angle-down facebook instagram vkontakte warning

Комедия

«Мой дядюшка»

«Мой дядюшка» — аудио-комедия, в которой большую роль играет музыка и звуковые эффекты. В этой части осудим этот фильм и узнаем, кто из режиссеров будущего были учениками и последователями Жака Тати.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Жак Тати снял «Моего дядюшку» в 1958 году, это его первый цветной фильм.

Давайте поговорим подробнее о режиссере 👇

🇷🇺 Настоящее имя режиссера — Яков Татищев. Его отец — Жорж Эммануэль Татищев, сын русского генерала Дмитрия Татищева.

🏈 Жак Тати прошел армейскую службу, стажировался в Лондоне, а потом начал там же играть в регби. Расставшись с регби, он начал выступать в кабаре и мюзик-холлах и получил известность, как исполнитель спортивных пантомим.

🎬 В кино дебютировал в 1934 году, снимался в короткометражках, которые ставились по мотивам его спортивных пантомим. Тогда же его заметила известная французская писательница Колетт, которая высоко оценила его комедийные достоинства.

🚨 В 1939 году он ушел на фронт, воевал, но из-за высокого роста (191 см) ему не подходила униформа французской армии. По легенде он был наряжен в английский плащ, итальянские ботинки и французскую униформу с портянками из бельгийского одеяла. И однажды Жака приняли за немецкого шпиона и чуть не расстреляли, настолько он странно выглядел. После войны он вернулся в кабаре, а потом начал снимать кино.

🚀 В 1947 году он снял короткометражку «Школа почтальонов», а в 1949 году из этого фильма сделал первую полнометражную картину «Праздничный день». Но по-настоящему ворвался в французское и мировое кино с фильмом «Каникулы господина Юло». Именно в этом фильме впервые появляется знаменитый образ Юло.

❤️ «Каникулы господина Юло» — абсолютный шедевр французкого и мирового кинематографа, который сегодня входит в число великих комедий. Он внес большой вклад в развитие звукового кинематографа.

👏 Господин Юло появляется и в других картинах Тати — это «Мой дядюшка» (об этом фильме мы подробнее поговорим дальше) и «Время развлечений».

💸 «Время развлечений» — последняя работа Тати в полном метре, фильм-колосс, он снимал его с 1965 по 1967 годы. Он был дорогостоящим и не окупился в прокате. Критики называли его прелестной неудачей, потому что самим критикам он понравился. Сегодня он входит в число величайших фильмов всех времен и народов, но тогда зрители не оценили его.

📼 После длительных проблем со здоровьем Тати умер в 1982 году, работая над сценарием фильма «Путаница» — фильм так и остался незавершенным.

Давайте поговорим об учениках и последователях Тати 👇

📚 Учеником Жака Тати был Пьер Этекс — это последний великий французский комедиограф. Он начинал как автор гегов — придумал их для «Моего дядюшки» и снялся там в небольшой роли кукарекающего почтальона, а потом начал снимать фильмы, близкие к эстетике Жака Тати.

😅 Тайваньский режиссер Цай Минлян тоже является наследником Жака Тати, их понимание юмора очень близко. В одном из его фильмов есть сцена, где главный герой открывает кран, его прорывает и вода брызжет во все стороны. Это снято в эстетике Тати: камера бесстрастно находится в стороне и герой пытается совладать с проблемой. Мы смотрим на этот кран, несчастного героя и это безумно смешно, хотя повода совсем нет. Подобная сцена есть в «Моем дядюшке»: там главный герой оказывается на ультрасовременной кухне и не может справиться с множеством кнопок. Это снова очень смешно и камера тоже отстраненно смотрит на него — приемы похожи.

🖤 Юмор Дэвида Линча тоже близок к эстетике Тати. Даже в списке любимых фильмов Дэвида Линча на третьем месте стоит «Мой дядюшка». А однажды Линч сказал, что у него все любимые фильмы — черно-белые, но есть одно исключение, «Мой дядюшка» Тати. «Свет в этом фильме я нахожу необыкновенным», — сказал в одном из интервью Линч.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Начнем обсуждение фильма «Мой дядюшка» с необычной стороны — поговорим об архитектуре 👇

🏛 Декорации для фильма были специально построены художником Жаком Лагранжем, потому что Жак Тати — режиссер-архитектор. Через архитектуру он характеризует своих персонажей.

🏘 Господин Юло живёт в большом доме и он кажется не целым домом, а нагромождением маленьких. Причем его квартира находится даже не на чердаке, а в отдельной пристройке на крыше, как у Карлсона. И через покосившийся дом Тати характеризует персонаж: Юло — часть старого Парижа, разухабистой Франции.

🍷 Этот домик находится на улице с бистро, в котором жители района встречаются, выпивают, поют песни. Такая деревенская милая атмосфера единой семьи встречается в фильме Ренуара «Выступление господин Ланжа» или у Гоголя в «Старосветских помещиках».

🏢 Есть и архитектурные контрасты — племянник господина Юло живёт в современном доме с кучей электронных устройств. Он не живой, пластиковый, тихий. А Тати таким образом говорит, что господин Юло обитает в чувственном Париже, а второстепенные герои (родители мальчика и сам мальчик) — в ультрасовременном, но лишенном души мире.

💌 Дом господина Юло, его улица, дом племянника и его родителей — все построили специально для фильма в 1956 году на студии Викторин в предместье Парижа. Эти декорации после фильма были демонтированы, хотя из них можно было сделать парк аттракционов.

Вот что еще надо знать о фильме «Мой дядюшка» 👇

📝 Фильм снимался на французском и английском языках. Эта практика уже использовалась в 1930-е, когда только появился звук, но потом ушла. Версии на разных языках иногда различаются, в них по-разному решены сцены.

🎙 «Мой дядюшка» — аудио-комедия. Здесь важно не то, как герои говорят, а что они говорят. Большую роль играет музыка, которая характеризует и ультрасовременный мотив, и мотив старого города. Все строится на визуальных гегах и на звуковых эффектах.

🧾 Тати критикует консьюмеризм. Он создает контраст между доброй стариной и современной технологичностью. Есть тема покупательского аффекта, который завладел людьми. Как раз господин Юло пытается повлиять на своего племянника так, чтобы он не рос сухарем и не забывал про детские игры.

🛒 Критики встретили фильм не очень хорошо. Было время послевоенного экономического чуда и в консьюмеризме еще никто ничего плохого не видел: только что прошла война, вокруг нищета и все нуждаются в экономическим росте. А потребительское отношение в фильме как раз критикуется.

🏆 Но фильм был настолько здорово сделан и изобретателен, что его начали хвалить. Несмотря на архаический подход к рассмотрению общественных вопросов, критики оценили фильм и он стал популярен во Франции. В 1958 году получил специальную премию Каннского кинофестиваля и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.

🖋 Вот как Трюффо писал об этом фильме: «Тати показывает безумный кошмарный навязчивый мир, который скорее парализует смех, чем вызывает его». Трюффо на самом деле восхищается фильмом и говорит: «именно потому что его фильм слишком удался, мы холодеем от ужаса, глядя на эти документальные зарисовки из нашего завтрашнего дня».

Кадры из фильма «Мой дядюшка»

🔊 Жак Тати придавал звуку в кино большую роль. Вспомните сцены, где это особенно заметно, и подумайте о значении таких эпизодов.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;