Искусство Китая
Эпоха Южных и Северных династий
Время мелких княжеств, скальных храмов и буддизма — разберемся, что нового пришло в культуру страны в период феодальной раздробленности.
1. Пагода Сунъюэсы, провинция Хэнань, 520
2. Статуя Будды, северная Чжоу, 557–581
В нашем разговоре о китайском искусстве мы дошли до периода, который европейские историки назвали бы феодальным строем, а в Китае называют Южные и Северные династии.
Вот как это отразилось на искусстве 👇
⚔️ Север и Юг раздробились на мелкие княжества, между которыми постоянно происходили стычки. Новые самостоятельные центры активно взаимодействовали с другими государствами, впитывая чужие культуры.
☸️ В Китай проник буддизм. В нем уже была развитая система образов и символов, которые воплотились в скульптуре, живописи и монументальных формах— скальных и пещерных монастырях и храмах, башнях-пагодах для хранения буддийских реликвий.
🧱 Для постройки скальных храмов приглашали мастеров из чужих стран — без опыта такую сложную архитектуру не сделать. Это тоже помогало культурному обмену. Пагоды возводили как из привычного китайскому зодчеству дерева, так и из кирпича. Одна из самых ранних кирпичных пагод 6 века — Сунъюэсы в провинции Хэнань.
🧘♂️ Новые приемы понадобились всему искусству — пластике, живописи, рельефам. Нужно было выражать сложные идеи духовности, созерцательности, самопогруженности. В это время появились статуи будд с полуулыбками отрешенности и внутренней гармонией.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Храмовый комплекс Юньган, 5 век
2. Статуи пещер, храмовый комплекс Юньган, 5 век
3-4. Росписи пещер, храмовый комплекс Юньган, 5 век
5-6. Храмовый комплекс Майцзишань, 4–5 век
7. Статуи пещер, храмовый комплекс Майцзишань, 4–5 век
8. Храмовый комплекс Цяньфодун, 4 век
9. Статуи пещер, храмовый комплекс Цяньфодун, 4–5 век
10. Росписи пещер, храмовый комплекс Цяньфодун, 4–5 век
Все новые веяния в китайском искусстве лучше всего видны на примере пещерных храмов, таких как Юньган, Майцзишань и Цяньфодун.
Вот в чем особенности таких храмов 👇
⛏ Обычно вырубались в толще скал из лёсса — осадочной горной породы, или в мягком известняке и песчанике.
🟫 Квадратные, прямоугольные или подковообразные в плане. За основу брались вихары и чайтьи — индуистские и буддийские храмы из Индии.
🀄️ У них есть чисто китайские особенности 🔻
▪️ Менее выявленные конструктивные элементы.
▪️ Храмы более орнаментальные.
▪️ Нет колоннад, галерей и келий монахов.
▪️ Стены внутри делятся на ярусы, в которых помещаются раскрашенные скульптуры.
▪️ В декоративном убранстве — китайские мотивы.
🎨 Росписи на стенах изображали целые композиции на темы духовных подвигов Будды. Использовали красные, серые, светло-зеленые тона — неяркая и приглушенная цветовая гамма выражала покой и отрешенность. Пропорции вытянутые, как у скульптур.
🔝 Встречались огромные изваяния Будды — до 17 метров в высоту, с жесткими складками одежд. Они будто выходили из скалы. Рисунок стен при этом был мелким, ярким и динамичным.
🐲 Постепенно искусство все больше обращается к своей традиции: росписи дополняются традиционными драконами, донаторами и важными персонами в китайских одеждах. Такой подход характерен для Китая: он впитывает чужие идеи, переваривает и делает по-своему.
О творчестве одного из главных художников в истории китайского искусства – Гу Кайчжи
1. Мудрые и добропорядочные женщины, деталь, оригинал Гу Кайчжи, 4 век
2-3. Наставления старшей придворной дамы, детали, оригинал Гу Кайчжи, 4 век
1. Гу Кайчжи. Фея реки Ло, деталь, 4–5 век
2. Чжан Сэнъяо. Заснеженные горы, красные деревья, копия с оригинала 6 века
3. Ван Вэй. Горы под снегом, 8 век
В завершение этой части поговорим о лирической поэзии и светской живописи на свитках. Эти формы искусства складываются в эпоху раннего средневековья и идут рука об руку. И вот почему.👇
🌖 Живопись иллюстрировала стихи. Природа впервые стала объектом художественного осмысления. Картины писали на вертикальных и горизонтальных свитках — шелковых полотнах, иногда проклеенных бумагой. А изображение сопровождали надписями.
✍️ Слияние живописи и каллиграфии — характерная особенность китайского искусства. К ней относились очень серьезно: именно в это время сформировались правила живописи, размышления об эстетических задачах искусства и скрытых образах.
📜 Многие художники становились теоретиками. Они писали трактаты о живописи. Один из сохранившихся до наших дней — трактат Се Хэ «Записи о категориях старой живописи», где впервые обобщался творческий метод китайских живописцев. К сожалению, свитков этого периода сохранилось немного.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день