angle-down facebook instagram vkontakte warning

Искусство Китая

Эпоха Южных и Северных династий

Время мелких княжеств, скальных храмов и буддизма — разберемся, что нового пришло в культуру страны в период феодальной раздробленности.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Пагода Сунъюэсы, провинция Хэнань, 520
2. Статуя Будды, северная Чжоу, 557–581

В нашем разговоре о китайском искусстве мы дошли до периода, который европейские историки назвали бы феодальным строем, а в Китае называют Южные и Северные династии.

Вот как это отразилось на искусстве 👇

⚔️ Север и Юг раздробились на мелкие княжества, между которыми постоянно происходили стычки. Новые самостоятельные центры активно взаимодействовали с другими государствами, впитывая чужие культуры.

☸️ В Китай проник буддизм. В нем уже была развитая система образов и символов, которые воплотились в скульптуре, живописи и монументальных формах— скальных и пещерных монастырях и храмах, башнях-пагодах для хранения буддийских реликвий.

🧱 Для постройки скальных храмов приглашали мастеров из чужих стран — без опыта такую сложную архитектуру не сделать. Это тоже помогало культурному обмену. Пагоды возводили как из привычного китайскому зодчеству дерева, так и из кирпича. Одна из самых ранних кирпичных пагод 6 века — Сунъюэсы в провинции Хэнань.

🧘‍♂️ Новые приемы понадобились всему искусству — пластике, живописи, рельефам. Нужно было выражать сложные идеи духовности, созерцательности, самопогруженности. В это время появились статуи будд с полуулыбками отрешенности и внутренней гармонией.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Храмовый комплекс Юньган, 5 век
2. Статуи пещер, храмовый комплекс Юньган, 5 век
3-4. Росписи пещер, храмовый комплекс Юньган, 5 век
5-6. Храмовый комплекс Майцзишань, 4–5 век
7. Статуи пещер, храмовый комплекс Майцзишань, 4–5 век
8. Храмовый комплекс Цяньфодун, 4 век
9. Статуи пещер, храмовый комплекс Цяньфодун, 4–5 век
10. Росписи пещер, храмовый комплекс Цяньфодун, 4–5 век

Все новые веяния в китайском искусстве лучше всего видны на примере пещерных храмов, таких как Юньган, Майцзишань и Цяньфодун.

Вот в чем особенности таких храмов 👇

Обычно вырубались в толще скал из лёсса — осадочной горной породы, или в мягком известняке и песчанике.

🟫 Квадратные, прямоугольные или подковообразные в плане. За основу брались вихары и чайтьи — индуистские и буддийские храмы из Индии.

🀄️ У них есть чисто китайские особенности 🔻

▪️ Менее выявленные конструктивные элементы.
▪️ Храмы более орнаментальные.
▪️ Нет колоннад, галерей и келий монахов.
▪️ Стены внутри делятся на ярусы, в которых помещаются раскрашенные скульптуры.
▪️ В декоративном убранстве — китайские мотивы.

🎨 Росписи на стенах изображали целые композиции на темы духовных подвигов Будды. Использовали красные, серые, светло-зеленые тона — неяркая и приглушенная цветовая гамма выражала покой и отрешенность. Пропорции вытянутые, как у скульптур.

🔝 Встречались огромные изваяния Будды — до 17 метров в высоту, с жесткими складками одежд. Они будто выходили из скалы. Рисунок стен при этом был мелким, ярким и динамичным.

🐲 Постепенно искусство все больше обращается к своей традиции: росписи дополняются традиционными драконами, донаторами и важными персонами в китайских одеждах. Такой подход характерен для Китая: он впитывает чужие идеи, переваривает и делает по-своему.

О творчестве одного из главных художников в истории китайского искусства Гу Кайчжи

1. Мудрые и добропорядочные женщины, деталь, оригинал Гу Кайчжи, 4 век
2-3. Наставления старшей придворной дамы, детали, оригинал Гу Кайчжи, 4 век

Свиток «Мудрые и добропорядочные женщины» в высоком разрешении

Свиток «Наставления старшей придворной дамы» в высоком разрешении

1. Гу Кайчжи. Фея реки Ло, деталь, 4–5 век
2. Чжан Сэнъяо. Заснеженные горы, красные деревья, копия с оригинала 6 века
3. Ван Вэй. Горы под снегом, 8 век

В завершение этой части поговорим о лирической поэзии и светской живописи на свитках. Эти формы искусства складываются в эпоху раннего средневековья и идут рука об руку. И вот почему.👇

🌖 Живопись иллюстрировала стихи. Природа впервые стала объектом художественного осмысления. Картины писали на вертикальных и горизонтальных свитках — шелковых полотнах, иногда проклеенных бумагой. А изображение сопровождали надписями.

✍️ Слияние живописи и каллиграфии — характерная особенность китайского искусства. К ней относились очень серьезно: именно в это время сформировались правила живописи, размышления об эстетических задачах искусства и скрытых образах.

📜 Многие художники становились теоретиками. Они писали трактаты о живописи. Один из сохранившихся до наших дней — трактат Се Хэ «Записи о категориях старой живописи», где впервые обобщался творческий метод китайских живописцев. К сожалению, свитков этого периода сохранилось немного.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;