Искусство Китая
Эпохи Тан и Сун
Это время развития городской планировки и расцвета портретного жанра. Узнаем, что еще появилось в это время.
Мы добрались до одного из ключевых периодов истории культуры Китая — эпох Тан (618–907) и Сун (960–1279). Давайте посмотрим, что тогда происходило 👇
💪 К 7 веку Китай стал одной из сильнейших держав Востока. Империя Тан, основанная Ли Юанем, смогла восстановить территориальное единство и расширить свои владения. Это способствовало развитию экономики и укреплению политического положения.
🔄 Торговые и культурные связи стали еще крепче. Торговые пути связали самые отдаленные уголки страны, Великий канал соединил крупнейшие реки с заливом и дал выход к морю. Купеческие гильдии получили еще больше влияния.
🍵 Развивались многие отрасли. В Китае совершенствовали изготовление шелка и бумаг, расширяли посевные площади, внедряли новые культуры — чай и хлопок, развивалась медицина, астрономия и география.
⏳ После падения империи Тан последовали полвека разобщенности и власти «Пяти династий». Снова государство объединила династия Сун, которая сумела сохранить и приумножить культурные достижения Тан.
🔝 В эпоху Сун достигли своего расцвета города, ставшие центрами культурной жизни: там были школы, библиотеки, университеты, жили ученые и ремесленники. В 10 веке появилась первая Академия живописи. Тогда же изобрели порох, магнитный компас, разборный шрифт.
1. Пагода Люхэта, Ханчжоу, Китай, 10–12 век
2. Пагода Бэйсыта, Сучжоу, Китай, 11 век
3. Пагода Ляодита, Хэбэй, Китай, 11 век
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим об архитектуре эпох Тан и Сун.
☯️ Любое сооружение не могло существовать само по себе — только в связи со средой и всем миром. Эти идеи постепенно развивались в упорядоченной городской планировке и фэн-шуе — даосской практике организации пространства.
🧧 В основе зданий эпохи Тан лежал каркас. Столбы и систему балок и перекрытий устанавливали на каменную или глинобитную основу.
▪️ Так как стены не были несущими, их могли делать из любых материалов, как и крыши, опиравшиеся на столбы.
▪️ Строили много монастырей и пагод — к этому времени буддизм стал официальной идеологией. Деревянные пагоды тоже не сохранились, осталось несколько кирпичных — Даяньта и Сяояньта.
📐 В эпоху Сун архитектура еще больше унифицировалась. Появились общие методы строительства, типовые размеры несущих деталей.
▪️ Храмовое зодчество стало сложнее. Храмы строили из разных материалов, с разнообразным декором, вокруг них появлялись галереи. Пагоды стали шести- и восьмигранными.
▪️ Архитектура обогатилась «пейзажным мышлением». Столица Сун переместилась из Баньлян в город Линьань в горах с зарослями бамбука. В это время появились беседки и уединенные павильоны для созерцания пейзажа, целые комплексы ландшафтных садов.
1. Согдийский конюх, эпоха Тан, 7 век
2. Боддхисатва, эпоха Тан, первая половина 8 века
3. Боддхисатва Гуаньинь, эпоха Сун, 11 век
4. Янь Либэнь. Император У, Северная Чжоу, фрагмент свитка «Властелины разных династий», копия с оригинал 7 века
5. Янь Либэнь. Император Фэй, династия Чэнь, фрагмент свитка «Властелины разных династий», копия с оригинал 7 века
6. Чжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго, копия с оригинала 8 века
7. Хуэй-цзун. Женщины, изготавливающие шелк, 12 век
8. Хуэй-цзун. Голубь на ветке персикового дерева, 11–12 век
9. Чжан Цзэдуань. Праздник Цинмин на реке, фрагмент, 12 век
10. Лян Кай. Портрет поэта Ли Тай-бо, 12 век
Поговорим о скульптуре и живописи эпохи Тан и Сун.
🐚 Скульптура стала важнейшим элементом официального буддизма. Это прежде всего изображения в скальных храмах и погребальных комплексах. Когда буддизм потерял ведущие позиции, стало меньше заказов на скульптуры.
▪️ Со временем в статуях стал больше заметен местный этнический тип. Культ юности уступает место зрелости, блуждающая улыбка сменяется выражением достоинства и спокойствия или, наоборот, ярости в отношении врагов.
🎨 Живопись переживала расцвет. Жизнь больших и богатых городов нашла выражение в ярких, красочных, праздничных изображениях — это могла быть как монументальная роспись дворца, так и картина-свиток.
▪️ Сюжеты стали богаче. Мир показывали огромным и разным. Пышные многофигурные композиции соседствовали с мудрыми лицами паломников и монахов.
▪️ Жанр придворных сцен развил Чжоу Фан. Он брал сюжеты уже не из легенд и исторических хроник, а из современной жизни. Изображения стали более повествовательными, а свитки приобрели цельность.
