Конфуцианство
Понятие «благородный муж»
Учение о «благородном муже» — основа конфуцианства. В этой части узнаем, в чем оно заключается, а также поговорим о теории пяти элементов.
Начнем говорить об основных концепциях конфуцианства. Узнаем, как сам Конфуций представлял эти концепции из сборника его изречений и главной книги конфуцианства — «Лунь юй».
❓ Одним из ключевых понятий конфуцианства является понятие «благородный муж». Что значит быть благородным мужем, какими качествами он должен обладать?
👨🦳 Благородный муж (цзюнь-цзы) — символ всей конфуцианской традиции, точка устремления каждого служивого чиновника или достойного мужа китайского общества.
😌 По сути, все конфуцианские труды так или иначе пытаются трактовать, какими качествами должен обладать цзюнь-цзы и как их обрести. Чинность, спокойность манер, невозмутимость, преданность в служении, ритуальность поведения — именно таким конфуцианец представал публике.
😞 Антиподом благородного мужа выступает «низкий человек» или «маленький человек» (сяожэнь).
👍 Благородный муж руководствуется чувством долга, заботится о морали, требователен к себе, живет в согласии с другими людьми, хотя и не следует за ними, не проявляет пристрастия, боится велений Неба и великих людей. Помимо сугубо моральных добродетелей благородного мужа от простолюдинов и низких людей отличает и стремление к обладанию культурой, которая связывается с письменностью, книжной ученостью, ритуалом и музыкой.
👎 Низкий человек заботится только о личной выгоде и собственной пользе, затевает споры и предъявляет требования к другим, следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними, проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково, «не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека».
🔎 Где можно найти пример благородного мужа? Конфуций и его последователи не часто могли встретить благородных мужей среди современников и себя они таковыми не считали. Их идеал находился в далеком прошлом. Например, считалось, что образ благородного мужа воплощал основатель династии Чжоу-Гун.
📜 Ненависть благородного мужа
Цзыгун спросил:
— Благородный муж кого-нибудь ненавидит?
Учитель ответил:
— Ненавидит. Ему ненавистны те, кто сплетничает о других, ненавистны низшие, которые поносят высших, ненавистны те, кто, отличаясь смелостью, не соблюдают ритуала, ненавистны люди, полные решительности, но упрямые.
Затем Учитель спросил:
— А ты, Цы, тоже ненавидишь кого-нибудь?
— Я ненавижу тех, кто живет чужим умом, считает непокорность смелостью, а доносительство — проявлением прямоты.
🧐 На английский понятие «благородный муж» часто переводят как «джентльмен». Одни говорят, что у этих понятий действительно очень много общего. Другие считают, что есть и принципиальные различия. Подумайте, какие?
Одна из основных категорий китайской философии — учение о пяти элементах и пяти постоянствах У-син.
🌏 У-син — пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания, важная часть древнекитайской мифологии и натурфилософии, то есть философии природы, как системы самых общих законов естествознания.
🧐 В конфуцианстве натурфилософские вопросы имеют мало значения, в нем на передний план выходят моральные принципы и категории.
Элементы древней натурфилософии в конфуцианстве становятся принципами👇
🌳 Жэнь — человечность, милосердие, символ — дерево;
⚙️ И — справедливость, чувство долга, порядочность, символ — металл;
🔥 Ли — идеальное поведение, верность обычаям и ритуалам, знание приличий, символ — огонь;
💧Чжи — мудрость и здравый смысл, символ — вода;
⛰ Синь — добросовестность и искренность, лояльность, символ — земля.
🤔 Поразмышляйте, почему мудрость символизирует вода?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Одно из пяти главных понятий конфуцианства — жэнь. Это главное отличие благородного мужа и его главная добродетель.
Жэнь — человечность, которая реализуется через чжун и шу.
Чжун шу, в переводе с китайского преданность, взаимность, великодушие — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности.
Понятие чжун шу складывается из двух иероглифов:
1️⃣ Чжун — преданность. Согласно «Лунь юю», преданность означает «утверждать других в том, в чем желаешь утвердиться сам, подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам».
2️⃣ Шу — отзывчивость, устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим».
😌 Золотое правило объясняет как быть человечным (жэнь): относись к людям с внимательностью (чжун), потому что в жизни работает взаимность (шу).
📜 Пример вблизи
Цзы-Гун спросил Конфуция:
— Что скажете о том, кто широко благотворит народу и способен всем помочь? Может ли он быть назван человечным?
Учитель ответил:
— Почему же только человечным? Не так ли непременно поступают люди высшей мудрости? Об этом ведь пеклись всем сердцем Яо с Шунем! Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть. Умение найти пример вблизи — вот в чем я вижу искусство человечности.
📜 Плата за добро
Кто-то спросил:
— Что если за зло платить добром?
Учитель ответил:
— А чем же за добро платить?
Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.
Чжен Мин (выправление или исправление имен) — концепция, предложенная Конфуцием, согласно которой номинальное должно соответствовать реальному, слова — делам.
💡 Изначально идея чжэн мин подразумевала обязательность соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения общества 👇
🗣 «Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
🗣 «Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются».
✍️ Конфуций был убежден в том, что язык надо было вернуть к его исходному состоянию, когда у всех вещей были правильные идеальные имена, полностью отражавшие суть вещей.
📜 Нужно исправить имена
Цзылу сказал:
— Вэйский государь ждет вас для дел правления. С чего вы начнете?
Учитель ответил:
— Нужно исправить имена.
— Вы так считаете? — возразил Цзылу. — Это слишком заумно. Зачем их исправлять?
Учитель ответил:
— Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверно, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование; коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому все, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности.
«Золотое правило»: два разных смысла
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день