angle-down facebook instagram vkontakte warning

Искусство Китая

Периоды китайского искусства и техники живописи

Искусство Китая насчитывает несколько тысячелетий. Чтобы его понять, нужен экскурс в историю и традиционные техники живописи. Эта глава поможет с основами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Искусство Китая

1. Гу Кайчжи. Наставления старшей придворной дамы, деталь, копия с оригинала 4 века
2. У Чжэнь. Поэтическое чувство в крытой соломой беседке, 1347
3. Ван Хуэй. Путешествие императора Канси на Юг, 1690-е
4. Бада Шаньжэнь. Две птицы, 1705
5. Фу Баоши. Встреча в горах, 1956

Мы начинаем разговор об искусстве Китая.

🧭 История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Китайская цивилизация дала миру фарфор, бумагу, шелк, компас, печатный станок, порох, чай — а еще удивительное и разнообразное искусство.

Разберемся, на какие периоды делится история Китая и китайского искусства.

🌾 Китай можно назвать «вечной цивилизацией». Древнейшие поселения землевладельцев (культура Яншао) появились в долине реки Хуанхэ около 5 тыс. лет до н. э.

🔄 В 17 веке до н. э. возникло раннее государство Шань-Инь, которое просуществовало до 11 века до н. э. Ему на смену пришло государство Чжоу, которое в свою очередь сменили империи Цинь и Хань (3 век до н. э. — 3 век н. э.).

🍚 С 3 века берет начало традиционный Китай — к этому времени уже сложились все традиции, образующие основы социально-политического устройства, и духовные устои китайского общества.

👑 Вся дальнейшая история Китая также была связана с правлением династий императоров. Одни правили сотни лет, другие — десятки. Обычно новые династии основывали потомки древнейших аристократических родов, но были в истории Китая случаи, когда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания.

Эпоха традиционного Китая завершилась в 1912 году, когда от власти отрекся последний китайский император. В стране установилась республиканская форма правления — началась эпоха современного Китая, которая продолжается до сих пор.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли, 12 век — одно из самых больших живописных произведений в истории Китайского искусства: свиток 12 метров в длину и более 1,5 в ширину.

Поговорим об инструментах и материалах традиционной китайской живописи. Как мы увидим, художники пришли к ним не сразу, но зато потом они стали обязательным атрибутом китайского искусства.

✍️ Кисточки. Искусство изготовления кисточки развивалось вместе с искусством каллиграфии, но «четыре добродетели» оставались неизменными:

▪️ Цзянь (острие): кончик похож на побег бамбука с острой верхушкой.

▪️ Ци (ровный): после смачивания водой и соприкосновения с поверхностью кончик кисточки остается идеально ровным по всей длине.

▪️ Юань (круглый): после смачивания кончик кисти свободно движется по поверхности во все стороны — только так получаются идеальные, плавные и круглые формы.

▪️ Цзянь (здоровый): кончик эластичный и держит форму при вращении.

🐭 Волос для кисточек использовали самый разный: барсук, лошадь, медведь, заяц, коза, волк, мышиные усы, куриный пух, перья, свиная щетина.

⚫️ Тушь. Первые образцы эпохи Хань — из угля с добавлением клея. Долгое время тушь была в твердом виде, ее надо было разводить. Есть два самых распространенных вида:

▪️ Сосновая: из пепла сосновых веток. Цвет черный насыщенный, но без блеска, хорошо растворяется и впитывается.

▪️ Масляная: из сожженного тунгового, рапсового масла или свиного жира. Черного цвета с блеском, больше подходит для детальной проработки.

📜 Основа свитка — шелк, бумага или бумага, наклеенная на шелк. Свитки бывают горизонтальными, вертикальными и «веерными» — это влияло на композицию.

🎴 Свиток — всегда цельное произведение. Если он вертикальный, его разворачивают и созерцают целиком, если горизонтальный — «читают» справа налево, а потом убирают в чехол. Долго свитки не висят: шелк вытягивается, бумага рвется.

🌖 Созерцать свиток надо вдумчиво. Китайский художник 16 века Чэнь Цзижу говорил, что для этого нужны группа знатоков, превосходный дом, чистый стол, чистая красота луны, ваза с цветами. А еще хорошо бы «жить, окруженным свитками пейзажей, быть безучастным к миру, пробуждаться ото сна, выздоравливать от болезни, развертывать медленно свитки и свертывать их без поспешности».

О разнице между западным и восточным типом мышления

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;