▪️ Художники продолжали писать теоретические работы. По ним мы и знаем о многих художниках эпохи Тан. Например, по работе Чжан Янь-юаня «Записки о знаменитых картинах разных династий».
👤 Развивался портретный жанр. У китайского портрета нет задачи передать сходство. Важно показать достоинство, положение и внутренние качества.
▪️ Одна из самых известных сохранившихся «портретных галерей» — свиток «Властелины разных династий» 7 века, который приписывают Янь Либэню. На нем изображены тринадцать правителей Китая. Их фигуры традиционно показаны на нейтральном фоне и не связаны между собой. Каждый император наделен атрибутами и символами, выражающими конкретные человеческие качества.
▪️ Особняком стоит портрет поэта Ли Тай-бо кисти Лян Кая. Это не портрет в нашем понимании, а обобщенный образ поэтического начала в человеке. Силуэт фигуры начертан единым движением кисти, как иероглиф, смысл которого сразу не считать. Пустой фон — символ существования вне пространства и времени, ничем не ограниченное творческое и духовное начало в человеке.
1. Ли Сысюнь. Плывущие лодки и дворец на берегу реки, 7–8 век
2. Ван Вэй. После снегопада, 8 век
3. Ли Чэн. Роскошный лес среди отдаленных пиков, 10 век
4. Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт, 11 век
5. Сюй Дао-Нин. Ловля рыбы в горном потоке, 11 век
6. Су Ши. Камень и дерево, 11–12 век
7. Ми Фэй. Горы и сосны весной, 11–12 век
8. И Юаньцзи. Гиббоны и олень, 11 век
9. Хуэй-цзун. Пятицветный попугай на цветущем абрикосе, 12 век
В завершение части поговорим о пейзажной живописи Китая эпохи Тан и Сун.
🌱 В 7–8 веках у китайских художников существовало два главных подхода к пейзажам 🔻
▪️ Природа — сфера деятельности человека: в пейзажах мы видим людей, дворцы, павильоны, мосты и храмы. Мир праздничный и яркий, горы и облака образуют кулисы, усиливая театральность. Вместо световоздушной среды и перспективы — характерные приемы, как лучше передать величие гор и рек, пространство долин, символы и элементы природы — главные темы китайского пейзажа во все времена. У художников этого подхода, например, у Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао, можно отметить целостность в восприятии мира и декоративность.
▪️ Природа — главный герой. Палитра сокращается до черных и серых оттенков туши. Такая лаконичность позволяет добиться еще более целостного восприятия природы. Главный художник в этом стиле — Ван Вэй. К тому же он был поэтом: его пейзажи вдохновлены чистым поэтическим переживанием. Говорили, что его стихи подобны картинам так же, как картины — стихам.
В трактате «Тайны живописи» Ван Вэй писал 👇
🗣 «Далекие фигуры — все без ртов, далекие деревья — без ветвей. Далекие вершины — без камней. Они, как брови, тонки, неясны. Далекие теченья — без волн: они — в высотах, с тучами равны. Такое в этом откровенье!».
🏔 В 10–11 веках наступило время противоречий. Танская империя пала, постоянные угрозы извне привели к закрытости. Мудрецы, поэты и живописцы (в Китае это часто «3 в 1») обращаются к природе как олицетворению желанной прочности, незыблемости бытия.
▪️ Теперь природа отечества героизируется, в ней видят предмет благоговейного исследования. Пейзаж выходит на первый план, как и близкие к нему жанры «цветы и птицы» и «растения и насекомые». Для китайцев это и средство утонченного духовного общения, и способ передать мысли, и эстетический идеал эпохи.
▪️ В жанре «Цветы и птицы» через изображение тонкости и красоты живого мира природа как бы приближается к человеку — и в то же время напоминает о быстротечности, хрупкости жизни, о неизбежном увядании любой красоты. Значит, нужно уметь наслаждаться ею здесь и сейчас.
✍️ Расцвет пейзажа начинается со второй половины 10 века и связан с именами членов реорганизованной Академии живописи Ли Чэна, Сюй Дао-Нина и Го Си. Их произведения часто остаются намеренно незавершенными, по бокам остаются пустые места — это передает идею бесконечности мира.
▪️ Го Сы считал, что красота природы в ее изменчивости. Природа различна в разных частях Китая, она меняется с временем года и суток, даже в зависимости от точки зрения наблюдателя и его настроения.
▪️ Художникам Су Ши и Ми Фэй, напротив, не нравилась академическая правильность, каноны и нормы. Они считали, что живописец должен руководствоваться интуицией и вдохновением, а настоящий пейзаж могут написать только духовно развитые люди, обладающие тонким восприятием, но не испорченные теориями и правилами академического подхода.
⁉️ Со второй половины 12 века в Китае снова неспокойно — и пейзаж опять переосмысливается. Теперь это не столько утверждение мощи и прочности мира, сколько единственное прибежище для человека. Композиции становятся более камерными, иллюстрируя простоту и тишину, точнее отражая эмоции и переживания людей.
О системе государственных экзаменов
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день