Комедия
«Мой дядюшка»
«Мой дядюшка» — аудио-комедия, в которой большую роль играет музыка и звуковые эффекты. В этой части осудим этот фильм и узнаем, кто из режиссеров будущего были учениками и последователями Жака Тати.
Жак Тати снял «Моего дядюшку» в 1958 году, это его первый цветной фильм.
Давайте поговорим подробнее о режиссере 👇
🇷🇺 Настоящее имя режиссера — Яков Татищев. Его отец — Жорж Эммануэль Татищев, сын русского генерала Дмитрия Татищева.
🏈 Жак Тати прошел армейскую службу, стажировался в Лондоне, а потом начал там же играть в регби. Расставшись с регби, он начал выступать в кабаре и мюзик-холлах и получил известность, как исполнитель спортивных пантомим.
🎬 В кино дебютировал в 1934 году, снимался в короткометражках, которые ставились по мотивам его спортивных пантомим. Тогда же его заметила известная французская писательница Колетт, которая высоко оценила его комедийные достоинства.
🚨 В 1939 году он ушел на фронт, воевал, но из-за высокого роста (191 см) ему не подходила униформа французской армии. По легенде он был наряжен в английский плащ, итальянские ботинки и французскую униформу с портянками из бельгийского одеяла. И однажды Жака приняли за немецкого шпиона и чуть не расстреляли, настолько он странно выглядел. После войны он вернулся в кабаре, а потом начал снимать кино.
🚀 В 1947 году он снял короткометражку «Школа почтальонов», а в 1949 году из этого фильма сделал первую полнометражную картину «Праздничный день». Но по-настоящему ворвался в французское и мировое кино с фильмом «Каникулы господина Юло». Именно в этом фильме впервые появляется знаменитый образ Юло.
❤️ «Каникулы господина Юло» — абсолютный шедевр французкого и мирового кинематографа, который сегодня входит в число великих комедий. Он внес большой вклад в развитие звукового кинематографа.
👏 Господин Юло появляется и в других картинах Тати — это «Мой дядюшка» (об этом фильме мы подробнее поговорим дальше) и «Время развлечений».
💸 «Время развлечений» — последняя работа Тати в полном метре, фильм-колосс, он снимал его с 1965 по 1967 годы. Он был дорогостоящим и не окупился в прокате. Критики называли его прелестной неудачей, потому что самим критикам он понравился. Сегодня он входит в число величайших фильмов всех времен и народов, но тогда зрители не оценили его.
📼 После длительных проблем со здоровьем Тати умер в 1982 году, работая над сценарием фильма «Путаница» — фильм так и остался незавершенным.
Давайте поговорим об учениках и последователях Тати 👇
📚 Учеником Жака Тати был Пьер Этекс — это последний великий французский комедиограф. Он начинал как автор гегов — придумал их для «Моего дядюшки» и снялся там в небольшой роли кукарекающего почтальона, а потом начал снимать фильмы, близкие к эстетике Жака Тати.
😅 Тайваньский режиссер Цай Минлян тоже является наследником Жака Тати, их понимание юмора очень близко. В одном из его фильмов есть сцена, где главный герой открывает кран, его прорывает и вода брызжет во все стороны. Это снято в эстетике Тати: камера бесстрастно находится в стороне и герой пытается совладать с проблемой. Мы смотрим на этот кран, несчастного героя и это безумно смешно, хотя повода совсем нет. Подобная сцена есть в «Моем дядюшке»: там главный герой оказывается на ультрасовременной кухне и не может справиться с множеством кнопок. Это снова очень смешно и камера тоже отстраненно смотрит на него — приемы похожи.
🖤 Юмор Дэвида Линча тоже близок к эстетике Тати. Даже в списке любимых фильмов Дэвида Линча на третьем месте стоит «Мой дядюшка». А однажды Линч сказал, что у него все любимые фильмы — черно-белые, но есть одно исключение, «Мой дядюшка» Тати. «Свет в этом фильме я нахожу необыкновенным», — сказал в одном из интервью Линч.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Начнем обсуждение фильма «Мой дядюшка» с необычной стороны — поговорим об архитектуре 👇
🏛 Декорации для фильма были специально построены художником Жаком Лагранжем, потому что Жак Тати — режиссер-архитектор. Через архитектуру он характеризует своих персонажей.
🏘 Господин Юло живёт в большом доме и он кажется не целым домом, а нагромождением маленьких. Причем его квартира находится даже не на чердаке, а в отдельной пристройке на крыше, как у Карлсона. И через покосившийся дом Тати характеризует персонаж: Юло — часть старого Парижа, разухабистой Франции.
🍷 Этот домик находится на улице с бистро, в котором жители района встречаются, выпивают, поют песни. Такая деревенская милая атмосфера единой семьи встречается в фильме Ренуара «Выступление господин Ланжа» или у Гоголя в «Старосветских помещиках».
🏢 Есть и архитектурные контрасты — племянник господина Юло живёт в современном доме с кучей электронных устройств. Он не живой, пластиковый, тихий. А Тати таким образом говорит, что господин Юло обитает в чувственном Париже, а второстепенные герои (родители мальчика и сам мальчик) — в ультрасовременном, но лишенном души мире.
💌 Дом господина Юло, его улица, дом племянника и его родителей — все построили специально для фильма в 1956 году на студии Викторин в предместье Парижа. Эти декорации после фильма были демонтированы, хотя из них можно было сделать парк аттракционов.
Архитектура в фильмах Тати
Вот что еще надо знать о фильме «Мой дядюшка» 👇
📝 Фильм снимался на французском и английском языках. Эта практика уже использовалась в 1930-е, когда только появился звук, но потом ушла. Версии на разных языках иногда различаются, в них по-разному решены сцены.
🎙 «Мой дядюшка» — аудио-комедия. Здесь важно не то, как герои говорят, а что они говорят. Большую роль играет музыка, которая характеризует и ультрасовременный мотив, и мотив старого города. Все строится на визуальных гегах и на звуковых эффектах.
🧾 Тати критикует консьюмеризм. Он создает контраст между доброй стариной и современной технологичностью. Есть тема покупательского аффекта, который завладел людьми. Как раз господин Юло пытается повлиять на своего племянника так, чтобы он не рос сухарем и не забывал про детские игры.
🛒 Критики встретили фильм не очень хорошо. Было время послевоенного экономического чуда и в консьюмеризме еще никто ничего плохого не видел: только что прошла война, вокруг нищета и все нуждаются в экономическим росте. А потребительское отношение в фильме как раз критикуется.
🏆 Но фильм был настолько здорово сделан и изобретателен, что его начали хвалить. Несмотря на архаический подход к рассмотрению общественных вопросов, критики оценили фильм и он стал популярен во Франции. В 1958 году получил специальную премию Каннского кинофестиваля и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
🖋 Вот как Трюффо писал об этом фильме: «Тати показывает безумный кошмарный навязчивый мир, который скорее парализует смех, чем вызывает его». Трюффо на самом деле восхищается фильмом и говорит: «именно потому что его фильм слишком удался, мы холодеем от ужаса, глядя на эти документальные зарисовки из нашего завтрашнего дня».
Кадры из фильма «Мой дядюшка»
Разбор сцены из фильма «Мой дядюшка»
🔊 Жак Тати придавал звуку в кино большую роль. Вспомните сцены, где это особенно заметно, и подумайте о значении таких эпизодов.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день