, у Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао, можно отметить целостность в восприятии мира и декоративность.

️ Природа — главный герой. Палитра сокращается до черных и серых оттенков туши. Такая лаконичность позволяет добиться еще более целостного восприятия природы. Главный художник в этом стиле — Ван Вэй. К тому же он был поэтом: его пейзажи вдохновлены чистым поэтическим переживанием. Говорили, что его стихи подобны картинам так же, как картины — стихам.

В трактате «Тайны живописи» Ван Вэй писал 👇

🗣 «Далекие фигуры — все без ртов, далекие деревья — без ветвей. Далекие вершины — без камней. Они, как брови, тонки, неясны. Далекие теченья — без волн: они — в высотах, с тучами равны. Такое в этом откровенье!».

🏔 В 10–11 веках наступило время противоречий. Танская империя пала, постоянные угрозы извне привели к закрытости. Мудрецы, поэты и живописцы (в Китае это часто «3 в 1») обращаются к природе как олицетворению желанной прочности, незыблемости бытия.

▪️ Теперь природа отечества героизируется, в ней видят предмет благоговейного исследования. Пейзаж выходит на первый план, как и близкие к нему жанры «цветы и птицы» и «растения и насекомые». Для китайцев это и средство утонченного духовного общения, и способ передать мысли, и эстетический идеал эпохи.

▪️ В жанре «Цветы и птицы» через изображение тонкости и красоты живого мира природа как бы приближается к человеку — и в то же время напоминает о быстротечности, хрупкости жизни, о неизбежном увядании любой красоты. Значит, нужно уметь наслаждаться ею здесь и сейчас.

✍️ Расцвет пейзажа начинается со второй половины 10 века и связан с именами членов реорганизованной Академии живописи Ли Чэна, Сюй Дао-Нина и Го Си. Их произведения часто остаются намеренно незавершенными, по бокам остаются пустые места — это передает идею бесконечности мира.

▪️ Го Сы считал, что красота природы в ее изменчивости. Природа различна в разных частях Китая, она меняется с временем года и суток, даже в зависимости от точки зрения наблюдателя и его настроения.

▪️ Художникам Су Ши и Ми Фэй, напротив, не нравилась академическая правильность, каноны и нормы. Они считали, что живописец должен руководствоваться интуицией и вдохновением, а настоящий пейзаж могут написать только духовно развитые люди, обладающие тонким восприятием, но не испорченные теориями и правилами академического подхода.

⁉️ Со второй половины 12 века в Китае снова неспокойно — и пейзаж опять переосмысливается. Теперь это не столько утверждение мощи и прочности мира, сколько единственное прибежище для человека. Композиции становятся более камерными, иллюстрируя простоту и тишину, точнее отражая эмоции и переживания людей.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;