angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Комедия

«Вчера, сегодня, завтра»

«Вчера, сегодня, завтра» — образцовый пример комедии по-итальянски и бенефис Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Через фильм познакомимся ближе и с жанром, и с актерским дуэтом.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Давайте узнаем о фильме больше 👇

🇮🇹 Фильм «Вчера, сегодня, завтра» в 1963 снял Витторио Де Сика. Это образцовый пример комедии по-итальянски. В 1964 году он получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

🔪 Фильм разбит на три новеллы, каждая из них происходит в разном городе: Неаполь, Рим и Милан. И во всех трех историях играют одни и те же актеры: Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

🎬 Фильмы-альманахи в Европе начала шестидесятых были очень популярны: в том же стиле сняты «Боккаччо-70», «Капричо по-итальянски», «Ведьмы».

У фильмов-альманахов были три цели 🔻

1️⃣ Желание режиссера рассказать несколько коротких историй в одном фильме, а не снимать короткометражки.

2️⃣ Прославление определенного актера или актрисы — так было в фильме «Ведьмы».

3️⃣ Желание продюсера исследовать тему силами ряда мастеров кино «Три шага в бреду».

👫 «Вчера, сегодня, завтра» — бенефис Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Эти два актера играли вместе 11 раз и стали отдельным кинематографическим явлением. Впервые они снялись в фильме Алессандро Блазетти «Жаль, что ты каналья» 1954 года, потом появились в «Прекрасной мельничихе» Марио Камерини 1955 года. И там, и там с ними играл Витторио Де Сика. Именно он стал главным режиссером дуэта и подарил им совместные блистательные роли в фильмах «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи».

🎥 Дуэт Лорен и Мастроянни со временем начал переосмысливать и пародировать себя. Это случилось в трагикомедии «Необычный день» Эттора Сколы, где актеры разрушают привычные образы. Примерно то же они проделали в фильме Лины Вертмюллер «Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за вдовы — подозреваются политические мотивы». А последний раз они встретились в фильме «Высокая мода» 1994 года Роберта Олтмена.

О режиссре фильма, Витторио Де Сика

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Комедия по-итальянски — это не просто разновидность национальной комедии, а отдельный жанр кино. Она рождается в 1950-е годы, а расцвета достигает в 60–70-е. Жанр становится популярен не только в Италии, но и за ее пределами.

Как она родилась 👇

🍝 Само название «комедия по-итальянски» появляется благодаря фильму Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» (1961). Однако считается, что первая настоящая комедия по-итальянски — «Злоумышленники неизвестны» Марио Моничелли (1958).

🎥 Комедия по-итальянски рождается из неореализма, а конкретно — из розового неореализма. Тогда настоящий ядерный реализм начал вымирать и превратился в развлекательный жанр комедийного или мелодраматического толка. Вот из него постепенно кристаллизуется комедия по-итальянски.

🎭 Юрий Лотман рассматривал комедию по-итальянски как совмещение неореализма и комедии дель арте. От здесь неореализма — интерес к социальной трактовке героев, от дель арте — типажи. Это все знакомые маски: безутешный вдовец, подозрительный муж-рогоносец, молодая красивая пышногрудая жена, которая обязательно мужу изменяет, или жена, которая от мужа хочет сбежать. Изощренная документальная трактовка реальности соединяется с очень условной трактовкой, которую дает комедия дель арте.

💵 У истоков розового неореализма были работы Марио Камерини. Например, «Дам миллион» 30-х годов. Он вдохновлялся американскими и французскими картинами.

🎬 Среди наиболее значительных представителей комедии по-итальянски — Марио Моничелли с фильмом «Злоумышленники неизвестны», Пьетро Джерми с фильмами «Соблазненная и покинутая» и «Дамы и господа», Дино Ризи с «Трудной жизнью» и «Запахом женщины», Луиджи Коменчини с «Хлебом, любовью и фантазией». А завершает эту плеяду Этторе Скола: он делает уже очень модернистские комедии — «Отвратительные, грязные и злые» или «Необычный день».

💌 История жанра завершилась в 1980-х. Самым поздним представителем можно назвать Роберто Бениньи с его фильмом «Жизнь прекрасна».

Разбор сцены из фильма «Вчера, сегодня, завтра»

Почему «Вчера, сегодня, завтра» — особенный фильм

📺 В фильме три новеллы и каждая характеризует город, в котором разворачивается действие, и показывает талант актеров.

🚬 Первая новелла разворачивается в Неаполе, а Лорен и Мастроянни, конечно, играют неаполитанцев с присущей им непосредственностью. Играют они бедную семью: она торгует контрабандными сигаретами, он занимается неизвестно чем, у них куча детей и комические ситуации строятся вокруг бедности. Эта новелла наиболее приближена к неореализму.

💎 Следующая новелла рассказывает о Милане — она очень маленькая. Это даже не новелла, а зарисовка. Если Неаполь — город бедных, но внутренне богатых людей, то Милан — богатый город и люди там состоятельные. Мы видим таких в кадре: герои Мастроянни и Лорен едут в дорогом авто. Пейзаж безрадостный и серый, хотя прежний Неаполь был ярким. Здесь зритель чувствует социальную сатиру и высмеивание богатых.

🏛 Последняя — римская новелла. Тут ориентация на историю и высокую культуру, из которой выходит лирическая комедия с элементами эксцентрики. Герои Лорен и Мастроянни — два любовника, причем она уже потеряла интерес к нему и увлеклась другим, а он пытается вернуть ее интерес. Так в фильме появляется элемент драмы, тема чистоты и порока.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;